г. Владивосток |
|
27 января 2010 г. |
Дело N А51-15707/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25 января 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Г.А. Симоновой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от ОАО "Международный аэропорт Владивосток": Петренко К.С. по доверенности от 21.01.2010 со специальными полномочиями сроком на 1 год, паспорт;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: Абросимов Д.Е. по доверенности от 19.01.2010 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010;
ООО "С 7 Билет" не явилось, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Международный аэропорт Владивосток"
апелляционное производство N 05АП-6706/2009
на решение от 19.11.2009 судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-15707/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ОАО "Международный аэропорт Владивосток"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
третье лицо: ООО "С 7 Билет"
о признании недействительными решения от 17.08.2009 по делу N 16 и предписания от 17.08.2009 N 16
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" (далее тексту - заявитель, общество, аэропорт) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - УФАС по Приморскому краю, управление, антимонопольный орган) от 17.08.2009 по делу N 16 и предписания от 17.08.2009 N 16.
Определением суда от 05.10.2009 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне УФАС по Приморскому краю привлечено общество с ограниченной ответственностью "С 7 Билет".
Решением суда от 19.11.2009 в удовлетворении заявления отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 19.11.2009, ОАО "Международный аэропорт Владивосток" просит его отменить как незаконное и необоснованное. Общество полагает, что суд необоснованно признал вывод антимонопольного органа о злоупотреблении обществом доминирующим положением на рынке услуг аренды путем необоснованного установления различных цен на аренду помещений. Заявитель считает, что он необоснованно признано занимающим доминирующее положение на товарном рынке аренды помещений, указывает на то, что включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара с долей более 35 % по аэропортовой деятельности, а не по деятельности от сдачи в аренду помещений. Ограничение УФАС по Приморскому краю географических границ товарного рынка исключительно территорией аэропорта заявитель считает не обоснованным.
При этом цены на реализацию обществом услуг аренды помещений не являются регулируемыми и устанавливаются обществом самостоятельно, исходя из индивидуальных показателей. Арендная плата является договорной и формируется путем маркетинговых исследований для каждого арендатора на конкретный период и зависит от различных факторов, таких как вид деятельности арендатора, качественные характеристики помещений, степень доходности, коммерциализация деятельности и рентабельность бизнеса арендатора. По мнению заявителя апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае имел место установление разных цен на один и тот же товар для разных групп покупателей на разных товарных рынках, что не противоречит требованиям антимонопольного законодательства.
Третье лицо ООО "С 7 Билет", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось, письменный отзыв на апелляционную жалобу управления в порядке статьи 262 АПК РФ не представило.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель ОАО "Международный аэропорт Владивосток" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель УФАС по Приморскому краю в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
Между ОАО "Международный аэропорт Владивосток" (Арендодатель) и ООО "С 7 Билет" (Арендатор) заключён договор N 708-09/08 от 15.12.2008 на аренду помещения площадью 3,68 кв.м. для размещения и организации кассы по продаже авиаперевозок на первом этаже здания аэровокзала внутренних авиалиний (литер Б, В) аэропорта "Владивосток", расположенного по адресу: г. Артем, ул. Портовая, 41, принадлежащего Арендодателю на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 26.04.2008 N 25-АА 986542).
По акту приема-передачи от 01.01.2010 помещение передано в аренду.
По условиям пункта 4.1 договора от 15.12.2008 N 708-09/08 размер арендной платы установлен 7176 руб., с учетом НДС.
Письмом от 17.04.2009 N 457 ОАО "Международный аэропорт Владивосток" направило арендатору дополнительное соглашение к договору от 15.12.2008 N 708-09/08, согласно которому цена за арендуемое помещение увеличена почти в 3,5 раза - с 7176 руб. до 25000 руб. (с учётом НДС).
04.05.2009 ООО "С 7 Билет" обратилось в УФАС по Приморскому краю с заявлением от 29.04.2009 исх. N 04-16-12-09/000062 с просьбой провести проверку по факту необоснованного повышения ОАО "Международный аэропорт Владивосток" арендной платы, злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке и ущемления в связи с этим законных интересов ООО "С 7 Билет".
На основании поступившего заявления ООО "С 7 Билет" управлением рассмотрен вопрос о правомерности повышения ОАО "Международный аэропорт Владивосток" цены по договору N 708-09/08 на аренду помещения на территории аэропорта и 04.06.2009 возбуждено дело N 16 о нарушении обществом антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении монопольно высоких цен на рынке услуг по предоставлению помещений в аренду для размещения и организации касс по продаже авиаперевозок.
По результатам рассмотрения дела комиссия антимонопольного органа приняла решение N 16 от 17.08.2009 о признании ОАО "Международный аэропорт Владивосток" нарушившим пункты 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Действия общества квалифицированы управлением как ущемление интересов ООО "С 7 Билет" путём экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен на аренду помещений и создания дискриминационных условий ООО "С 7 Билет" при аренде помещений в сравнении с другими арендаторами, осуществляющими аналогичную деятельность.
Одновременно УФАС по Приморскому краю выдано обществу предписание от 17.08.2009 N 16 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому предписано: в срок до 11.09.2009 изменить условия договора N 708-09/08 от 15.12.2008, установив ставку арендной платы по договору в размере, не превышающем ставку арендной платы по договорам с иными организациями, арендующими помещения аэропорта для целей размещения и организации кассы по продаже авиаперевозок (коэффициент к базовой ставке 0,31); в срок до 15.09.2009 сообщить в управление об исполнении настоящего предписания.
Не согласившись с вынесенными УФАС по Приморскому краю решением от 17.08.2009 по делу N 16 и предписанием от 17.08.2009 N 16, ОАО "Международный аэропорт Владивосток" обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В силу части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган вправе выдавать в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе хозяйствующему субъекту обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; создание дискриминационных условий 6, 8 статьи 10).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
Материалами дела установлено, что Приказом ФСТ России от 21.05.2007 N 102-э ОАО "Международный аэропорт Владивосток" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте.
На территории аэропорта наряду с ОАО "Международный аэропорт Владивосток" существуют еще 3 организации, сдающие принадлежащие им площади в аренду: ОАО "Владивосток Авиа", ООО "Аэро-Груз", ООО "Отель "Венеция".
Согласно аналитическому отчету УФАС по Приморскому краю, с учетом анализа специфики помещений, сдаваемых в аренду указанными тремя организациями, положение общества признано доминирующим по признакам превышения 35% доли оказываемых услуг в географических границах аэропорта, в частности на рынке услуг по предоставлению помещений в аренду для размещения и организации касс по продаже авиаперевозок.
Тем самым в соответствии с частями 1,2 статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ОАО "Международный аэропорт Владивосток" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг в аэропорту по предоставлению помещений в аренду для размещения и организации касс по продаже авиаперевозок.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что УФАС по Приморскому краю не обоснованно ограничены географические границы товарного рынка исключительно территорией аэропорта и, соответственно, отсутствием у потребителей возможности либо целесообразности арендовать помещения в Приморском крае, коллегией не принимается.
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В рассматриваемом случае помещения для продажи авиабилетов на территории аэропорта, сдаваемые ОАО "Международный аэропорт Владивосток" в аренду, представляют собой определенный интерес для перевозчиков и их агентов, именно, на территории аэропорта, а не на территории Приморского края в целом, либо его отдельных городов, поскольку на территории аэропорта складывается определенный рынок услуг по продаже авиабилетов для тех пассажиров, которые прилетают в г. Владивосток транзитом и не намерены выезжать за пределы аэропорта.
В связи с этим оценка товарного рынка верно определена антимонопольным органом в границах аэропорта, где в спорном случае сложилась конкуренция по продаже авиабилетов.
Также, с учетом изложенного, отклоняется и довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом случае имел место установление разных цен на один и тот же товар для разных групп покупателей на разных товарных рынках.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Международный аэропорт Владивосток" в начале 2009 года принято решение о проведении постатейного перерасчета стоимости 1 кв.м. аренды в зданиях аэровокзала и международного терминала и, с учетом зонирования помещений по степени привлекательности, а также разработанной системы повышающих/понижающих коэффициентов, определена базовая ставка аренды в размере 7142,80 руб./мес. В результате, приказом общества от 30.03.2009 N 127 утверждена стоимость аренды одного квадратного метра площади в размере 7142,80 руб. в месяц и установлена система повышающих и понижающих коэффициентов.
Согласно приложению N 2 к приказу от 30.03.2009 N 127 обществом для ООО "С 7 Билет" установлен коэффициент в размере 0,95, с учетом которого стоимость одного квадратного метра в месяц (с НДС) составила для третьего лица 6793,50 руб.
Письмом от 17.04.2009 N 457 обществом в адрес ООО "С 7 Билет" направлено дополнительное соглашение к договору аренды, согласно которому цена за арендуемое помещение для ООО "С 7 Билет" увеличена с 7176 руб. до 25000 руб. (с учётом НДС).
При этом, как обоснованно установлено судом из материалов дела, стоимость аренды 1 кв.м. с 01.05.2009 для других компаний, наряду с ООО "С 7 Билет" осуществляющих продажу авиабилетов на территории аэропорта, составила: для ООО Агентство воздушных сообщений "ТИС Ко., ЛТД" - 7142,8 руб. (коэффициент 1,00), для ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" - 2223 руб. (коэффициент 0,31), для ОАО "Владивосток Авиа" - 1380 руб. (коэффициент 0,19). Размер коэффициентов для арендаторов помещений на 1 этаже аэровокзала, установленных обществом, составил пределы от 0,19 до 1,00. При этом максимальный размер коэффициента, применённого к иным организациям, арендующим помещения аэропорта, в том числе осуществляющим реализацию авиабилетов, не превышает 0,31.
Размер коэффициента, применяемый к размеру базовой ставки арендной платы для ООО "С 7 Билет" (0,95) в 3 раза превышает коэффициент, установленный другим организациям.
Между тем, учитывая статус ОАО "Международный аэропорт Владивосток" как субъекта естественных монополий на транспорте, и лица, занимающего доминирующее (не менее 35%) положение на рынке оказания услуг в аэропорту, в частности на рынке услуг по предоставлению помещений в аренду для размещения и организации касс по продаже авиаперевозок, является незаконным и свидетельствующим о злоупотреблении заявителем своим доминирующем положением на рынке, независимо от заявленных обществом причин об обоснованном установлении им платы за аренду помещений, исходя из индивидуальных показателей, включая результаты подготовленного ООО "Центр развития инвестиций" по просьбе общества обоснования качественных ценообразующих характеристик величин ставок арендной платы.
Указание заявителя на то, что при расчёте арендной платы для ООО "С 7 Билет" аэропортом учтено, что данная организация не является непосредственно перевозчиком, а осуществляет продажу авиационных перевозок по договорам с перевозчиками, обоснованно не принято судом первой инстанции как не объясняющее трехкратную разницу в установленном для третьего лица повышенном коэффициенте.
При этом для целей настоящего спора не является определяющим то, что в соответствии с положениями статей 421, 422 Гражданского кодекса РФ стороны свободны в заключении договора, поскольку в данной ситуации отношения носят публично-правовой характер, учитывая, что участником договорных отношений является субъект монополистической деятельности.
В рассматриваемом случае нарушение ОАО "Международный аэропорт Владивосток" антимонопольного законодательства выразилось в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен на рынке услуг по предоставлению помещений в аренду для размещения и организации касс по продаже авиаперевозок и создании дискриминационных условий ООО "С 7 Билет", чем были нарушены пункты 6, 8 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ущемлены интересы арендатора - ООО "С 7 Билет".
В связи с этим УФАС по Приморскому краю правомерно вынесены в отношении общества решение от 17.08.2009 по делу N 16 и предписания от 17.08.2009 N 16.
Порядок и сроки вынесения решения от 17.08.2009 по делу N 16 и предписания от 17.08.2009 N 16 антимонопольным органом не нарушены.
Вынесенные УФАС по Приморскому краю решение 17.08.2009 по делу N 16 и предписания от 17.08.2009 N 16 соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы ОАО "Международный аэропорт Владивосток" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
Остальные возражения заявителя жалобы проверены и отклонены коллегией как несостоятельные в силу изложенного выше по тексту постановления.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.11.2009 по делу N А51-15707/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15707/2009
Истец: ОАО "Международный аэропорт Владивосток"
Ответчик: Ответчики, УФАС по ПК
Третье лицо: Третьи лица, ООО "С 7 Билет"