г. Чита |
Дело N А19-24187/09 |
"27" февраля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Лешуковой Т.О., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубук М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г.Братска Иркутской области
на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2009 года
по делу N А19-24187/09
по заявлению индивидуального предпринимателя Кузнецовой Ирины Александровны
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания N 1206 от 7 октября 2009 года,
(суд первой инстанции: Дмитриенко Е.В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явились,
от Инспекции - не явились,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кузнецова Ирина Александровна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 7 октября 2009 года N 1206 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2009 года заявленные предпринимателем требования удовлетворены в полном объеме, постановление N 1206 от 07.10.2009 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обжаловала его в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на законность и обоснованность оспариваемого заявителем постановления о привлечении предпринимателя Кузнецовой И.А. к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять наличные денежные расчеты в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России N 40 от 22.09.1993, следовательно, должны соблюдать требования о ведении кассовой книги и оформлении приходных и расходных кассовых ордеров.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Стороны представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что 02 сентября 2009 года в 15 часов 45 минут на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции N 321 от 02.09.2009 проведена проверка исполнения предпринимателем требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - закон N54-ФЗ) на торговой точке - канцелярские товары, расположенной по адресу: г.Братск, ул.Обручева, 2. Поверка проведена за период с 03.08.2009 г. по 01.09.2009 г.
В ходе проверки установлено, что предпринимателем при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товара с использованием ККТ "КАСБИ-02К" (заводской N 20604962, регистрационный N 25199) не ведется кассовая книга и книга учета доходов и расходов, вследствие чего не отражена торговая выручка за период с 03.08.2009 г. по 01.09.2009 в сумме 2 102 руб., в связи с чем допущено неоприходование в кассу денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 25.09.2009 г. N 63, составленном в присутствии ИП Кузнецовой И.А.
29 сентября 2009 года в отношении предпринимателя составлен протокол N 357-ф об административном правонарушении по статье 15.1 КоАП РФ. Предпринимателем, участвовавшим при составлении протокола, объяснения не даны.
07 октября 2009 года начальником Инспекции принято постановление N 1206 о наложении на предпринимателя административного штрафа в размере 4000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым постановлением, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и подлежащим отмене.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопления в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей, на юридических лиц от 40000 до 50000 рублей.
Исходя из пункта 1 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (далее - Положение), денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ), допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ и включенных комиссией в Государственный реестр ККМ, используемых на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Центральным Банком Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 года N 40, определено, что для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Пунктом 1 указанного Порядка в число предприятий включены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.
В соответствии с пунктом 12 названного Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" утверждены унифицированные формы первичной документации учета кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Согласно положениям пункта 2 данного постановления указанная первичная документация должна вестись юридическими лицами всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Таким образом, перечисленными актами в обязанность индивидуальных предпринимателей не вменяется ведение кассовой книги.
В соответствии с пунктом 3.4 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, по каждой контрольно-кассовой машине заводится журнал кассира-операциониста.
Порядок ведения журнала кассира-операциониста и его форма утверждены Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. При этом журнал кассира-операциониста применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денежных средств по каждой ККТ, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.
В акте проверки N 63 от 25.09.2009 г. указано на ведение предпринимателем журнала формы N КМ-4 (журнал кассира-операциониста), какие-либо нарушения его ведения не зафиксированы.
Таким образом, то обстоятельство, что предпринимателем не велась кассовая книга, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Книга учета доходов и расходов является документом налогового учета, в которой отражаются хозяйственные операции, неполное отражение полученных предпринимателем денежных средств в данной книге не может рассматриваться как нарушение порядка работы с денежной наличностью, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1206 от 07.10.2009, являются правильными.
При таких обстоятельствах ссылки заявителя апелляционной жалобы в обоснование своей позиции на письмо УМНС России по г. Москве от 20.05.2004 N 21-09/34235, письмо Центрального Банка России от 17.07.2006 N 08-17/2540, письма УФНС России подлежат отклонению как необоснованные.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2009 года по делу N А19-24187/09, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2009 года по делу N А19-24187/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-24187/2009
Истец: ИП Кузнецова И.А.
Ответчик: Ответчики, ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-167/2010