г. Владивосток |
|
25 февраля 2010 г. |
Дело N А51-6598/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2010 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Л.Ю. Ротко
судей: С.В. Шевченко, И.С. Чижикова
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич
при участии:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Восточный порт"
апелляционное производство N 05АП-741/2010
на решение от 23.12.2009 судьи В.В. Овчинникова
по делу N А51-6598/2009 Арбитражного суда Приморского края
по иску ОАО "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги филиала ОАО "РЖД"
к ОАО "Восточный порт"
о взыскании 130520 рублей 04 копеек.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Восточный порт" (далее - ответчик, ОАО "Восточный порт") о взыскании 130 520 рублей 04 копеек платы за пользование вагонами, предусмотренной статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Решением суда от 23.12.2009 исковые требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Арбитражный суд Приморского края с апелляционной жалобой. Просит решение суда отменить, в связи с нарушением норм процессуального права, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не исследован факт простоя вагонов, а также вина грузополучателя.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу истец просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что судом дана надлежащая оценка актам общей формы, подтверждающим факт простоя вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, которые оформлены ОАО "РЖД" в соответствии с действующим законодательством; а также то, что ответчик был уведомлен о подаче вагонов под выгрузку, что подтверждается доказательствами по делу.
Участники процесса, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили, что согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор от 30.10.2001 N 392 об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта сроком действия с 12.10.2001 по 12.10.2006, который продлен на тех же условиях до урегулирования разногласий, возникших при заключении нового договора (дополнительное соглашение от 03.10.2006).
Согласно пункту 9 договора учет времени нахождения вагонов в пользовании порта производится по памятке приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, уведомлению порта об окончании грузовых операций, актам общей формы, оформленным на задержку вагонов по причинам, зависящим от порта. На основании этих документов составляется ведомость подачи и уборки вагонов и производится расчет платежей.
В соответствии с пунктом 10.1 договора за время нахождения вагонов в порту под погрузкой-выгрузкой, перевалкой грузов (с момента подачи до приема станцией уведомления о готовности к уборке) и на путях станции, вследствие невозможности подачи вагонов по причинам, зависящим от порта, порт производит оплату за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N 2. Факты ожидания подачи или приема вагонов оформляются актом общей формы.
В мае 2008 года на путях станции Находка-Восточная находились вагоны в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от порта (отказ в приеме вагонов под выгрузку), в результате чего составлены акты общей формы: N N 2/611178, 2/611179, 2/611181, 2/611173, 2/611174, 2/611175, 2/611176, 2/611177, 2/611159, 2/611160, 2/611161, 2/611162, 2/611163, 2/611164. На основании данных актов, отражающих причины несвоевременной подачи вагонов в порт, время простоя, в соответствии с пунктом 9 договора истцом составлены ведомости подачи-уборки вагонов NN 906669, 906670, 906664, 906665. За время ожидания приема вагонов перевозчиком начислена плата за пользование вагонами по указанным ведомостям подачи и уборки вагонов на общую сумму 130520,04 рублей (с учетом НДС), для оплаты которой выставлен счет N158 от 05.06.2008.
В связи с тем, что ответчик в полном объеме не исполнил обязательств по оплате за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров. Таким образом, акт общей формы является документом, подтверждающим факт и продолжительность простоя.
В силу статьи 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Судом первой инстанции полно и всесторонне проверены обстоятельства, касающиеся уведомления истцом ответчика о подаче вагонов под выгрузку. Порядок уведомления соблюден перевозчиком в соответствии с положениями договора от 30.10.2001 N 392 и подтверждается представленными доказательствами по делу, которым дана надлежащая оценка. Также, натурные листы свидетельствуют об уведомлении диспетчера порта о прибытии вагонов.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном начислении платы за пользование вагонами, не принадлежащими открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий материалам дела, поскольку из ведомостей подачи и уборки вагонов и актов общей формы следует, что вагоны принадлежат открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Доказательств, опровергающих этот факт, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам, изложенные ответчиком в отзыве на иск, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.12.2009 по делу N А51- 6598/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
С.В. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6598/2009
Истец: ОАО Российские железные дороги филиал ДВЖД
Ответчик: Ответчики, ОАО "Восточный порт"
Третье лицо: Третьи лица