г. Владивосток |
Дело |
11 февраля 2010 г. |
N А51-18995/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2010 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: Г.А. Симоновой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока: Леликова Н.А. по доверенности от 26.02.2010 N 11/61 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010, удостоверение УР N 264797; Лапшина С.М. по доверенности от 19.01.2010 N 11/52 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010, удостоверение УР N 648350, действительно до 31.12.2014; Гах И.Г. по доверенности от 11.01.2010 N 11/7 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010, удостоверение УР N 648226, действительно до 31.12.2014.
от ООО "Гранит-Сервис": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-163/2010,
на решение от 21 декабря 2009 года
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-18995/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Гранит-Сервис"
к ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранит-Сервис" (далее - ООО "Гранит-Сервис", Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - Инспекция, Налоговый орган, Регистрирующий орган, ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока) о признании незаконным решения от 18.09.2009 об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Гранит-Сервис" и о понуждении ИФНС по Фрунзенскому району г. Владивостока внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации ООО "Гранит-Сервис".
Решением от 21.12.2009 суд удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судом решением, Инспекция обжаловала его в апелляционном порядке, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
В апелляционной жалобе Налоговый орган указал, что данные, заявленные в представленном Обществом ликвидационном балансе, не соответствуют данным отчетности и данным из внешних источников. Так, согласно апелляционной жалобе, по строке 120 "Основные средства" ликвидационного баланса Общество на 14.03.2005 не отразило 10.000 руб., а в строке 140 ликвидационного баланса Общества не отразило выручку от реализации работ и услуг в размере 17.495.434 руб. Кроме того, ликвидационный баланс ООО "Гранит-Сервис", как указывает Инспекция, единственным учредителем Общества не утверждался.
Руководствуясь указанными доводами, Налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу и вынести новый судебный акт.
Налоговый орган также представил в материалы дела пояснения к апелляционной жалобе, в которых указал, что Заявителем был нарушен установленный законом порядок ликвидации юридического лица, поскольку представлен недостоверный ликвидационный баланс - согласно жалобе, оборудование Общества должно быть отражено в бухгалтерском учете.
Налоговый орган также указал, что он не согласен с выводом суда об отсутствии у Общества непогашенной задолженности перед бюджетом. Согласно апелляционной жалобе за Заявителем числится задолженность перед бюджетом в размере 200 руб. - штрафные санкции, предусмотренные п. 1 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 9 месяце 2008 года и 2008 год.
Налоговых орган также не согласен с выводом суда в части взыскания с него в пользу Общества судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 2.000 руб. Ссылаясь на пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, Инспекция указала, что она освобождена от уплаты государственной пошлины, несмотря на то, решение суда было вынесено не в ее пользу. Инспекция считает, что Заявителю следовало выдать справку на возврат государственной пошлины.
Руководствуясь указанными доводами, Налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу и вынести новый судебный акт.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснениям к ней, представители Налогового органа поддержали в судебном заседании.
От Заявителя письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Общество своего представителя в судебное заседание не направило. Принимая во внимание неявку стороны, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в ее отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Единственным участником Общества Шелегом Максимом Викторовичем 03.04.2009 было принято решение добровольно ликвидировать ООО "Гранит-Сервис" в связи с нецелесообразностью дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности и назначить ликвидатором Бутко Дмитрия Викторовича.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидатор ООО "Гранит-Сервис" 06.04.2009 уведомил о проведении процедуры ликвидации ИФНС по Фрунзенскому району г. Владивостока. 21 апреля 2009 года заказной почтой были направлены уведомления в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Приморскому краю, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю, ФГУП "Ростехинвентаризации - федеральное БТИ", Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому края, Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока Приморскому края, Фонд социального страхования г. Владивостока, РЭО ГАИ по Приморскому краю, с целью выявления имущества ООО "Гранит-Сервис", а также уведомления о проведении процедуры ликвидации ООО "Гранит-Сервис" с указанием адреса ликвидатора организации, по которому кредиторы могут заявить документально обоснованные требования.
В журнале "Вестник Государственной Регистрации" от 22.04.2009 N 15 было опубликовано сообщение о ликвидации ООО "Гранит-Сервис", в котором установлен двухмесячный срок для заявления требований кредиторами.
По истечению установленного законом срока на предъявление требований 01.07.2009 был подготовлен, утвержден учредителем ООО "Гранит-Сервис" и сдан в ИФНС по Фрунзенскому району г. Владивостока промежуточный ликвидационный баланс.
11 сентября 2009 года ликвидатором ООО "Гранит-Сервис" в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока были сданы следующие документы: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, составленное по форме N Р16001, квитанция об оплате госпошлины за государственную регистрацию ликвидации, ликвидационный баланс ООО "Гранит-Сервис" на 31 июля 2009 года, решение учредителя об утверждении ликвидационного баланса ООО "Гранит-Сервис" от 31 июля 2009 года, решение о добровольной ликвидации ООО "Гранит-Сервис" и назначение ликвидатора, справка, выданная Пенсионным фондом России по Фрунзенскому району г. Владивостока Приморского края для представления в ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока.
По результатам рассмотрения данного заявления ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока 18.09.2009 было принято решение об отказе во внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Гранит-Сервис" в связи с тем, что данные, представленные в ликвидационном балансе, не соответствуют данным из внешних источников.
Не согласившись с решением Инспекции, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Гранит-Сервис" обратилось с заявлением о признании данного решения незаконным в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, пояснениях к ней, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 указанной статьи Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Пунктом 4 ст. 22 указанного Федерального закона предусмотрено, что представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в п. 1 ст. 21 Федерального закона N 129-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 21 данного Федерального закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти,
- ликвидационный баланс,
- документ об уплате государственной пошлины,
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "Гранит-Сервис" представило в ИФНС России по Фрунзенскому району с целью государственной регистрации ликвидации все документы, перечисленные в п. 1 ст. 21 Федерального закона N 129-ФЗ.
Как следует из решения оспариваемого решения Инспекции, основанием для отказа Обществу в государственной регистрации ликвидации явилось представление Заявителем ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения. Однако, Инспекцией не было учтено, что, исходя из положений статей 21, 22 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, помимо документов, прямо перечисленных в п. 1 ст. 21 указанного Федерального закона. Кроме того, на Налоговый орган не возложена обязанность по проверке достоверности представленных на регистрацию документов.
Указанные юридическим лицом в ликвидационном балансе сведения носят заявительный характер, и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 27.04.2009 N ВАС-4814/09.
Таким образом, поскольку Общество представило в Инспекцию все необходимые документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией, то с учетом отсутствия у регистрирующего органа права правовой проверки представленных на регистрацию документов, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами формам, коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией Общества у Регистрирующего органа не имелось.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы Инспекции о том, что данные, содержащиеся в ликвидационном балансе Общества, не соответствуют данным отчетности и данным из внешних источников.
Коллегия также отклоняет довод Инспекции о наличии у Общества задолженности перед бюджетом в размере 200 руб.
Как следует из материалов дела, данная сумма задолженности образовалась у Заявителя в связи с привлечением его к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 200 руб. за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 9 месяце 2008 года и 2008 год.
Однако наличие у ликвидируемого юридического лица недоимки не является в силу статей 21, 23 Федерального закона N 129-ФЗ основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Кроме того, штрафные санкции в сумме 200 руб. были доначислены Обществу решениями Инспекции от 16.10.2009 N 06-12/20509 и N 06-12/20508, т.е. уже после вынесения Инспекцией 18.09.2009 решения об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Гранит-Сервис". На момент вынесения данного решения от 18.09.2009 факт наличия у Общества недоимки перед бюджетом Инспекцией установлен не был.
Руководствуясь изложенным, коллегия признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока от 18.09.2009 об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Гранит-Сервис" является незаконным в связи с несоответствием Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Довод апелляционной жалобы Инспекции о том, что учредителем Общества не был утвержден ликвидационный баланс ООО "Гранит-Сервис", коллегия отклоняет, как не соответствующий материалам дела.
Довод апелляционной жалобы Инспекции о неправомерном взыскании с нее в пользу Общества судебных расходов в виде государственной пошлины коллегия также отклоняет.
В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Из материалов дела следует, что суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования о признании незаконным решения ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока от 18.09.2009 об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Гранит-Сервис".
Таким образом, на основании ч. 1 ст. 110 АПК РФ суд первой инстанции правомерно взыскал с Налогового органа в пользу Общества судебные расходы в виде государственной пошлины размере 2.000 руб.
Ссылку Инспекции на пп. 1.1 п. 1 ст. 333.47 НК РФ коллегия отклоняет. Положения данного подпункта не могут рассматриваться в качестве основания для освобождения Налогового органа от возмещения Заявителю понесенных им судебных расходов.
В данном случае судом первой инстанции на основании части 1 статьи 110 АПК РФ был разрешен вопрос не об уплате Инспекцией в бюджет государственной пошлины по делу, а о распределении судебных расходов, понесенных Обществом при обращении в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает освобождение государственных органов от возмещения другой стороне фактически понесенных судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Более того, положением ч. 1 ст. 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный орган.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции должен был выдать Обществу не исполнительный лист, а справку на возврат государственной пошлины с тем, чтобы Инспекция вернула заявителю государственную пошлину из бюджета, коллегия отклоняет, как не состоятельный и не соответствующий положениям Арбитражного процессуального кодекса РФ, Налогового кодекса РФ. Основания для возврата Обществу государственной пошлины, уплаченной за рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела, предусмотренные ст. 333.40 НК РФ, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21 декабря 2009 года по делу N А51-18995/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18995/2009
Истец: ООО "Гранит-Сервис"
Ответчик: Ответчики, ИФНС РФ по Фрунзенскому району
Третье лицо: Третьи лица