г. Чита |
Дело N А19-23991/2009 |
"16" февраля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Т. О. Лешуковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульзутуевой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края
на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2009 года
по делу N А19-23991/2009
по заявлению Федерального бюджетного учреждения Объединение исправительных учреждений N 8 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю
к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края
о признании незаконным и отмене Постановления N 58-09-пст от 22.09.2009 г. о привлечении к административной ответственности.
(суд первой инстанции судья Полякова Е. Г.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
Федеральное бюджетное учреждение Объединение исправительных учреждений N 8 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю (далее заявитель, учреждение) обратилось в суд с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее административный орган, Служба) о признании незаконным и отмене Постановления N 58-09-пст от 22.09.2009 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 26 ноября 2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о недоказанности административным органом совершении заявителем вмененного ему правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ и нарушения норм процессуального права при привлечении учреждения к ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, указав на надлежащее уведомление заявителя о времени и месте рассмотрения дела, протокол об административном правонарушении и обжалуемое постановление содержат сведения о времени совершения правонарушения.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа на основании поступившего в Службу 12.08.2009 г. сообщения о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов от 02.07.2009 г., составленного на основании акта натурного осмотра лесного участка, было вынесено определение от 12.08.2009 г. о возбуждении дела об административном правонарушении с проведением административного расследования в отношении заявителя.
По результатам административного расследования, Службой был составлен протокол об административном правонарушении N 42-09-прт от 09.09.2009 г. о нарушении учреждением п. 39 "б" Правил санитарной безопасности в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 414 от 29.06.2007 г., а именно: при разработке лесосеки N 5 на участке лесного фонда КГУ "Кодинское лесничество" Аксеновское участковое лесничество в кв. N190 порубочные остатки (сучья, вершины деревьев, бой) не собраны на волоках и не уплотнены ходом трактора, как предусмотрено условиями лесорубочного билета N 158 от 20.08.2008 г. и совершения правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.
На основании Протокола об административном правонарушении руководителем административного органа было вынесено Постановление N 58-09-пст от 22.09.2009 г. о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 7500 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно ст. 26.1, ст. 26.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В нарушение вышеуказанной нормы права, в Протоколе об административном правонарушении N 42-09-прт от 09.09.2009 г. не указано время совершения правонарушения, а именно, из протокола нельзя установить, когда учреждением совершено правонарушение и с какого момента следует исчислять срок давности привлечения лица к ответственности.
Время совершения правонарушения не зафиксировано, в том числе, ни в сообщении о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов от 02.07.2009 г. (л.д. 48), ни в акте натурного осмотра лесного участка без номера и даты (л.д. 49), ни другими материалами административного производства.
Службой осмотр места совершения административного правонарушения не осуществлялся и какие либо документы, фиксирующие факт совершения заявителем правонарушения, не составлялись.
Вместе с тем, документы, на основании которых был составлен протокол об административном правонарушении, правомерно не приняты судом в качестве доказательств совершения учреждением вмененного ему правонарушения, так как, обстоятельства, свидетельствующие о том, что связь между действиями лица привлеченного к ответственности, в соответствии с которыми согласно лесорубочному билету N 158 от 20.08.2008 г. осуществлялась заготовка и вывозка древесины за период с 20.08.2008 г. по 19.08.2009 г. и выявленными правонарушениями, выразившимися в неудовлетворительной очистке лесного участка в сентябре 2009 года, административным органом какими либо документами не подтверждены. В том числе и актом натурного осмотра лесного участка, поскольку в нем не указана ни дата его составления, ни дата проведения поверки.
Таким образом, Службой не установлен субъект административного правонарушения, не доказано наличие события административного правонарушения совершенного учреждением и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях учреждения состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.
Кроме того, не установив время совершения правонарушения, и не указав это обстоятельство в процессуальных документах, административный орган не только допустил существенное и неустранимое нарушения порядка привлечения лица к ответственности, но и не доказал то, что оспариваемое постановление принято в пределах срока, предусмотрено ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, административный орган в нарушение закона, не известил надлежащим образом учреждение о дате времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
В подтверждение надлежащего извещения заявителя о дате, времени, месте рассмотрения дела о привлечении учреждения к административной ответственности административный орган ссылается на телеграмму (л.д. 53).
Однако указанный документ свидетельствует лишь о том, что в адрес лица, привлекаемого к ответственности, было направлено уведомление о дате рассмотрения дела об административном правонарушении. Каких либо доказательств, подтверждающих факт вручение указанной телеграммы заявителю, в материалы дела не представлено. Проставленной же в документе подписью заверена копия данного документа (телеграммы) выданная 15.09.2009 г. Уведомление о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 22.09.2009 г., полученное учреждением в день рассмотрения дела, так же не является доказательством надлежащего извещения заявителя о дате времени и месте рассмотрении дела.
Иных доказательств надлежащего извещения юридического лица заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Фактически Постановление N 58-09-пст от 22.09.2009 г. было вынесены в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности.
В результате, заявитель был лишен прав, предусмотренных вышеуказанными нормами закона, в том числе Конституционного права на квалифицированную юридическую защиту.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что административным органом существенно нарушена процедура привлечения заявителя к административной ответственности.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 г N 5960 существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Таким образом, при наличии в материалах дела противоречивых доказательств, при недоказанности наличия в действиях учреждения вмененного ему состава правонарушения и существенного нарушения административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности обжалуемого постановления о привлечении учреждения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.
Доводы административного органа, указанные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана полная и всесторонняя оценка и не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2009 года по делу N А19-23991/2009 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2009 года по делу N А19-23991/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д.Н. Рылов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-23991/2009
Истец: ГУП "Объдинение исполнительных учреждений N8 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУИН МЮ РФ по Красноярскому краю", ФБУ "Объединение исправительных учреждений N 8 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУ ФСИН по Красноярскому краю"
Ответчик: Ответчики, Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-17/2010