г.Владивосток |
|
16 февраля 2010 г. |
Дело N А51-13363/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Л.Ю. Ротко
судей: Т.А. Солохиной, Т.А. Аппаковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич
при участии:
от истца: Козерод И.В. (дов. N 852 от 15.10.2009, уд.N III001514 от 10.01.2008);
от ответчика: представитель не явился (извещен);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Восточный порт"
апелляционное производство N 05АП-352/2010
на решение Арбитражного суда Приморского края от 14.12.2009
по делу N А51-13363/2008 судьи С.М. Синицыной
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Восточный порт"
о взыскании 330961 руб. 33 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Приморского края к открытому акционерному обществу "Восточный порт" с иском о взыскании 330961 руб. 33 коп. платы за пользование вагонами, предусмотренную статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Решением суда от 14.12.2009 исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя в апелляционном порядке состоявшееся по делу решение суда, открытое акционерное общество "Восточный порт" просит его отменить в связи с неприменением судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя апелляционной жалобы, факт простоя вагонов по вине порта истцом не доказан, акты общей формы, не являются достоверными доказательствами, поскольку оформлены истцом без представителя порта и на подпись порту не предоставлялись.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции в лице своего представителя, возражая относительно доводов апелляционной жалобы, просил состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения как законный и обоснованный, указывая, что судом дана надлежащая оценка актам общей формы, подтверждающим факт простоя вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, которые оформлены истцом в соответствии с действующим законодательством; а также что ответчик был уведомлен о подаче вагонов под выгрузку, что подтверждается доказательствами по делу.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечил, что согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор от 30.10.2001 N 392 об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта сроком действия с 12.10.2001 по 12.10.2006 с продлен на тех условиях до урегулирования разногласий, возникших при заключении нового договора (дополнительное соглашение N 1 от 13.12.2007).
Согласно пункту 9 договора учет времени нахождения вагонов в пользовании порта производится по памятке приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, уведомлению порта об окончании грузовых операций, актам общей формы, оформленным на задержку вагонов по причинам, зависящим от порта. На основании этих документом составляется ведомость подачи и уборки вагонов и производится расчет платежей.
В соответствии с пунктом 10.1 договора за время нахождения вагонов в порту под погрузкой-выгрузкой, перевалкой грузов (с момента подачи до приема станцией уведомления о готовности к уборке) и на путях станции, вследствие невозможности подачи вагонов по причинам, зависящим от порта, порт производит оплату за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N 2. Факты ожидания подачи или приема вагонов оформляются актом общей формы.
В апреле 2008 на путях станции Находка-Восточная находились вагоны в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от порта (отказ в приеме вагонов под выгрузку), в результате чего составлены акты общей формы: N N 2/611078, 2/611074, 2/611072, 2/611073, 2/611075, 2/611076, 2/611077, 2/611985, 2/611023, 2/611037, 2/611038, 2/611039, 2/611041, 2/611083, 2/611084, 2/611085, 2/611086, 2/611060, 2/611061, 2/611056, 2/611057, 2/611058, 2/611059. На основании данных актов, отражающих причины несвоевременной подачи вагонов в порт, время простоя, в соответствии с пунктом 9 договора истцом составлены ведомости подачи-уборки вагонов N 906607, 906608, 906612, 906613, 906614. За время ожидания приема вагонов перевозчиком начислена плата за пользование вагонами по указанным ведомостям подачи и уборки вагонов на общую сумму 400390 руб. 64 коп. (с учетом НДС), для оплаты которой выставлен счет N 139 от 26.05.2008.
Неисполнение обязательств по оплате за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, со стороны открытого акционерного общества "Восточный порт", в части 330961 руб. 33 коп. явилось основанием для обращения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
В силу статьи 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Судом первой инстанции полно и всесторонне проверены обстоятельства, касающиеся уведомления истцом ответчика о подаче вагонов под выгрузку. Порядок уведомления соблюден перевозчиком в соответствии с положениями договора от 30.10.2001 N 392 и подтверждается представленными доказательствами по делу, которым дана надлежащая оценка. Также, натурные листы свидетельствуют об уведомлении диспетчера порта о прибытии вагонов.
Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, пришел к выводу, что простой вагонов по вине грузополучателя, подтверждается материалами дела и отклоняет доводы жалобы о том, что станция не подавала порту вагону.
Довод жалобы о неправомерном начислении платы за пользование вагонами, не принадлежащими открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий материалам дела. Так, из ведомостей подачи и уборки вагонов и актов общей формы следует, что вагоны принадлежат открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Доказательств, опровергающих этот факт, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам, изложенные ответчиком в отзыве на иск, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.12.2009 по делу N А51-13363/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13363/2008
Истец: ОАО Российские железные дороги филиал ДВЖД, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Ответчики, ОАО "Восточный порт"
Третье лицо: Третьи лица, ОАО "РЖД"