г. Владивосток |
|
20 января 2010 г. |
Дело N А24-4427/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 января 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Г.А. Симоновой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
от Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю: представитель Корсакова В.А. по доверенности N 03 от 11.01.2010 года сроком действия до 31.12.2010 года, удостоверение N 024805 от 10.02.2009 года;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае: представитель Лебедева С.В. по доверенности от 27.10.2009 года N 30 сроком действия 3 года, паспорт 3001 058906 от 10.10.2001.
Управление по недропользованию по Камчатскому краю не явилось, извещено надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю
апелляционное производство N 05АП-6370/2009
на решение от 06.11.2009 судьи К.Ю. Иванушкиной
по делу N А24-4427/2009 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Управления по недропользованию по Камчатскому краю
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатскому крае
о признании недействительным сообщения Управлению Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю от 02.07.2009г. N 01/025/2009-614 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества.
УСТАНОВИЛ:
Управление по недропользованию по Камчатскому краю (далее - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю (далее - УФРС по Камчатскому краю, ответчик) от 02.07.2009 N 01/025/2009-614 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества: нежилые помещения поз. 7 подвала, поз. 19-22, 22а, 22б, 23, 24а, поз. 25-29, 46 III эт., расположенные по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, д. 104А.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 06.11.2009 данное заявление было удовлетворено: суд признал недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сообщение Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю от 02.07.2009 N 01/025/2009-614 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества: нежилые помещения поз. 7 подвала, поз. 19-22, 22а, 22б, 23, 24а, поз. 25-29, 46 III эт., расположенные по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, д. 104А.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, УФРС по Камчатскому краю подало в арбитражный суд апелляционную жалобу, просит решение суда отменить, в связи с неправильным истолкованием закона.
В обоснование своих требований, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик ссылается на то, что основанием отказа в совершении государственной регистрации права оперативного управления на вышеуказанный объект является несоблюдение абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" : не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) открыт раздел на объект недвижимого имущества: Административное здание, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, д. 104 а. Однако правообладатель с заявлением о прекращении права собственности на здание и регистрацией прав на вновь образованный объект (нежилые помещения) не обращался.
В материалы дела от Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что заявитель не согласен с требованиями, изложенными в жалобе, решение арбитражного суда первой инстанции считает законным и обоснованным, жалобу УФРС по Камчатскому краю - не подлежащей удовлетворению.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (далее - ТУ Росимущества) в отзыве на апелляционную жалобу указал, что оспариваемый судебный акт вынесен с соблюдением норм материального и процессуального права. Полагает, что административное здание, в котором находятся спорные помещения, является собственностью Российской Федерации и учтено в реестре федерального имущества. Распоряжением от 16.07.2007 N 304-р за Управлением по недропользованию по Камчатскому краю данные помещения были закреплены на праве оперативного управления. В силу статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Однако УФРС по Камчатскому краю ссылается на невозможность регистрации права оперативного управления на нежилые помещения, поскольку в ЕГРП открыт раздел на объект недвижимого имущества: Административное здание, в связи с чем собственнику необходимо обратиться с заявлением о прекращении права собственности на здание и регистрацией права на вновь образованный объект - нежилые помещения.
Вместе с тем, ТУ Росимущества полагает, что распоряжение от 16.07.2007 N 304-р не является решением собственника о делении объекта недвижимости. Федеральный закон N 122-ФЗ не возлагает на собственника недвижимого имущества обязанности делить и повторно регистрировать свое право на отдельные части объекта недвижимого имущества, имеющего единый кадастровый номер и о котором имеются сведения, позволяющие идентифицировать эти части на кадастровом плане.
В судебном заседании представитель УФРС по Камчатскому краю поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель ТУ Росимущесива настаивал на доводах, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечило, что согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и заслушав объяснения представителей явившихся лиц, установила следующее.
Как следует из материалов дела, административное здание, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, 104а, является собственностью Российской Федерации и учтено в реестре федерального имущества, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права и картой объекта.
Распоряжением ТУ Росимущества от 16.07.2007 N 304-р за Управлением закреплены на праве оперативного управления нежилые помещения поз. 7 подвала, поз. 19-22, 22а, 22б, 23, 24а, поз. 25-29, 46 III эт., расположенные по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, д. 104А.
Согласно акту приема-передачи от 05.02.2008 (л.д. 68), вышеуказанные помещения переданы на баланс заявителю.
В силу статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
08.05.2009 в УФРС по Камчатскому краю Крикуном Н.Н., действовавшим от имени заявителя на основании нотариально удостоверенной доверенности, представлены документы на государственную регистрацию права оперативного управления, указанные в расписке о получении документов от 08.05.2009.
04.06.2009 государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 122-ФЗ на один месяц до 03.07.2009.
Поскольку в период приостановления срока причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были, 02.07.2009 государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ.
Полагая, что отказ УФРС по Камчатскому краю в государственной регистрации незаконным, Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, для государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества: нежилые помещения поз. 7 подвала, поз. 19-22, 22а, 22б, 23, 24а, поз. 25-29, 46 III эт., расположенные по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, д. 104А Управление представило УФРС по Камчатскому краю полный комплект надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьей 17 которого не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться как всем недвижимым имуществом, так и его частью. Согласно пункту 1 статьи 131 и пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, наличие зарегистрированного права собственности административного здания, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, 104а не исключает возможность передачи и регистрации права оперативного управления на часть нежилых помещений, в данном случае части объекта недвижимого имущества: нежилые помещения поз. 7 подвала, поз. 19-22, 22а, 22б, 23, 24а, поз. 25-29, 46 III эт., расположенные по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, д. 104А. Учитывая названное выше, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что нежилые помещения, указанные в оспариваемом отказе, не стали вновь образованным объектом в праве собственности Российской Федерации. Они являются составной частью объекта капитального строительства - административного здания, которое является объектом права собственности Российской Федерации.
Довод УФРС по Камчатскому краю о том, что Управление не вправе обращаться с заявлением о государственной регистрации права оперативного на вышеуказанный объект, поскольку согласно Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с таким заявлением вправе обращаться только правообладатель или уполномоченный им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, то есть ТУ Росимущества, коллегия отклоняет в силу следующего.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 31.08.200 N 648 "Вопросы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности" заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, а также о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования находящимся в федеральной собственности земельным участком подается организацией, за которой недвижимое имущество закреплено (которой земельный участок предоставлен) на основании акта соответствующего уполномоченного органа.
При государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на указанное недвижимое имущество в качестве документа, подтверждающего отнесение этого имущества к федеральной собственности, представляется выписка об объекте регистрации из реестра федерального имущества.
Государственная регистрация права хозяйственного ведения и оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, а также права постоянного (бессрочного) пользования находящимся в федеральной собственности земельным участком в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется с указанием Российской Федерации как собственника такого имущества.
Исходя из изложенного, Управление по недропользованию по Камчатскому краю вправе подавать заявление о государственной регистрации права оперативного управления в орган государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним и действовало в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно указанной норме права, суд приходит к выводу о неправомерности действий УФРС по Камчатскому краю, выразившихся в отказе государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества: нежилые помещения поз. 7 подвала, поз. 19-22, 22а, 22б, 23, 24а, поз. 25-29, 46 III эт., расположенные по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, д. 104А.
Кроме того, суд считает, что наличие записи в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на административное здание не препятствует ответчику внести в ЕГРП запись о государственной регистрации права оперативного управления на спорные нежилые помещения на основании заявления, представленного заявителем в УФРС по Камчатскому краю 08.05.2009 с учетом документов, представленных после приостановления государственной регистрации.
Доводы УФРС по Камчатскому краю, содержащиеся в оспариваемом отказе относятся не к основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 122-ФЗ для отказа в совершении регистрационных действий, а к порядку заполнения ЕГРП, который регламентируется Правилами ведения ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219.
При таких обстоятельствах дела, суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований Заявителя. Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 06 ноября 2009 года по делу N А24-4427/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4427/2009
Истец: Управление по недропользованию по Камчатскому краю
Ответчик: Ответчики, Управление Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю
Третье лицо: Третьи лица, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2010 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6370/2009