г. Чита |
Дело N А19-19104/2009 |
"10" февраля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи, Рылова Д. Н.,
судей Г. Г. Ячменёва, Э. В. Ткаченко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульзутуевой А. А.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Иркутский масложиркомбинат"
на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 октября 2009 года
по делу N А19-19104/2009
по заявлению Открытого акционерного общества "Иркутский масложиркомбинат"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области
о признании незаконным и отмене Постановления N 148 от 18.08.2009 г. о назначении административного наказания.
(суд первой инстанции судья Мусихина Т. Ю.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Иркутский масложиркомбинат" (далее ОАО "Иркутский масложиркомбинат", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области (далее Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления N 148 от 18.08.2009 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 22.10.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.33 КоАП.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Иркутский масложиркомбинат" обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, в связи с отсутствием в действиях ОАО "Иркутский масложиркомбинат" состава вмененного ему правонарушения. При этом указывая, что его действия необходимо было квалифицировать по ст. 14.7 КоАП РФ.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили, УФАС по ИО направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Заинтересованное лицо заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка деятельности заявителя по соблюдению требований антимонопольного законодательства. В ходе проверки установлено, что ОАО "Иркутский масложиркомбинат" производит майонез "Легкий", размещая на этикетке майонеза "Легкий", в состав которого входят консерванты, словосочетание "натуральные продукты", вводит в заблуждение относительно потребительских свойств, качеств товара, что может причинить убытки в виде упущенной выгоды иным хозяйствующим субъектам - конкурентам.
По данному факту Управлением было проведено расследование, по результатам которого установлено нарушение ОАО "Иркутский масложиркомбинат" требования п. 2.12.1 СанПиН 2.3.2.1293-03.
Решением комиссии Управления N 200 от 30.06.2009 г. вынесенным в порядке статей 23, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в рамках дела N 280, ОАО "Иркутский масложиркомбинат" признано нарушившим требования п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4 августа 2009 года должностным лицом Управления, с участием законного представителя заявителя, в отношении ОАО "Иркутский масложиркомбинат" составлен протокол об административном правонарушении N 68, согласно которому, словосочетание "натуральные продукты", расположенное на упаковке майонеза "Легкий", выпускаемого ОАО "Иркутский масложиркомбинат", под товарным знаком "Янта", в состав которого входят консерванты, представляют собой не соответствующие действительности сведения относительно преимуществ указанного товара перед иными, находящимися в обороте товарами, что является нарушением ст. 4 Закона РФ "О защите конкуренции". Указанные действия квалифицированы по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.
На основании протокола об административном правонарушении административным органом, с учетом надлежащего уведомления заявителя о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, было принято Постановление от 18 августа 2009 года N 148 о привлечении ОАО "Иркутский масложиркомбинат" к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Представленными в материалы дела документами достоверно подтверждено, что ОАО "Иркутский масложиркомбинат" производит майонез "Легкий". На этикетке указанного продукта размещено словосочетание "натуральные продукты". Однако, помимо наличия в майонезее натуральных продуктов в состав майонеза входят консерванты: сорбат калия (POTASSIUM SORBATE), Е202 и бензоат натрия (SODIUM BENZOATE) Е211, которые согласно приложению N 1 к "Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Гигиенические требования по применению пищевых добавок. СанПиН 2.3.2.1293-03", утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 18.04.2003 г., являются консервантами.
В соответствии с п. 2.12.1 "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования по применению пищевых добавок. СанПиН 2.3.2.1293-03", не допускается использование консервантов при производстве пищевых продуктов массового потребления: молоко, сливочное масло, мука, хлеб (кроме расфасованного и упакованного для длительного хранения), свежее мясо, а также при производстве продуктов диетического и детского питания и пищевых продуктов, обозначаемых как "натуральные" или "свежие".
В нарушение указанных норм права ОАО "Иркутский масложиркомбинат" при использовании консервантов в производимом им майонезе "Легкий" обозначало этот продукт как "натуральный".
Как следует из материалов административного производства, помимо реализации ОАО "Иркутский масложиркомбинат" майонеза "Легкий" с обозначением указанного продукта как натурального, на территории Иркутской области ООО "Юнилевер Русь" осуществляет реализацию натурального продукта - майонез "Calve легкий".
Таким образом, действия заявителя по реализации продукта как натурального, представляют собой распространение не соответствующих действительности сведений относительно преимуществ товара перед иными находящимися в обороте товарами, в частности производимым ООО "Юнилевер Русь" натурального продукта - майонез "Calve легкий".
Согласно п. 5, 9 ст. 4 Закона РФ N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц) - индивидуальных предпринимателей, коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую доход, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с п. 1, 2 статьи 14 указанного закона, не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции, что действия ОАО "Иркутский масложиркомбинат" направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности в виде распространения ложных, неточных или искаженных сведений, введения в заблуждение в отношении характера и способа производства, потребительских свойств и качества товара, что может привести к причинению убытков другим хозяйствующим субъектам.
Указанные действия ОАО "Иркутский масложиркомбинат" направленные на получение преимущества, занятие более выгодного положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкурентам, являются недобросовестной конкуренцией юридического лица, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.
На основании всего вышеизложенного, с учетом того, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, при отсутствии нарушений норм процессуального права при привлечении ОАО "Иркутский масложиркомбинат" к ответственности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области N 148 от 18.08.2009 г. о привлечении ОАО "Иркутский масложиркомбинат" к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.
В связи с чем, не состоятельны доводы апелляционной жалобы, что действия заявителя необходимо квалифицировать по ст. 14.7 КоАП РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана полная, всесторонняя оценка и они не опровергают правильных и обоснованных выводов указанных в обжалуемом решении суда.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 октября 2009 года по делу N А19-19104/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 октября 2009 года по делу N А19-19104/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Д.Н. Рылов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19102/2009
Истец: ОАО "Иркутский масложиркомбинат"
Ответчик: Ответчики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4739/2009