г. Владивосток |
|
12 февраля 2010 г. |
Дело N А51-18481/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2010 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: Г.А. Симоновой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
от ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока: Коноба А.В. по доверенности от 11.01.2010 N 11/6 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010, удостоверение УР N 263264;
от Отделения по Фрунзенскому району г.Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: представитель Шупта В.В. по доверенности от 06.04.2009 года сроком действия 1 год, удостоверение N 00454 сроком действия до 25.02.2009 года; представитель Домнич И.Г. по доверенности от 08.02.2010 года сроком действия 1 год, паспорт,
от ИП арбитражного управляющего Сиденко Ю.И.: арбитражный управляющий в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-6823/2009,
на решение от 25 ноября 2009 года судьи О.Н. Голубкиной
по делу N А51-18481/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока
к Отделению по Фрунзенскому району г.Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
третьи лица: ИП арбитражный управляющий Сиденко Юрий Иванович,
о признании незаконными действия, ненормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока (далее - Заявитель, Налоговый орган, Инспекция, ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Отделению по Фрунзенскому району г.Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Отделение по Фрунзенскому району УФК по Приморскому краю, Отделение, Казначейство, Орган Федерального казначейства) о признании незаконными действия, уведомления от 07.10.2009 N 2031-03-05.1/1901 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа на лицевом счете N 03201450280 ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока.
В качестве третьего лица судом к участию в деле был привлечен ИП арбитражный управляющий Сиденко Юрий Иванович.
Решением от 25 ноября 2009 года суд отказал Инспекции в удовлетворении заявленных требований, указав в обоснование решения, что, поскольку требования исполнительного документа N 131137 не были исполнены Заявителем в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного листа в Орган Федерального казначейства, уведомление от 07.10.2009 правомерно направлено в адрес Инспекции в соответствии с требованиями п. 8 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ).
Не согласившись с вынесенным судом решением, Заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, указав на неправильное применение судом норм материального права.
В апелляционной жалобе Инспекция указала, что приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника согласно ст. 282 БК РФ является мерой принуждения и применяется только при наличии вины, т.е. при условии, что должник имеет соответствующие лимиты бюджетных обязательств либо средства, полученные от предпринимательской деятельности, но уклоняется от представления в отделение платежного поручения на перечисление средств в размере полного или частичного исполнения исполнительного документа.
При этом, согласно жалобе, неисполнение Инспекцией исполнительного документа связано не с уклонением от представления в Орган Федерального казначейства платежного поручения на перечисление средств, а с отсутствием остатка лимитов бюджетных обязательств на лицевом счете Налогового органа.
Руководствуясь изложенным выше, Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу и вынести новый судебный акт.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Налогового органа поддержал в судебном заседании.
Судебное заседание откладывалось коллегией с 27.01.2010 до 16 часов 10 минут 08 февраля 2010 года в связи с необходимостью получения сведений о счетах ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока, открытых в Отделении по Фрунзенскому району г.Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю. Об отложении судебного заседания стороны были извещены надлежащим образом.
В судебном заседании 08 февраля 2010 года представитель Отделения по Фрунзенскому району УФК по Приморскому краю представил в материалы дела письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Орган Федерального казначейства не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ИП арбитражного управляющего Сиденко Юрия Ивановича письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы ИП арбитражный управляющий Сиденко Юрий Иванович в судебное заседание не явился, своего представителя в судебное заседание не направил. Принимая во внимание неявку третьего лица, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
30.04.2009 Арбитражным судом Приморского края было вынесено определение по делу N А51-1573/2008 21-36 по заявлению Инспекции к ООО "Континент" о признании последнего банкротом. Данным определением с Федеральной налоговой службы в лице ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока в пользу индивидуального предпринимателя арбитражного управляющего Сиденко Юрия Ивановича были взысканы судебные расходы в размере 40.074 руб., выдан исполнительный лист N 131137.
Указанный исполнительный лист был предъявлен ИП Сиденко Ю.И. к исполнению в Отделение по Фрунзенскому району г.Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю 07 июля 2009 года.
Отделением Федерального казначейства 10.07.2009 Заявителю было направлено уведомление о поступлении исполнительного документа.
13.07.2009 Инспекцией было направлено распорядителю бюджетных средств (УФНС по Приморскому краю) запрос-требование о выделении дополнительных лимитов и объемов финансирования из средств федерального бюджета для исполнения исполнительного документа.
15.07.2009 Заявителем была направлена руководителю Отделения информация об источнике образования задолженности и о коде бюджетной классификации ЭКР 290 "прочие расходы" 182 0106 0013000 012 с лицевого счета 03201450280.
В связи с тем, что требование исполнительного листа не было исполнено Заявителем до 07 октября 2009 года, Отделением Федерального казначейства 07 октября 2009 года были приостановлены операции по расходованию средств по лицевому счету Заявителя, о чем направлено Уведомление N 2031-03-05.1/1901.
Не согласившись с приостановлением операций по расходованию средств по его лицевому счету и с направлением ему уведомления об этом, Налоговый орган обратился с заявлением о признании данных действий и уведомления незаконными в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает, что решение арбитражного суда первой подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 239, пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.
Согласно пункту 9 статьи 161 БК РФ бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 161 БК РФ положения, установленные данным Кодексом применительно к бюджетным учреждениям, распространяются и на территориальные органы Федеральной налоговой службы.
В силу статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ органы Федерального казначейства наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Согласно указанным нормам права исполнительный документ в данном случае направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, как правильно указал суд первой инстанции, определен статьей 242.3 БК РФ.
В соответствии с п. 2 данной статьи БК РФ орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Согласно п. 3 статьи 242.3 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 242.3 БК РФ установлено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.
В соответствии с п. 6 ст. 242.3 БК РФ главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Пунктом 8 статьи 242.3 БК РК установлено, что при неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Руководствуясь положениями п. 8 ст. 242.3 БК РФ, установив, что требование исполнительного листа N 131137 не было исполнено Инспекцией в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, определение об отсрочке исполнения судебного акта до 07 октября 2009 года не выносилось, суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела признал правомерным приостановление Отделением Федерального казначейства операций по лицевым счетам Заявителя и направление последнему соответствующего уведомления.
В то же время, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не было учтено следующее.
В силу ст. 282 БК РФ приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является мерой принуждения, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства. Следовательно, данная мера может быть применена, если должник имеет соответствующие лимиты бюджетных обязательств, либо средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но уклоняется от представления в отделение Федерального казначейства платежного поручения на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа.
Из материалов дела коллегией установлено, что, получив от Органа Федерального казначейства уведомление о поступлении исполнительного документа, Инспекция 13.07.2009 направила распорядителю бюджетных средств - УФНС России по Приморскому краю запрос-требование о выделении дополнительных лимитов и объемов финансирования из средств федерального бюджета для исполнения исполнительного документа.
УФНС России по Приморскому краю письмами от 14.08.2009 N 12-16-3239/20728@, от 23.09.2009 N 04-02-01/24154@ обратилось в Федеральную налоговую службу с просьбой выделить дополнительное бюджетное финансирование на оплату исполнительных листов, предъявленных на возмещение расходов по процедурам банкротства.
15.07.2009 Заявитель направил руководителю Отделения информацию об источнике образования задолженности по исполнительному листу N 131137, указав, что выплаты по данному исполнительному листу будет произведены из средств федерального бюджета по коду бюджетной классификации ЭКР 290 "Прочие расходы" 182 0106 0013000 012 с лицевого счета 03201450280. В данном письме Инспекция также сообщила, что в связи с отсутствием финансирования по коду 290 "Прочие расходы" отправлен запрос-требование в УФНС России по Приморскому краю. Данный запрос-требование был приложен Инспекцией к указанному письму.
Письмом от 23.09.2009 N 02-12/025658 (л.д. 14) Инспекция повторно обратилась в УФНС России по Приморскому краю с просьбой ускорить решение вопроса о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств для оплаты, в том числе, исполнительного листа N 13137. При этом Инспекция указала, что в случае истечения трехмесячного срока, предусмотренного п. 6 ст. 242.3 БК РФ Отделение Федерального казначейства может приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете Налогового органа.
Письмом от 05.10.2009 N 02-12/026659 (л.д. 24) Инспекция обратилась к руководителю Отделения Федерального казначейства с просьбой подтвердить отсутствие лимитов денежных обязательств на ее лицевом счете для подачи заявления по предоставлению рассрочки исполнения, в том числе, исполнительного листа N 130664.
Письмом от 05.10.2009 N 2031-03-051/1889, направленным в адрес Инспекции, Отделение федерального казначейства подтвердило, что остатка лимитов бюджетных обязательств на лицевом счете Налогового органа N 03201450280 на 05.10.2009 по коду бюджетной классификации 182 0106 0013000 012 209 нет.
Из изложенного выше следует, что Инспекция в принципе не имела возможности в трехмесячный срок со дня поступления в отделение Федерального казначейства исполнительного листа N 131137 исполнить его, поскольку не имела на своем лицевом счете N 03201450280 в течение рассматриваемых трех месяцев и на 05.10.2009 остатка лимитов бюджетных обязательств. Данное обстоятельства подтверждается материалами дела, в том числе письмом Отделения от 05.10.2009 N 2031-03-051/1889 (л.д. 25), и Отделением федерального казначейства не оспаривается.
Иных лицевых счетов Инспекция в Отделении по Фрунзенскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю не имеет, что подтверждается письмом Отделения Федерального казначейства от 27.01.2010 N 2031-03-05.1/127, представленным Налоговым органом в материалы дела в судебном заседании в суде апелляционной инстанции.
При этом из материалов дела следует, что Инспекция приняла все возможные меры для получения из федерального бюджета денежных средств и для исполнения исполнительного листа N 131137. Данное обстоятельство подтверждается вышеуказанными письмами Заявителя в УФНС России по Приморскому краю.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу об отсутствии вины Инспекции в неисполнении исполнительного документа, поскольку данное неисполнение связано не с уклонением от представления в Орган Федерального казначейства платежного поручения на перечисление средств и не с иными нарушениями порядка исполнения исполнительного документа, а с отсутствием остатка лимитов бюджетных обязательств на лицевом счете Налогового органа.
Таким образом, учитывая то, что Инспекция не имела в наличии соответствующих лимитов бюджетных обязательств, предприняла все необходимые меры для получения денежных средства из федерального бюджета, принимая во внимание отсутствие вины Заявителя в неисполнении исполнительного документа, коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований у Отделения Федерального казначейства для приостановления операций по расходованию средств с лицевого счета Инспекции.
В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь изложенным, коллегия приходит к выводу о том, что действия, уведомление Отделения по Фрунзенскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю от 07.10.2009 N 2031-03-05.1/1901 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа на лицевом счете N 03201450280 ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока являются незаконными, как не соответствующие Бюджетному кодексу РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25 ноября 2009 года по делу N А51-18481/2009 отменить.
Требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока удовлетворить. Признать действия, уведомление Отделения по Фрунзенскому району города Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю от 07.10.2009 N 2031-03-05.1/1901 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа на лицевом счете N 03201450280 Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока незаконными.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18481/2009
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока
Ответчик: Ответчики, Отделение по Фрунзенскому району города Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
Третье лицо: Третьи лица, ИП конкурсный управляющий Сиденко Юрий Иванович
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7694/11
20.10.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6823/09
07.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10245/10
26.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10245/10
23.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10245/10
11.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2848/2010
12.02.2010 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6823/2009