Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2010 г. N 04АП-531/2010
г. Чита |
Дело N А19-19916/2009 |
"11" марта 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2010 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Э. П. Доржиева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульзутуевой А. А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесного хозяйства Иркутской области
на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2009 года
по делу N А19-19916/2009 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-финансовая корпорация "КиренскЛесИнвест"
к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании незаконным бездействия.
(суд первой инстанции судья Дмитриенко Е. В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-финансовая корпорация "КиренскЛесИнвест" (далее ООО "ПФК "КиренскЛесИнвест", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (далее агентство лесного хозяйства) с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении ответа на заявление N 14 от 15.07.2009 г. о принятии решения о возврате излишне уплаченных платежей по арендной плате за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, за период с 01.01.2007 г. по 01.07.2009 г. в сумме 4079280 руб. 75 коп., либо решения об отказе в возврате излишне уплаченных платежей по арендной плате.
Решением суда первой инстанции от 21.12.2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что доказательств совершения уполномоченным лицом, которым по рассматриваемым требованиям является Агентство лесного хозяйства Иркутской области, действий, свидетельствующих о признании (или непризнании) им своих обязанностей по возврату излишне уплаченных им платежей, в суд не представлено. Вместе с тем, юридическая обязанность совершать указанные действия возложена на Агентство лесного хозяйства Иркутской области действующим бюджетным законодательством. Невыполнение определенных действий в установленном порядке свидетельствует об их противоправности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормам АПК РФ. Судом не было установлено бездействия агентства лесного хозяйства. Суд вышел за пределы заявленных требований, в решении не указано какие права заявителя нарушены агентством лесного хозяйства.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ООО "ПФК "КиренскЛесИнвест" и Киренским лесхозом 26.10.2004 г. заключен договор N 18 на аренду участка лесного фонда.
В соответствии с указанным договором Киренским лесхоз, как арендодатель передал ООО "ПФК "КиренскЛесИнвест" в аренду участок лесного фонда на территории Киренского лесхоза Киренского района Иркутской области в лесах третьей группы Небельского лесничества в составе кварталов N N 344-347, 367-372, 390-401, 424-427, 451-453 общей площадью 20494 га для осуществления заготовки древесины в объеме 68000 куб.м. ежегодно.
В целях приведения вышеназванного договора в соответствие с Лесным кодексом РФ, на основании Приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской области N 164-апр от 15.04.2008 г., между агентством лесного хозяйства (арендодатель) и заявителем (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 18/8 от 15.04.2008 г. в соответствии с которым арендатор в порядке и в сроки, предусмотренные данным договором, обязан вносить арендную плату за пользование участком лесного фонда.
ООО "ПФК "КиренскЛесИнвест" обратилось в агентство лесного хозяйства с заявлением N 14 от 15.07.2009 г. о возврате излишне уплаченных денежных средств в сумме 4079280 руб. 75 коп, образовавшихся в период с 01.01.07 г. по 01.07.09 г. в результате переплаты по арендной плате за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину.
В ответ на указанное заявление агентство лесного хозяйства направило ООО "ПФК "КиренскЛесИнвест" письмо N 91-37-2406/9 от 14.08.2009 г.
Поскольку указанное письмо не содержало решения о возврате, либо решения об отказе в возврате излишне уплаченных платежей по арендной плате, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании бездействия заинтересованного лица незаконным и обязании его принять соответствующее решение.
В соответствии с приказами Рослесхоза N 509 от 25.12.2007 г., N 8 от 10.01.2008 г. и N 204 от 13.05.2009 г. об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2007-2009 годах, за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закрепляются полномочия по администрированию доходов за использование лесов.
Согласно Закону Иркутской области N 100-оз от 22.12.2006 г. "Об областном бюджете на 2007 год", Постановлению Губернатора Иркутской области N 590-п от 31.12.2007 г. "Об областном бюджете на 2008 год" и Закону Иркутской области N 132-оз от 17.12.08 г. "Об областном бюджете на 2009 год", администратором доходов бюджета субъекта Российской Федерации в виде платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы, и в части, превышающей минимальный размер арендной платы, является Агентство лесного хозяйства Иркутской области.
В соответствии со ст. 51, 57, ч. 2 ст. 160.1 БК РФ плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, являются неналоговыми доходами соответствующего федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации.
Администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Из анализа указанных норм права следует, что агентство лесного хозяйства, как уполномоченный орган обязано было принять о возврате, либо об отказе в возврате заявителю излишне уплаченных платежей по арендной плате в 2007 г. - 2009 г. в сумме 4079280 руб. 75 коп., за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину.
Однако, в нарушение закона, заинтересованное лицо решений о возврате, либо об отказе в возврате излишне уплаченных заявителем платежей не принимала, тем самым, нарушив права и законные интересы заявителя связанные с его предпринимательской деятельностью.
Письмо же агентства лесного хозяйства N 91-37-2406/9 от 14.08.2009 г. не содержит какого либо решения и носит информационный характер.
С учетом всего вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности бездействия агентства лесного хозяйства, выразившееся в непринятии решения о возврате излишне уплаченных платежей по арендной плате за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, за период с 01.01.07 г. по 01.07.09 г. в сумме 4079280 руб. 75 коп. либо решения об отказе в возврате излишне уплаченных платежей по арендой плате, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
В связи с чем, не состоятельны доводы заинтересованного лица, изложенные в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2009 года по делу N А19-19916/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2009 года по делу N А19-19916/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д.Н. Рылов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19916/2009
Истец: ООО "ПФК "КиренскЛесИнвест"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-531/2010