Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2009 г. N 07АП-10715/2009
г. Томск |
Дело N 07АП-10715/09 |
12 января 2009 г. |
|
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей: Бородулиной И. И., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И. И.,
при участии:
от заявителя: Осташова А. В. по дов. от 01.09.2009, Карпова К. А. по дов. от 09.09.2009
от административного органа: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.11.2009 по делу N А27-15301/2009 (судья Гуль Т. И.) по заявлению Муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N1 г. Юрги" к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области об оспаривании постановлений N 11-17-32/2009 и N 11-17-33/2009 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 1 города Юрги" (далее - Учреждение, МУЗ "Городская больница N1 г. Юрги", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области (далее - ТУ ФС ФБН по Кемеровской области, Управление) от 11.08.2009 о назначении административного наказания по делу N 11-17-32/2009 и N 11-17 33/2009.
На основании данных заявлений арбитражным судом возбуждены производства по делам N А27-15301/2009 и N А27- 15302/2009.
По ходатайству заявителя определением от 28.10.2009 названные дела объединены для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением единого номера А27-15301/2009.
Решением от 12.11.2009 по делу N А27-15301/2009 арбитражный суд заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с указанным решением, ТУ ФС ФБН по Кемеровской области обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее: согласно должностным инструкциям медстатистиков и медрегистраторов, утвержденным главным врачом МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги", в должностные обязанности указанных работников не входит непосредственное оказание амбулаторно-поликлинической помощи женщинам во время беременности; оплата труда гардеробщика, уборщика, социального работника, машиниста по стирке белья за счет родового сертификата, не соответствует требованиям действующего законодательства, так как данные работники не относятся к категории "медицинские работники"; вывод суда об отсутствии вины несостоятелен.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги", ее представители в судебном заседании возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая, что в действиях Учреждения нет состава административного правонарушения, отсутствует вина, считают также, что отсутствует четкая регламентация порядка расходования денежных средств по родовым сертификатам.
ТУ ФС ФБН по Кемеровской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Руководствуясь статьей 156 АПК РФ, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителя Управления.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Учреждения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, в соответствии с Планом контрольной работы на 2009 Управлением в период с 29.06.2009 по 23.07.2009 проведена проверка финансовой деятельности МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги" за 2008 год, в ходе которой были выявлены нарушения использования МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги" средств, предназначенных для расчетов за медицинскую помощь, оказанную женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет.
Установленные нарушения выразились в том, что за счет средств, предназначенных для расчетов за медицинскую помощь, оказанную женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, выделенных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Фонду социального страхования российской Федерации и полученных МУЗ "ГБ N 1 г. Юрги", произведена оплата труда медицинским работникам, не оказывающим непосредственно амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, а именно: медицинским регистраторам, медицинским статистикам, а также гардеробщикам, уборщикам, социальным работникам, машинистам по стирке белья.
Выплаты указанным лицам производились на основании приказов главного врача больницы N 382 от 25.11.2008 и N 414 от 23.12.2008 путем перечисления средств на лицевые счета работников, открытые в филиале открытого акционерного банка "Уралсиб", что подтверждается платежными поручениями с приложением реестров получателей.
По результатам проверки 23.07.2009 составлен акт N 15-09-27 проверки обоснованности получения и использования средств за услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет в МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги".
В этот же день в присутствии главного врача больницы Потапенко М.В. составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
11.08.2009 Управлением в присутствии законного представителя МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги" главного врача Потапенко М.В. вынесены постановления N 11-17-32/2009, N 11-17-33/2009 о назначении больнице административного наказания за совершение правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40000 рублей по каждому из постановлений.
Не согласившись с указанными постановлениями, учреждение обжаловало их в судебном порядке.
Признавая незаконными и отменяя данные постановления, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом не представлено доказательств наличия в действиях учреждения состава административного правонарушения.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, исходя из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Часть 2 статьи 15.14 КоАП РФ устанавливает ответственность за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование денежных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Порядок финансового обеспечения в 2008 - 2010 годах расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, к числу которых относится и МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги", услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007 году, - независимо от срока постановки на диспансерный учет), регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 987 (далее - Постановление Правительства РФ N 987) и принятым на его основе приказом Минсоцздравразвития от 05.02.2008 N 51н "О Порядке расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет" (далее - Порядок, Приказ N 51н).
Согласно пункту 6 Порядка средства, направляемые на оплату труда, распределяются между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого по критериям в соответствии с приложением N 2, а также между работниками, осуществляющими диспансерное наблюдение детей, в соответствии с положением об оплате труда.
Дополнительные выплаты к заработной плате за счет средств, полученных за родовые сертификаты, устанавливаются ежемесячно приказом главного врача учреждения.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, в Приказе N 51н установлено, что по оказанной медицинской помощи определяется процентное соотношение оплаты труда медицинского персонала от суммы перечисленных средств в зависимости от специфики оказанного вида помощи, но не определено, между каким медицинским персоналом могут быть распределены эти средства.
В связи с этим, перечень лиц, непосредственно оказывающих амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также осуществляющих диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни, устанавливается учреждениями здравоохранения самостоятельно, исходя из особенностей организации оказания медицинской помощи. К таким лицам могут быть, в частности, отнесены сотрудники лечебно-диагностических служб (занимающихся обследованием беременных, рожениц), другой персонал, без участия которого невозможна организация оказания медицинской помощи.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Кемеровской области в акте проверки соблюдения порядка оформления и выдачи родового сертификата, оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов от 21.05.2009 установил, что порядок расходования средств, полученных от родовых сертификатов определен положением о распределении средств, полученных по родовым сертификатам, утвержденным главным врачом МУЗ "Городская больница N 1 города Юрги".
Установленный Положением порядок распределения средств соответствует требованиям пунктов 3, 6 Приказа от 05.02.2008 N 51н. Средства на оплату услуг за оказанную амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности направляются в соответствии с приказом по учреждению здравоохранения на: оплату труда медицинского персонала в размере 35 - 45 процентов от суммы перечисленных средств. Средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно- поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого по критериям в соответствии с приложением N 2, а также между медицинскими работниками, осуществлявшими диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, за первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на диспансерный учет, в соответствии с положением об оплате труда.
На основании приказа главного врача N 382 от 25.11.2008, платежным поручением от 03.12.2008 N11832 произведены выплаты медицинским работникам женской консультации, в том числе: медрегистратору Макарчук И.В., медрегистратору Волжаниной Е.А., медрегистратору Токаревой Н.Г., машинисту по стирке белья Сушляковой В.В., соцработнику Захаровой Н.В., медрегистратору Зелениной Н.В., медстатисту Бирицкой Г.Н., гардеробщице Тагуновой Л.Ф., уборщице Денисовой А. на общую сумму 2 835,12 руб.
В соответствии с приказом главного врача от 23.12.2008 N 414 платежным поручением от 25.12.2008 N12991, оплачено медицинским работникам женской консультации, в том числе: медрегистратору Макарчук И.В., медрегистратору Волжаниной Е.А., медрегистратору Токаревой Н.Г., машинисту по стирке белья Сушляковой В.В., соцработнику Захаровой Н.В., медрегистратору Зелениной Н.В., медстатисту Бирицкой Г.Н., гардеробщице Тагуновой Л.Ф., уборщице Денисовой А. на общую сумму 3 249,26 руб.
Однако, как следует из представленных копий приказов N 24к от 14.01.2008, N 696-к от 06.11.2008, 357к от 17.06.2009, 85к от 10.02.2009, 689к от 07.11.2007 Сушлякова В.В. периодически совмещает выполнение основной работы с обязанностями сестры-хозяйки, Туганова Л.Ф. совмещает выполнение основной работы с обязанностями санитарки женской консультации, Макарчук И.В. была временно приняты на должность медрегистратора до получения документов, подтверждающих квалификацию данного работника, в настоящее время переведена на должность врача-акушера-гинеколога 11 разряда, Зеленина Н.В. переведена на должность медицинской сестры 6 разряда ЕТС, Захарова Н.В. принята по совместительству медицинским регистратором.
На основании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области N 264 от 27.12.2006 "Об утверждении Положения о порядке применения тарифной системы оплаты труда, стимулирующих и компенсационных выплат для работников государственных учреждений здравоохранения Кемеровской области, медицинский статистик, медицинский регистратор являются средним медицинским персоналом, машинист по стирке и ремонту спецодежды и гардеробщик являются тождественными профессиями санитаркам (младший медицинский персона) лечебно-профилактического учреждения, которым разрешено участвовать в диспансерном (профилактическом) наблюдении и родовспоможении детей.
Таким образом, при отсутствии доказательств того, что указанные выше сотрудники не принимали участие в оказании медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, отсутствуют основания считать использование средств, выделенных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Фонду социального страхования российской Федерации, не связанным с их назначением.
Довод апелляционной жалобы о том, что в должностных инструкциях указанных лиц отсутствуют оговоренные выше обязанности, не может быть принят в качестве доказательства невыполнения ими полномочий, связанных с оказанием медицинской помощи женщинам.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание отсутствие четкой регламентации порядка расходования денежных средств по родовым сертификатам, на что правильно указал суд первой инстанции, состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ, в действиях МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги", выразившихся в распределении денежных средств между вышеуказанными категориями работников, апелляционный суд не усматривает.
Таким образом, решение суда первой инстанции о признании незаконным и отмене постановлений от 11.08.2009 N 11-17-32/2009, N 11-17-33/2009 о назначении административного наказания является законным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями пунктом 1 статьи 269, статьями 156, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.11.2009 по делу N А27-15301/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.В. Кривошеина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15301/2009
Истец: МУЗ "Городская больница N1 г. Юрги" в лице главного врача Потапенко Михаила Васильевича
Ответчик: ТУ ФСФБН в Кемеровской области