г. Владивосток |
|
01 февраля 2010 г. |
Дело N А51-22122/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 января 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2010 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: З.Д. Бац, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от ООО "РН-Востокнефтепродукт": Скурков А.Н. по доверенности от 01.01.2010 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010, паспорт 05 03 766491, выдан 16.12.2003.
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Чернякова О.С. по доверенности от 14.12.2009 до 31.12.2010 со специальными полномочиями, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РН-Востокнефтепродукт",
апелляционное производство N 05АП-6819/2009,
на решение от 16 декабря 2009 года судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-22122/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "РН-Востокнефтепродукт"
к Отделу государственного строительного надзора по Уссурийскому городскому округу Департамента градостроительства Приморского края
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РН - Востокнефтепродукт" (далее по тексту - Заявитель, Общество, ООО "РН - Востокнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным постановления Отдела государственного строительного надзора по Уссурийскому городскому округу Департамента градостроительства Приморского края (далее по тексту - Административный орган, Отдел государственного строительного надзора) N 128/2009 от 17.11.2009, которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Решением от 16 декабря 2009 года суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из того, что ООО "РН - Востокнефтепродукт" представило Отделу государственного строительного надзора разрешение на строительство с нарушением срока.
Не согласившись с вынесенным решением, Заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, указав на неправильное применение судом норм материального права.
В апелляционной жалобе Общество указало, что судом были неправильно применены положения п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, поскольку дата получения Заявителем разрешения на строительства (24.09.2009) не является датой начала строительства, за семь дней до которой Общество должно было представить в Административный орган извещение о начале строительных работ.
Согласно жалобе, Административный орган не представил в материалы дела доказательства, из которых суд мог бы установить дату начало осуществления строительных работ.
Руководствуясь изложенным, Заявитель считает, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, в связи с чем просит отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Заявителя поддержал в судебном заседании.
От Административного органа в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Отдел государственного строительного надзора не согласен, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, представитель Административного органа поддержал в судебном заседании.
В судебном заседании представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края заявила о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией Департамента градостроительства Приморского края в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края. Рассмотрев данное ходатайство, коллегия определила его удовлетворить.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ООО "РН - Востокнефтепродукт" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.12.2001 Регистрационной палатой Хабаровского края, о чем Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска 29.10.2002 внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ и выдано свидетельство серии 27 N 001012369.
На основании уведомления N 55 от 13.10.2009 Отделом государственного строительного надзора была проведена проверка ООО "РН-Востокнефтепродукт" на предмет соблюдения организационно-правового порядка строительства объекта "АЗК Приморский край, с. Новоникольск на участке км 5 + 700 м".
В ходе проверки было установлено, что Общество не известило надлежащим образом Департамент градостроительства Приморского края о начале производства строительных работ, чем нарушило часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Результаты проверки были зафиксированы в акте N 48 от 26.10.2009.
Установив факт совершения Обществом административного правонарушения, Административный орган направил Обществу письмо без номера от 29.10.2009 о необходимости явиться 09.11.2009 в 11час. 00 мин. в Отдел государственного строительного надзора для составления протокола об административном правонарушении.
09.11.2009 по факту выявленного административного правонарушения Отделом государственного строительного надзора в отсутствие Общества был оформлен протокол об административном правонарушении в области строительства.
Определением от 09.11.2009 рассмотрение дела было назначено на 17.11.2009, в 12час. 00 мин.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Административный орган 17.11.2009 вынес постановление, которым ООО "РН-Восктонефтепродукт" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось с заявлением о признании его незаконным в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Согласно п. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Пунктом 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ установлено, что государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 данного Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Из материалов дела коллегией установлено, что Обществом осуществлялось строительство объекта капитального строительства - "АЗС Приморский край, с.Новоникольск, на участке км 5+700м". Данное обстоятельство сторонами не оспаривается. Руководствуясь вышеуказанными положениями статей 49, 54 Градостроительного кодекса РФ, коллегия считает, что проектная документация данного объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе, следовательно, при строительстве данного объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор.
Согласно пункту 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если в соответствии с данным Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса.
Из содержания п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ следует, что на застройщика возложена обязанность по предоставлению заблаговременно, но не но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале строительных работ с приложением вышеуказанных документов. При этом, по смыслу ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ обязанность по направлению такого извещения является исполненной с момента направления непосредственно уведомления вместе с вышеперечисленными документами: копией разрешения на строительство, проектной документацией в полном объеме, копией документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий, общего и специального журналов, в которых ведется учет выполнения работ, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Из материалов дела коллегией установлено и не оспаривается сторонами, что ООО "РН-Востокнефтепродукт" является заказчиком объекта капитального строительства "АЗС Приморский край, с.Новоникольск, на участке км 5+700м".
Как следует из акта проверки N 48 от 26.10.2009 организационно-правового порядка строительства "АЗС Приморский край, с.Новоникольск, на участке км 5+700м", протокола об административном правонарушении от 09.11.2009 Общество не известило должным образом Департамент градостроительства Приморского края о начале производства строительных работ на объекте капитального строительства "АЗС Приморский край, с.Новоникольск, на участке км 5+700м".
Рассмотрев материалы дела, коллегия признает данный вывод Административного органа правомерным.
Как следует из материалов дела, письмом от 05.10.2009 N 16/1919 филиал N 4 ООО "РН-Востокнефтепродукт" направило в адрес Отдела государственного строительного надзора извещение N 3 от 05.10.2009 о начале строительства объекта "АЗС Приморский край, с.Новоникольск, на участке км 5+700м". Данное извещение было получено Административным органом 06.10.2009, вх. N 5601.
Однако, как было указано выше, обязанность заказчика (застройщика), предусмотренная ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, состоит не только в направлении непосредственно извещения о начале строительных работ, но и документов, перечисленных в данном пункте: копии разрешения на строительство, проектной документации в полном объеме, копии документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий, общего и специального журнала, в которых ведется учет выполнения работ, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Данные документы филиал N 4 ООО "РН-Востокнефтепродукт" Отделу государственного строительного надзора не направлял. Доказательства того, что данные документы были приложены к извещению N 3 от 05.10.2009, в материалах дела отсутствуют; факт непредставления данных документов в Административный орган Общество не оспаривает.
Таким образом, направление Заявителем в Административный орган только извещения N 3 от 05.10.2009 без приложения необходимых в соответствии с ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ документов не свидетельствует об исполнении Обществом обязанности, предусмотренной указанной нормой Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, как следует из материалов дела, заказчиком объекта "АЗС Приморский край, с.Новоникольск, на участке км 5+700м" является ООО "РН-Востокнефтепродукт", а не его Филиал N 4.
В соответствии со ст.55 Гражданского кодекса РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в тот числе, функции представительства. Таким образом, филиал не является юридическим лицом; руководитель филиала назначается юридически лицом и действует от его имени на основании доверенности. Однако к извещению N 3 от 05.10.2009 о начале строительства объекта "АЗС Приморский край, с.Новоникольск, на участке км 5+700м" не были приложены ни доверенность на представление директором филиала N 4 ООО "РН-Востокнефтепродукт" Земченкова В.В. интересов Общества, ни Положение о данном филиале. Таким образом, направление извещения филиалом N 4 Общества не свидетельствует об исполнении обязанности по направлению извещения о начале строительства Обществом.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, влечет наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях Общества имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ.
Процедура привлечения Заявителя к административной ответственности коллегией проверена, ее нарушения не установлены.
Следовательно, постановление Отдела государственного строительного надзора по Уссурийскому городскому округу Департамента градостроительства Приморского края N 128/2009 от 17.11.2009, которым Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, является законным и обоснованным, а требования ООО "РН-Востокнефтепродукт" о его отмене не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Заявителя коллегия отклоняет в силу изложенного выше.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16 декабря 2009 года по делу N А51-22122/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-22122/2009
Ответчик: Ответчики, Департамент градостроительства ПК Отдел государственного строительного надзора по Уссурийскому городскому округу, Отдел государственного строительного надзора по Уссурийскому городскому округу Департамента градостроительства Приморского края
Третье лицо: Третьи лица, ООО "РН-Востокнефтепродукт"
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2010 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6819/2009