г. Владивосток |
|
10 марта 2010 г. |
Дело N А51-22937/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2010 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Г.А. Симоновой, Н.В. Алферовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.А. Мильгевской
при участии:
от Отделения по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: главный специалист-эксперт Каргополова Е.А. по доверенности от 30.12.2009г. N 03-12/1660 со специальными полномочиями сроком до 30.06.2010г.
от ГУ - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 7 с. Серафимовка Ольгинского района Приморского края - не явились извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-941/2010
на решение от 14.01.2010 года судьи О.М. Слепченко
по делу N А51-22937/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ГУ - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края
к Отделению по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
третьи лица: МДОУ Детский сад N 7 с.Серафимовка Ольгинского района Приморского края
об оспаривании действий государственных органов
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края (далее по тексту - ГУ ОПФ РФ по Ольгинскому району Приморского края, орган Пенсионного фонда, взыскатель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее по тексту - Отделение по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю), выразившихся в возврате постановления от 10.09.2009 N 96 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 1.919,32 рублей с Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 7 с. Серафимовка Ольгинского района Приморского края и об обязании Отделения по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю принять к исполнению указанный исполнительный документ.
Решением суда заявленные требования удовлетворены в полном объеме. В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу о том, что действия Отделения по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю по возврату заявителю постановления от 10.09.2009 N 96 противоречат закону и нарушают права и законные интересы органа Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением суда, Отделение по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю подало апелляционную жалобу, просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылаясь на статью 239 БК РФ, и на Порядок ведения учета и осуществления хранения документов органами Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденный приказом Федерального казначейства от 26.09.2007 N 5н, заявитель жалобы указал, что взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится только по решению суда на основании исполнительного листа либо судебного приказа. Поскольку постановление от 10.09.2009 N 96 таковым не является, у Отделения по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю отсутствовали основания для принятия спорного постановления к исполнению.
Кроме того, заявитель жалобы указал, что в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" положения статей 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закон N 167-ФЗ) утрачивают силу с 01.01.2010. В связи с чем, руководители органов Пенсионного фонда Российской Федерации будут не вправе принимать решения (постановления) о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организаций, которым открыты лицевые счета, и направлять их на исполнение в органы Федерального казначейства.
Представитель Отделения по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
ГУ - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края, МДОУ Детский сад N 7 с. Серафимовка Ольгинского района Приморского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Через канцелярию суда в материалы дела от ГУ ОПФ РФ по Ольгинскому району Приморского края в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором указано, что орган пенсионного фонда с доводами жалобы не согласен в полном объеме, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие органа Пенсионного фонда и МДОУ Детский сад N 7 с. Серафимовка Ольгинского района Приморского края по имеющимся в деле документам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
10.09.2009 ГУ ОПФ РФ по Ольгинскому району Приморского края было принято постановление N 96 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 7 с. Серафимовка Ольгинского района Приморского края в сумме 1.919,32 рублей, которое было направлено в службу судебных приставов.
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон N 229-ФЗ) судебным приставом-исполнителем Отдела по Ольгинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, вынесено постановление от 30.09.2009 об отказе в возбуждении исполнительного производства, поскольку Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 7 с. Серафимовка Ольгинского района Приморского края является бюджетной организацией и имеет расчетный счет в казначействе.
23.11.2009 постановление от 10.09.2009 N 96 было направлено органом Пенсионного фонда в Отделение по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю для исполнения.
Письмом от 30.11.2009 N 03-37/1513 постановление от 10.09.2009 N 96 было возвращено страховщику органом казначейства без исполнения со ссылкой на то, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Посчитав, что действия Отделения по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю по возврату постановления от 10.09.2009 N 96 без исполнения является незаконным, ГУ ОПФ РФ по Ольгинскому району Приморского края обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правильно применив нормы материального права к установленным по делу обстоятельствам, сделал обоснованный вывод о том, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа с должника должно производиться путем направления соответствующего постановления в отделения казначейства и подлежит исполнению в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
В силу пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31 установленная статьей 25 Федерального закона N 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательно пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающихся к уплате сумм не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
Согласно пункту 2 постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31 при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ), соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 7 с. Серафимовка Ольгинского района Приморского края является бюджетным учреждением и имеет в Отделении по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю расчетный счет. Других счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях данное учреждение не имеет.
В связи с чем, коллегия считает правильным вывод суда о том, что возвращенное судебным приставом-исполнителем постановление от 10.09.2009 N 96, вынесенное заявителем, правомерно направлено для исполнения в казначейство, поскольку является исполнительным документом и должно быть исполнено Отделением по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя жалобы на Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" является необоснованной, поскольку данный Закон вступил в силу с 01.01.2010 года, следовательно, не может распространяться на исполнительные документы, вынесенные до 01.01.2010 года в отношении организаций, являющихся бюджетными учреждениями, и имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства. В данном случае, такие исполнительные документы подлежат исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении N 31.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.01.2010 по делу N А51-22937/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
З.Д. Бац |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-22937/2009
Истец: ГУ-Отдел Пенсионного фонда РФ по Ольгинскому району Приморского края
Ответчик: Отделение по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
Третьи лица: МДОУ Детский сад N 7 с.Серафимовка Ольгинского района Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10320/10
22.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10320/10
19.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3299/2010
10.03.2010 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-941/2010