г. Чита |
Дело N А19-27065/09 |
18 февраля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Доржиева Э.П., Рылова Д.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта"
на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря
по делу N А19-27065/09
по заявлению Иркутского транспортного прокурора
к Открытому акционерному обществу "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта"
о привлечении к административной ответственности
(суд первой инстанции: Мусихина Т.Ю.)
при участии в судебном заседании представителей:
от прокуратуры: Кравцова Е.А., помощник Читинского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, служебное удостоверение ТО N 080691, поручение от 17 февраля 2010 года;
от ОАО "В-Сибпромтранс": Березин Д.В., юрисконсульт Правового управления, доверенность от 31 декабря 2009 года N 839
и УСТАНОВИЛ:
Иркутский транспортный прокурор (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Открытому акционерному обществу "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (далее - Общество, ОАО "В-Сибпромтранс") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2009 года (с учетом определения от 11 января 2010 года об исправлении опечатки) заявленные требования удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "В-Сибпромтранс" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что лицензия на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте необходима только тем организациям, для которых такая деятельность является самостоятельной (основной) и направлена на систематическое получение прибыли. Однако Общество при получении дизельного топлива осуществляет его разгрузку (слив) для последующей заправки тепловозов в целях обеспечения основной деятельности по перевозке грузов на промышленном железнодорожном транспорте, перепродажей дизельного топлива Общество не занимается и прибыль от этого не получает. Следовательно, слив дизельного топлива сам по себе не является для ОАО "В-Сибпромтранс" самостоятельной деятельностью. Кроме того, у Общества имеется лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов для осуществления, в том числе, погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, которая является составной частью осуществляемой Обществом деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов. С учетом изложенного, заявитель апелляционной жалобы полагает, что он не обязан получать лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, в связи с чем привлечение его к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ является неправомерным.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу прокурором не представлен. В судебном заседании представитель прокуратуры выразила согласие с решением суда первой инстанции, просила оставить его без изменения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя прокуратуры и ОАО "В-Сибпромтранс", изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Иркутской транспортной прокуратурой в ноябре 2009 года проведена проверка исполнения Обществом законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
В ходе проведенной проверки было установлено, что на станцию Китой-Комбинатская Восточно-Сибирской железной дороги в адрес грузополучателя - Ангарского ППЖТ (филиала ОАО "В-Сибпромтранс") за период с 1 января по 16 ноября 2009 года поступило две цистерны с дизельным топливом с температурой вспышки ниже 61 градуса, семь цистерн с дизельным топливом с температурой вспышки свыше 61 градуса и одна цистерна с моторным топливом. Выгрузка (слив) топлива производится на принадлежащем Обществу на праве собственности железнодорожном пути необщего пользования N 20, находящемся по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, станция Сортировочная.
По результатам проверки Иркутским транспортным прокурором 18 ноября 2009 года вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ (т. 1, л.д. 11-14).
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
В соответствии с подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, включена погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Порядок лицензирования упомянутой деятельности регламентирован Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 N 134, пунктом 1 которого предусмотрено, что лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 5 названного Положения лицензионными условиями осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами являются:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, сооружений и оборудования, необходимых для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертифицированных в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, погрузочно-разгрузочных устройств и сооружений (крытых и открытых складов и платформ, площадок для контейнеров, тяжеловесных и других грузов, эстакад, повышенных путей, грузосортировочных платформ, площадок для контрейлеров и автопоездов и др.), соответствующих требованиям, предъявляемым нормативными правовыми и иными актами к погрузочно-разгрузочным устройствам и сооружениям, используемым при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами;
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями;
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специализированного подразделения пожарной охраны или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями, осуществляющими деятельность в области обеспечения пожарной безопасности;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в местах осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения, необходимых для ликвидации пожара, и содержание этих средств в работоспособном состоянии;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) плана действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе пожара;
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) лица, ответственного за ведение учета и анализа происшествий, а также причин их возникновения при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами;
- ведение лицензиатом учета и анализа происшествий, а также причин их возникновения при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами в порядке, устанавливаемом Министерством транспорта Российской Федерации;
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям;
- наличие на каждом объекте, на котором осуществляется погрузочно-разгрузочная деятельность с опасными грузами, работника, ответственного за погрузку, размещение, крепление и выгрузку опасных грузов, имеющего соответствующую подготовку;
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) лица, ответственного за организацию погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, имеющего высшее или среднее специальное образование и стаж работы в области осуществления лицензируемого вида деятельности не менее 5 лет за последние 10 лет трудовой деятельности;
- повышение квалификации лица, ответственного за организацию осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, а также работников лицензиата, производственная деятельность которых связана с погрузочно-разгрузочной деятельностью с опасными грузами, не реже 1 раза в 3 года.
Согласно пункту 3.2.2 Правил безопасности при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.94 N 50, грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.
Таким образом, обязанность осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте при наличии соответствующей лицензии установлена как для грузоотправителей, так и для грузополучателей опасных грузов на железнодорожном транспорте, осуществляющих разгрузку опасных грузов.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации под опасным грузом понимается груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
На основании Межгосударственного стандарта ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" и Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных МПС России 25.11.96 N ЦМ-407, МЧС России 31.10.96 N 9/733/3-2 и ФГПН России 28.10.96 N 03-35/287, дизельное и моторное топливо отнесены к опасным грузам 3 класса.
Следовательно, на основании пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и подпункта 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Общество обязано иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Материалами дела достоверно подтверждается осуществление Обществом указанного вида деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
В подтверждение события вменяемого Обществу административного правонарушения прокурором в материалы дела представлены, в частности:
- постановление от 18 ноября 2009 года о возбуждении дела об административном правонарушении (т. 1, л.д. 11-14);
- справка станции Китой-Комбинатская ВСЖД (т. 1, л.д. 81-82), содержащая информацию о количестве поступивших в адрес Общества вагонов с дизельным топливом;
- договор от 15 декабря 2004 года N 4/2004 на эксплуатацию пути необщего пользования (т. 1, 15-23), в соответствии с которым к станции Китой-Комбинатская ВСЖД железнодорожный путь необщего пользования примыкает несколькими путями, в том числе, на протяжении пути N 20 станции Сортировочная за стрелкой N 111;
- технический паспорт железнодорожного пути (т. 1, л.д. 24-29);
- свидетельства о государственной регистрации права 38-АБ 252058 от 6 ноября 2003 года и 38-АБ 252431 от 27 ноября 2003 года (т. 1, л.д. 47-48), подтверждающие право собственности Общества на указанный железнодорожный путь;
- Инструкция о порядке производства маневровой работы на путях, находящихся в ведении Депо подвижного состава станции Сортировочная Ангарского ППЖТ - филиала ОАО "В-Сибпромтранс", утвержденной директором Ангарского филиала Общества Черных Ю.И. (т. 1, л.д. 30-46), в соответствии с пунктом 3.2.1 которой на пути N 20 производится выгрузка опасных грузов 3 класса: слив топлива дизельного - аварийная карточка 305;
- справка ОАО "В-Сибпромтранс" (т. 1, л.д. 80), в которой сообщается, что на балансе Общества находятся здание склада ГСМ, топливораздаточная колонка, колонка под дизтопливо, емкость для дизтоплива, насосы и другие устройства, необходимые для осуществления погрузочно-разгрузочных работ.
Фактическое осуществление разгрузки (слива) дизельного топлива Обществом по существу не оспаривается и, более того, подтверждено им в отзыве от 10 декабря 2009 года N 1481-06 на заявление прокуратуры (т. 1, л.д. 86-87) и апелляционной жалобе (т. 2, л.д. 49-50). Суду апелляционной инстанции представитель ОАО "В-Сибпромтранс" также подтвердил данное обстоятельство.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что деятельность по разгрузке (сливу) топлива не связана с перепродажей топлива и получением прибыли, а направлена на обеспечение его основной деятельности по перевозке грузов на промышленном железнодорожном транспорте, является необоснованным в силу следующего.
Согласно абзацу первому пункта 3.3 Устава ОАО "В-Сибпромтранс" (с учетом изменений, внесенных в феврале 2004 года, т. 2, л.д. 2) одним из основных видов собственной деятельности Общества является транспортная деятельность на железнодорожных путях необщего пользования (перевозка грузов, в том числе опасных, погрузочно-разгрузочные работы, а также выполнение других работ и оказания услуг, связанных с транспортным обслуживанием).
То есть в силу прямого указания Устава Общество осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожных путях необщего пользования.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае получение прибыли возможно не только от продажи топлива. Так, без осуществления разгрузки (слива) дизельного топлива была бы невозможна дальнейшая заправка тепловозов в целях осуществления перевозок грузов на промышленном железнодорожном транспорте и, как следствие, получение Обществом прибыли от этого вида деятельности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Относительно довода Общества о том, что лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте ему получать не требуется, поскольку у него имеется лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов N 38-ЭВ-000591(Ж) от 11 ноября 2004 года (т. 1, л.д. 60), суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Эксплуатация взрывоопасных производственных объект подлежит лицензированию на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в статье 17 этого Федерального закона.
Лицензия N 38-ЭВ-000591(Ж) не предусматривает осуществление такого вида деятельности, как погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Эта лицензия выдана на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, а не осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. То есть имеющаяся у Общества лицензия не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а лишь разрешает проведение работ на объектах, являющихся источником повышенной опасности.
Действовавшее на момент выдачи Обществу упомянутой лицензии Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.06.2002 N 18, равно как и принятое впоследствии Положение о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 18, а также действующее в настоящее время Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 599, содержат иные лицензионные требования и условия, нежели Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 N 134.
Более того, лицензирование деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте осуществляют различные государственные органы (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта соответственно).
Порядок привлечения Общества к административной ответственности не нарушен. В частности, о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении Общество было извещено заблаговременно (13 ноября 2009 года), что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением (т. 1, л.д. 84). При вынесении постановления от 18 ноября 2009 года присутствовал уполномоченный представитель ОАО "В-Сибпромтранс" - Черных Ю.И., действующий на основании специальной доверенности от 17 ноября 2009 года N 685 (т. 1, л.д. 85), ему были разъяснены предусмотренные КоАП РФ права и обязанности, а также предоставлена возможность дать письменные объяснения по делу (т. 1, л.д. 14).
Сроки давности привлечения Общества к административной ответственности также не нарушены, поскольку совершенное им административное правонарушение является длящимся.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июня 2007 года N 1373/07 указано, что длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, и характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного противоправного деяния.
Лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию деятельность без лицензии, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока такая деятельность не прекращена. В настоящем деле допущенное Обществом правонарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, то есть является длящимся.
Аналогичная позиция по поводу характера административного правонарушения, связанного с осуществлением деятельности без лицензии или с нарушением ее условий, выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 июля 2008 года N 1097/08.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае, как следует из упоминавшейся выше справки станции Китой-Комбинатская ВСЖД, вагон с дизельным топливом в адрес Общества поступил 11 ноября 2009 года, а само административное правонарушение было выявлено прокуратурой 18 ноября 2009 года и, соответственно, срок давности привлечения Общества к административной ответственности истекал 18 января 2010 года.
Мера наказания (административного штрафа) определена судом первой инстанции в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.1 КоАП РФ (40 000 рублей).
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2009 года по делу N А19-27065/09, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2009 года по делу N А19-27065/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27065/2009
Истец: Иркутский транспортный прокурор
Ответчик: Ответчики, ОАО "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта"
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-153/2010