г. Владивосток |
|
01 февраля 2010 г. |
Дело N А51-19546/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 января 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: З.Д. Бац, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: Петров А.Л. по доверенности от 12.01.2010 на представительство сроком до 31.12.2010, удостоверение N 4814 от 04.03.2009;
от КГУП "Госнедвижимость": Винокурова А.А. по доверенности от 12.01.2009 N 01 со специальными полномочиями сроком на 3 года;
от ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания": Шевелева Н.Г. по доверенности от 11.01.2010 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010;
от департамента имущественных отношений Приморского края: Атрошко М.В. по доверенности от 04.12.2009 со специальными полномочиями, удостоверение N 4128 действительно до 31.12.2010;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Приморского края
апелляционное производство N 05АП-6818/2009
на решение от 14.12.2009 судьи Л.Н. Зиньковой
по делу N А51-19546/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания"
к департаменту имущественных отношений Приморского края
третьи лица: КГУП "Госнедвижимость", Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Тихоокеанская торгово-производственная компания" (далее - "заявитель", "общество") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения департамента имущественных отношений Приморского края (далее - "департамент") от 23.09.2009 N 53/2-18-4158 об отказе в согласовании договора аренды, заключенного краевым государственным унитарным предприятием по эксплуатации недвижимости Приморского края "Госнедвижимость" (далее - КГУП "Госнедвижимость") с ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания" в отношении нежилых помещений общей площадью 1405,80 кв.м. в здании (ГУМа, лит.1), номера на поэтажном плане: 7-15; 1-6; 1-7, 10-23 (I), расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 45, и обязании департамент в десятидневный срок согласовать договор аренды, заключенный КГУП "Госнедвижимость" с ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания" в отношении нежилых помещений общей площадью 1405,80 кв.м. в здании (ГУМа, лит.1), номера на поэтажном плане: 7-15; 1-6; 1-7, 10-23 (I), расположенных по адресу: г. Владивосток, ул.Светланская, 45.
Определением суда от 23.10.2009 в соответствии со статьёй 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены КГУП "Госнедвижимость" и управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю.
Решением суда от 14.12.2009 заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 14.12.2009, департамент имущественных отношений Приморского края просит его отменить как вынесенное с неправильным применением норм материального права, в обоснование заявленных требований указал следующее: Поскольку до настоящего времени порядок проведения аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным антимонопольным органом как новым уполномоченным органом до настоящего времени не принят, спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьей 18 которого установлено, что аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При этом в указанном законе отсутствует прямое разрешение на заключение договора с единственным участником аукциона. В настоящее время Правительством РФ как полномочным органом согласно части 16 статьи 18 Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ также не принят соответствующий нормативный правовой акт. Применение к спорным правоотношениям аналогии закона в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса РФ заявитель апелляционной жалобы считает невозможным, поскольку отношения по заключению договора аренды недвижимого государственного имущества с единственным участником аукциона при признании аукциона несостоявшимся не относятся к сфере гражданского законодательства. Разъяснения ФАС России по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не являются нормативным актом, а представляют собой субъективное мнение компетентного органа по применению Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
В связи с этим заявитель апелляционной жалобы считает, что в рассматриваемом случае не доказан факт несоответствия решения департамента от 23.09.2009 N 53/2-18-4158 4158 об отказе в согласовании договора аренды закону или иному нормативному правовому акту. Также оспариваемое ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания" решение департамента не влечет непосредственно установления, изменения либо отмены прав и обязанностей для заявителя. Оспариваемое решение департамента само по себе не влияет на возможность заключения спорного договора аренды недвижимого имущества.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель департамента имущественных отношений Приморского края поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель УФАС по Приморскому краю в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу департамента полагает, что КГУП "Госнедвижимость", принимая решение о заключении договора аренды с ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания" как с единственным участником аукциона, признанного несостоявшимся, действовало в рамках действующего законодательства и предоставленных ему правомочий.
ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания" доводы заявителя апелляционной жалобы считает необоснованными, указывает на то, что договор N 53/09 от 01.08.2009 аренды спорных нежилых помещений подписан с учётом пункта 12.3 разъяснений ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", изложенных в письме ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770. Соответствие оспариваемого решения департамента имущественных отношений Приморского края от 23.09.2009 N 53/2-18-4158 об отказе в согласовании договора аренды закону или иному нормативному правовому акту, по мнению заявителя, департаментом в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказано.
Представитель КГУП "Госнедвижимость" в заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, ссылку департамента на статью 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" считает неправомерной, поскольку заключение договора аренды с единственным участником аукциона, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите конкуренции", в том числе антимонопольных требований к торгам, и признанного несостоявшегося, не является нарушением антимонопольного законодательства. В связи с этим отказ департамента в согласовании договора аренды не соответствует Федеральному закону "О защите конкуренции".
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 26.07.2006 N 326-р "О закреплении на праве хозяйственного ведения за краевым государственным унитарным предприятием по эксплуатации недвижимости Приморского края "Госнедвижимость" государственного имущества" за КГУП "Госнедвижимость" на праве хозяйственного ведения закреплены нежилые помещения общей площадью 1476 кв.м. (номера на поэтажном плане: подвал 7-15; междуэтажные помещения 1-6; цоколь 1-23) в здании, расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 45. Согласно приложению к данному распоряжению нежилые помещения переданы с обремением в виде договора аренды, заключенного с ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания" от 21.04.1993 N 110, сроком действия до 13.08.2009.
17.05.2007 КГУП по эксплуатации недвижимости Приморского края "Госнедвижимость" выдано свидетельство серии 25-АА N 877758 о государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилые помещения общей площадью 1405,80 кв.м. в здании (ГУМА, лит.1), номера на поэтажном плане: 7-15, 1-6,1-7,10-23 (I), расположенные по адресу: г. Владивосток, ул.Светланская, 45.
26.06.2009 КГУП "Госнедвижимость" на основании распоряжений от 17.10.2008 N 3 (в редакции распоряжения от 15.06.2009 N 7), от 12.01.2009 N 1, от 12.05.2009 N 6 с согласия департамента имущественных отношений Приморского края (письма от 19.11.2008 N 53/2-18-3591, от 04.02.2009 N 53/2-18-386, от 08.06.2009 N53/2-18-2349, от 23.06.2009 N 53/2-18-2577) разместило в газете "Приморская газета" N 46 (326) объявление о проведении 28.07.2009 аукциона на право заключения договора аренды нежилых помещений общей площадью 1405,80 кв.м. в здании (ГУМА, лит.1), номера на поэтажном плане: 7-15, 1-6,1-7,10-23 (I), расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 45, сроком аренды 10 лет.
На основании протокола N 1 от 28.07.2009 заседания комиссии по проведению аукциона на право заключения договоров аренды имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за КГУП "Госнедвижимость", участником аукциона признано ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания", от которого поступила заявка по лоту N 1 - нежилых помещений общей площадью 1405,80 кв.м. в здании (ГУМА, лит.1), номера на поэтажном плане: 7-15, 1-6,1-7,10-23 (I), расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 45.
Решением комиссии по проведению аукциона, выраженном в протоколе N 2 от 28.07.2009, аукцион по лоту N 1 в соответствии пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" признан несостоявшимся, поскольку на лот N 1 поступила только одна заявка от ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания".
Несмотря на это, руководствуясь пунктом 12.3 разъяснений ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", изложенных в письме ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770, КГУП "Госнедвижимость" подписало с ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания" договор N 53/09 от 01.08.2009 аренды нежилых помещений общей площадью 1405,80 кв.м. в здании (ГУМА, лит.1), номера на поэтажном плане: 7-15, 1-6,1-7,10-23 (I), расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 45.
Письмом от 23.09.2009 N 53/2-18-4158 департамент имущественных отношений Приморского края, как собственник спорных нежилых помещений отказал КГУП "Госнедвижимость" в согласовании договора аренды N 53/09 от 01.08.2009, сославшись на то, что протоколом N 2 от 28.07.2009 аукцион на право заключения договора аренды признан несостоявшимся, и заключение договора с единственным участником аукциона является нарушением статьи 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Разъяснения ФАС России по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которыми руководствовалось КГУП по эксплуатации недвижимости Приморского края "Госнедвижимость" при подписании договора аренды, департамент расценил как мнение компетентного органа, а не нормативный правовой акт.
Не согласившись с отказом департамента в согласовании договора аренды N 53/09 от 01.08.2009, ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания" обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной правовой нормой.
Указанный порядок в силу пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" распространяется на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.
Учитывая положение пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ, государственное унитарное предприятие вправе провести аукцион на право заключения договора аренды, при наличии согласия собственника данного имущества.
Письмом от 23.06.2009 N 53/2-18-2577 департамент имущественных отношений Приморского края в соответствии с протоколом комиссии по вопросам арендных отношений от 19.06.2009 N 11 согласовал КГУП "Госнедвижимость" решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды недвижимого имущества - нежилых помещений общей площадью 1405,80 кв.м. в здании (ГУМА, лит.1), номера на поэтажном плане: 7-15, 1-6,1-7,10-23 (I), расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 45, принадлежащих КГУП "Госнедвижимость" на праве хозяйственного ведения.
В связи с этим является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного недвижимого имущества КГУП "Госнедвижимость" согласовано с собственником данного имущества в лице департамента имущественных отношений Приморского края.
Таким образом, нарушений части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ при подписании между КГУП "Госнедвижимость" и ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания" договора аренды N 53/09 от 01.08.2009 в рассматриваемом случае не установлено.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт федеральным антимонопольным органом не принят.
В связи с этим в соответствии частью 3 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" до установления предусмотренного частью 5 статьи 17.1 настоящего Федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Как правомерно пришел к выводу суд первой инстанции, с момента проведения аукциона на право заключения вышеназванных договоров, контроль за порядком проведения данных аукционов, исходя из принципов антимонопольного законодательства, а также положений Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", постановления Правительства РФ от 12.08.2002 N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе" осуществляет антимонопольная служба, а не собственник имущества.
Основанием для отказа департамента в согласовании договора аренды явилось заключение договора аренды государственного имущества N 53/09 от 01.08.2009 с единственным участником аукциона, что является нарушением гражданского законодательства.
Между тем, согласование на проведение аукциона от собственника закреплённого за КГУП "Госнедвижимость" на праве хозяйственного ведения имущества в лице департамента имущественных отношений Приморского края в рассматриваемом случае КГУП "Госнедвижимость" было получено в соответствии с пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ.
Правоотношения, возникающие в связи с заключением договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в настоящее время входят в сферу действия антимонопольного законодательства.
Полномочия на порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" у департамента в соответствии с частью 5 статьи 17.1 названного Федерального закона отсутствуют.
Положение статьи 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" о том, что аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся, само по себе не является основанием для отказа в согласовании договора аренды N 53/09 от 01.08.2009. Доказательств нарушений конкретных норм антимонопольного и иного законодательства, включая положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", при подписании между КГУП "Госнедвижимость" и ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания" договора аренды N 53/09 от 01.08.2009 недвижимого имущества департаментом в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ не представлено, и судом при рассмотрении дела не установлено. Как не установлено и доказательств признания антимонопольным органом аукциона, проведенного КГУП "Госнедвижимость", на право заключения договора аренды недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, не соответствующим Федеральному закону "О защите конкуренции", Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества", постановлению Правительства РФ от 12.08.2002 N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе", что подтверждено УФАС по Приморскому краю, привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на невозможность применения разъяснений Федеральной антимонопольной службы России, оформленных письмом ФАС РФ от 26.02.2009 N ИА/4770 "О направлении обновленных разъяснений по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" как не являющихся нормативным правовым актом, коллегией не принимается как не влияющая на установленное судом нарушение оспариваемым отказом департамента имущественных отношений Приморского края от 23.09.2009 N 53/2-18-4158 в согласовании договора аренды положений вышеназванных законов и иных нормативных правовых актов.
Остальные возражения заявителя жалобы проверены и отклонены коллегией как несостоятельные в силу изложенного выше по тексту постановления.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемый в рамках настоящего дела отказ департамента имущественных отношений Приморского края от 23.09.2009 N 53/2-18-4158 в согласовании договора аренды, заключенного КГУП по эксплуатации недвижимости Приморского края "Госнедвижимость" с ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания" в отношении нежилых помещений, общей площадью 1405,80 кв.м. в здании (ГУМа, лит.1), номера на поэтажном плане: 7-15; 1-6; 1-7, 10-23 (I), расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 45, является незаконным как не соответствующий вышеназванным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует получению обществом в аренду спорного недвижимого имущества и осуществлению уставной деятельности заявителя. В связи с этим в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, с учётом пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, заявленные по настоящему делу требования правомерно удовлетворены судом. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14.12.2009 по делу N А51-19546/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19546/2009
Истец: ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственная компания"
Ответчик: Ответчики, Департамент имущественных отношений ПК, Департамент имущественных отношений Приморского края
Третье лицо: Третьи лица, КГУП "Госнедвижимость", Управление федеральной антимонопольной службы по ПК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю