г. Владивосток |
|
03 марта 2010 г. |
Дело N А51-23312/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Г.А. Симоновой, Н.В. Алферовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от ООО "Центр здоровья": директор Кандыбайлова И.М. приказ N 1 от 10.04.2007; представитель Семкин В.В. по доверенности от 27.02.2010 со специальными полномочиями;
исполняющий обязанности прокурора Черниговского района не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Центр здоровья"
апелляционное производство N 05АП-751/2010
на решение от 14.01.2010 судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-23312/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению исполняющего обязанности прокурора Черниговского района
к ООО "Центр здоровья"
о привлечении административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Черниговского района (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центр здоровья" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, за грубое нарушение лицензионных требований в сфере осуществляемого вида деятельности.
Решением суда от 12.01.2010 ООО "Центр здоровья" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 12.01.2010, ООО "Центр здоровья" просит его отменить как вынесенное при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не приняты во внимание доводы ООО "Центр здоровья" об отсутствии в его действиях вины во вмененном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ. В доказательства отсутствия своей вины общество ссылается на объяснительную фармацевта Кузнецовой Е.А., приказ N 35 от 17.11.2009, план мероприятий по улучшению качества лекарств на 2009 год, протокол заседания комиссии по проверке зданий N 1 от 20.11.2009, должностную инструкцию N 3 от 08.06.2007, подтверждающие, что юридическим лицом при реализации лекарственных средств были приняты все зависящие меры, необходимые для соблюдения условий, предусмотренных лицензией.
Исполняющий обязанности прокурора Черниговского района, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился, письменный отзыв на апелляционную жалобу ООО "Центр здоровья" в порядке статьи 262 Арбитражного кодекса Российской Федерации не представил.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители ООО "Центр здоровья" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя ООО "Центр здоровья", проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В ходе контрольной закупки, проведенной сотрудниками ОРЧ-11 по линии БЭП УВД по Приморскому краю 04.12.2009 в принадлежащей ООО "Центр здоровья" аптеке, расположенной по адресу: Приморский край, Черниговский район, с. Черниговка, ул. Буденного, 27, установлен факт реализации лекарственного средства - двух упаковок ампициллина по 20 таблеток в каждой без рецепта врача.
Результаты контрольной закупки зафиксированы в акте контрольной закупки от 04.12.2009.
По факту выявленного нарушения 07.12.2009 исполняющим обязанности прокурора Черниговского района вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела направлены прокурором в арбитражный суд.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ).
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение).
В силу пункта 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения.
Согласно пункту 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (подпункт "в").
В пункте 3 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" установлено, что перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.
Правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств (пункт 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ).
В соответствии с пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, который согласуется с пунктом 6.1 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (ОСТ 91500.05.0007-2003), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В пункте 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, определено, что все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
В Перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 N 578, лекарственное средство "ампициллин" отсутствует.
В нарушение указанных положений отпуск двух упаковок лекарственного средства ампициллин по 20 таблеток в каждой осуществлен в принадлежащей заявителю аптеке без рецепта врача, что подтверждается материалами административного дела (акт проверочной закупки от 04.12.2009, актом осмотра, пометки и вручения денежных средств для проведения оперативно-розыскного мероприятия проверочная закупка от 04.12.2009, объяснительной фармацевта Кузнецовой Е.А.). Тот факт, что лекарственное средство "ампициллин" не включено в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.09.2005 N 578, обществом не оспаривается, как не опровергнут и факт продажи этого лекарства без предъявления рецепта врача, что является грубым нарушением ООО "Центр здоровья" условий, предусмотренных лицензией на осуществление фармацевтической деятельности N 25-02-000039 от 19.07.2009, и влечет привлечение юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 4 стать 14.1 КоАП РФ.
В связи с этим коллегией отклоняется довод общества в апелляционной жалобе о том, что юридическим лицом при реализации лекарственных средств приняты все зависящие меры, необходимые для соблюдения условий, предусмотренных лицензией.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в его действиях в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ отсутствует вина во вмененном правонарушении, поскольку общество не несет ответственности за действия своего сотрудника (фармацевта Кузнецовой Е.А.), допустившего нарушение лицензионных условий, будучи предупрежденным о необходимости соблюдения правил отпуска лекарств согласно должностной инструкции N 3 от 08.06.2007, коллегией не принимается поскольку фармацевт, находясь с обществом в трудовых отношениях, осуществляя реализацию лекарственных средств через аптеку общества, действовала от имени и по поручению общества.
Порядок и сроки привлечения ООО "Центр здоровья" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ соблюдены. Обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, не установлено. С учетом принципа дифференцированности и справедливости наказания к обществу применен низший предел штрафной санкции.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14.01.2010 по делу N А51-23312/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения решение, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
З.Д. Бац |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-23312/2009
Истец: Прокуратура Черниговского района
Ответчик: Ответчики, ООО "Центр Здоровья"
Третье лицо: Третьи лица, Прокуратура ПК