г. Владивосток |
|
19 января 2010 г. |
Дело N А51-4803/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 января 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: И.С. Чижикова
судей: И.Л. Яковенко, Н.А. Скрипка
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич
при участии:
от истца - директор Капцевич А.Н. (паспорт 0503 909079, протокол N 5 от 06.10.2008),
от ответчика - Игнатенко Н.С. (паспорт 0508 502639, доверенность от 14.01.2010 N 5/73).
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Дальневосточный завод "Звезда"
апелляционное производство N 05АП-6224/2009
на решение от 09.10.09 судьи Галочкиной Н.А.
по делу N А51-4803/2009 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) ООО "Теплоэнерго"
к ОАО "Дальневосточный завод "Звезда"
третьи лица: Департамент по тарифам Приморского края
о взыскании 2 276 042 руб. 31 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" обратилось в арбитражный суд Приморского края с иском к Открытому акционерному обществу "Дальневосточный завод "Звезда", 3-е лицо: департамент по тарифам Приморского края о взыскании 2 276 042 рубля 31 копейки, в том числе 2 009 600 рублей сумму неосновательного обогащения, 266 442 рубля 31 копейку процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2008 по 08.09.2009 (с учетом уточнения предмета требований).
Решением суда от 09.10.09 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Дальневосточный завод "Звезда" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как необоснованное и незаконное. В обоснование жалобы указало, что в рамках договором сторонами не согласованы ни количество поставляемого топлива, ни норматив удельного расхода топлива. Письмом Федеральной службы по тарифам от 31.07.07 N СН-4341/12 ФСТ предусмотрено право при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов использовать в расчетах экспертные оценки. В спорный период истцу поставлялось топливо марки ТКМ-16, в связи с чем отчет ООО "Научно-внедренческого предприятия "Энерго-Прогресс" подлежит применению к правоотношениям сторон. Удельный расход топлива, отраженный в калькуляциях РЭК ПК и Департамента по тарифам ПК принят к расчету по предложению ответчика, однако данный факт не свидетельствует о его экономической обоснованности. Также не согласился с размером взысканной суммы, поскольку в спорный период поставлялось топливо по разной цене.
Истец по доводам жалобы возразил, пояснил, что Департамент по тарифам ПК является единственным органом, уполномоченным устанавливать удельный расход топлива при отсутствии его утверждения в установленном порядке. Оспорил возможность применения отчета ООО "Научно-внедренческого предприятия "Энерго-Прогресс". Решение просил оставить без изменения.
Третье лицо в судебное заседание не явилось. Поскольку в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие третьего лица по правилам ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" является теплоснабжающей организацией, в функции которой входит производство тепловой энергии и обеспечение ей населения и других потребителей городского округа ЗАТО г.Большой Камень. Деятельность ООО "Теплоэнерго" является регулируемой, так как тариф на тепловую энергию в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14.04.1995г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации" устанавливается органами власти субъекта Российской Федерации.
01.10.2005 и 02.11.2007 года между истцом (абонент) и ответчиком (Энергоснабжающая организация) заключены договоры N 191/2-55 и N 95/03 об отпуске и потреблении тепловой энергии в горячей воде, в соответствии с которыми "Энергоснабжающая организация" обязалась подавать "Абоненту" тепловую энергию в горячей воде, вырабатываемую из топлива, принадлежащего "Абоненту" (давальческое топливо), перерабатываемого в переработку по акту приема-передачи, оформленному на основании накладной "Энергоснабжающей организации", а "Абонент" - соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность использования их приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
В рамках исполнения заключенных договоров N 191/2-55 от 01.10.2005, N 95/03 от 02.11.2007 об отпуске и потреблении тепловой энергии в горячей воде ФГУП ДВЗ "Звезда" в период ноябрь 2007- март 2008 гг. получил от ООО "Теплоэнерго" мазут в качестве давальческого топлива в общем количестве 7 710,213 тонн.
Пунктом 3.2 договоров предусмотрено, что оплата за тепловую энергию производится по тарифам ФГУП ДВЗ "Звезда", утвержденным постановлением Региональной энергетической комиссии на основании двустороннего акта сверки, установленной формы в течение 15 дней (30 дней) с момента предоставления счета-фактуры за отпущенную тепловую энергию.
При сверке количества фактически израсходованного в 2007, 2008 гг. мазута между ООО "Теплоэнерго" и ФГУП ДВЗ "Звезда" возникли разногласия по вопросу величины применяемого ответчиком норматива удельного расхода топлива, в связи с чем все акты сверки в это период не согласованы в части расхода мазута из-за разницы в величине удельного расхода топлива.
ОО "Теплоэнерго", учитывая, что расход топлива за указанный период при нормативах удельного расхода топлива 0,177 тут/Гкал в 2007 году, установленный РЭК ПК и 0,178 тут/Гкал в 2008 году, установленный департаментом ПК, по актам сверок составил в общем количестве 7 549,445 тонн против поставленного ответчику топлива в общем количестве 7 710,213 тонн, обратилось в суд с иском о взыскании с ФГУП ДВЗ "Звезда" суммы неосновательного обогащения, исходя из объема принадлежащего ООО "Теплоэнерго" мазута в количестве 160,768 тонн (разница между переданным ответчику топливом и рассчитанного истцом необходимого объема топлива с учетом нормативов удельного расхода топлива), взяв за основу при расчете суммы иска стоимость 1 тонны мазута топочного марки М-100 в сумме 12 500 рублей по последней поставке в соответствии с Дополнительным соглашением N 1 от 17.01.2008 к заключенному истцом с ООО "Терра ДВ" договору на поставку нефтепродуктов от 13.12.2007 года. Одновременно истец предъявил ко взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст.395 ГК РФ.
Механизм государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 6 данного закона регулирование тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
В силу пункта 22 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе нормативов удельного расхода топлива (за исключением ядерного), дифференцированных по типам генерирующего оборудования и видам топлива, на производство 1 киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам. При этом, энергоснабжающие организации обязаны ежегодно утверждать нормативы удельного расхода топлива в Министерстве энергетики Российской Федерации и представлять при регулировании тарифов в департамент по тарифам Приморского края.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 года N 284 утверждено "Положение о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации", пунктом 5.2.6 которого установлено, что Министерство промышленности и энергетики РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по нормативам удельного расхода топлива.
В соответствии с Порядком расчета и обоснования нормативов удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электростанций и котельных, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 04.10.2005 N 268, действующий в спорный период, нормированию подлежат расходы топлива на отпуск тепловой энергии с коллекторов котельных.
Под нормативом удельных расходов топлива понимается максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу отпускаемой потребителям энергии.
Приказами Минпромэнерго России о 04.10.2005 N N 265, 267, 268,269 утверждены положения об организации в Министерстве промышленности и энергетике Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь при передаче электрической (тепловой ) энергии, нормативов удельного расхода топлива и нормативов создания запасов топлива, включая порядки их расчета и обоснования.
Однако, как установлено судом первой инстанции, в спорный период отсутствовал утвержденный Министерством промышленности и энергетики РФ норматив удельного расхода топлива.
Согласно пункту 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Распоряжением РЭК ПК от 23.10.07 N 240 утверждена экспертная группа Департамента по тарифам Приморского края, уполномоченная производить оценку экономической обоснованности статей затрат, предлагаемых включению в тариф.
Между тем, такого отчета экспертной группы Департамента по тарифам Приморского края материалы дела не содержат.
Из разъяснений Федеральной службы по тарифам от 26.04.2006 N СН-2000/13 и от 31.07.2007 N СН-4341/12 следует, что если на дату представления расчетных материалов для государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на розничном рынке у организаций, тарифы которые регулируются государством, отсутствуют нормативы (технологических потерь электрической (тепловой) энергии, удельного расхода топлива и создания запасов топлива), утвержденные Минпромэнерго России, открывать дела об установлении тарифов и устанавливать тарифы на электрическую и тепловую (услуги по передаче) энергию, с учетом фактических (отчетных технологических) данных, сложившихся в предшествующих периодах регулирования.
Абзацем 4 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также п/п 3 п.9.1 Положения о департаменте по тарифам ПК, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 06.08.2007 N 214-па, установлена компетенция органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) субъекта Российской Федерации - Приморского края, которым является Департамент по тарифам ПК, в полномочия которого входит, в том числе, и установление тарифов на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на указанную тепловую энергию.
Региональной энергетической комиссией ПК постановлением от 22.11.2006 года N 29/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Теплоэнерго" ЗАТО г.Большой Камень на 2007 год и департаментом по тарифам ПК постановлением от 14.12.2007 года N 39/6 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Теплоэнерго" ЗАТО г.Большой Камень" на 2008 год установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию.
При установлении тарифов определялись затраты, включаемые в стоимость продукции. В составе затрат установлены расходы на мазут по количеству его потребления - 11 753,2 тнт (в 2007 году) и 9058,9 тнт (в 2008 году). Данное количество определено исходя из теплопотребления в количестве 90 832 Гкал и удельного расхода топлива 0,177 тут/Гкал (в 2007 году) и 69 723 Гкал и удельного расхода топлива 0,178 тут/Гкал.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Приморского края от 06.12.2006 N 32/13 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ФГУП "Дальневосточный завод "Звезда" на 2007 год и Департаментом по тарифам ПК постановлением от 14.12.2007 N 39/5 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ФГУП "Дальневосточный завод Звезда" на 2008 год.
При этом, Региональная энергетическая комиссия ПК при утверждении тарифа на тепловую энергию для потребителей приняла в расчет тарифа удельный расход топлива на 2007 год, предложенный ФГУП ДВЗ "Звезда" в калькуляции себестоимости и расчета тарифа тепловой энергии котельной ФГУП ДВЗ "Звезда" размере 0, 1706 тут/Гкал, а Департамент по тарифам ПК при утверждении тарифа на тепловую энергию для потребителей принял в расчет тарифа удельный расход топлива на 2008 год, предложенный ФГУП ДВЗ "Звезда" в калькуляции себестоимости и расчета тарифа тепловой энергии котельной ФГУП ДВЗ "Звезда" в размере 0, 178 тут/Гкал.
Доказательств обоснованности применения ответчиком нормативов удельного расхода топлива в 2007, 2008 годах 0,182 тут/Гкал последним не представлено.
При этом ссылки ответчика на отчет ООО Научно-внедренческим предприятием "Энерго-Прогресс", в соответствии с которым среднегодовое значение удельного расхода топлива по теплоисточникам в 2008 году составило 0,1815 тут/Гкал, правомерно отклонены судом, поскольку ООО Научно-внедренческим предприятием "Энерго-Прогресс", как указано выше, не является экспертной группой, уполномоченной проводить оценку экономической обоснованности статей затрат, предлагаемых включению в тариф.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с доводами истца относительно недостатков выполненного отчета.
Из актов о месячном отпуске тепловой энергии и актов сверки расхода мазута за 2007 год следует, что ответчику отпускалось топливо марок М-100 и ТКМ-16.В 2008 году - только марка ТКМ-16. Тогда как из приложения 7.5. отчета ООО Научно-внедренческим предприятием "Энерго-Прогресс" следует, что в испытаниях сжигалось топливо только марки ТКМ-16.
Как указал суд первой инстанции, отличные от проектных значений (все модернизированные котлы) и заводских показателей технико-экономические показатели котлов ЦК не могут увеличивать расходы истца.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Учитывая, что ответчик неправомерно увеличил размер удельного расхода топлива при определении тарифа тепловой энергии, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии неосновательного обогащения на стороне ответчика.
При этом, исходя из отсутствия спорного топлива по причине его использования, положений п. 2 ст.1105 ГК РФ и стоимости топлива последней поставки, суд первой инстанции правомерно указал на правильность расчета неосновательного обогащения, исходя из цены топлива по последней поставке (2 500 рублей за 1 тонну).
В соответствии со статьей 1107 Гражданского кодекса РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Установив факт неосновательного обогащения, суд первой инстанции на основании указанной нормы права также правомерно удовлетворил требование о взыскании процентов, исходя из ставки рефинансирования 10,75 %, действующей с 10.08.2009г.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Приморского края от 09.10.2009г. по делу N А51-4803/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
И.Л. Яковенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4803/2009
Ответчик: Ответчики, ОАО "Дальневосточный завод "Звезда"
Третье лицо: Третьи лица, ООО "Теплоэнерго", Департамент по тарифам Приморского края