г. Владивосток |
|
01 апреля 2010 г. |
Дело N А51-6810/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2010 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: С.В. Шевченко
судей: Т.А. Аппаковой, К.П. Засорина
при ведении протокола секретарем судебного заседания: К.А. Сухецкой
при участии:
от истца: представитель Кузина А.Е. (доверенность N 855 от 15.10.2009, служебное удостоверение N III 000950),
от ответчика: представители Сырбу О.И. (доверенность N 128 от 08.06.2009, паспорт), Борисова М.В. (доверенность N 186 от 13.10.2009, служебное удостоверение N 54),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Восточный порт"
апелляционное производство N 05АП-1483/2010
на решение от 09.02.2010 судьи В.В. Овчинникова
по делу N А51-6810/2009 Арбитражного суда Приморского края
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" филиал ДВЖД
к Открытому акционерному обществу "Восточный порт"
о взыскании 30 292 руб. 49 коп.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточной железной дороги (далее - ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с иском к Открытому акционерному обществу "Восточный порт" (далее - ОАО "Восточный порт") о взыскании 365 844 руб. 01 коп. платы за пользование вагонами.
Указанное исковое заявление принято к производству определением от 10.12.2008 с присвоением делу номера А51-13361/2008 41-319.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 14.05.2009 по делу N А51-13361/2008 41-319 требования ОАО "РЖД" к ОАО "Восточный порт" о взыскании платы за пользование вагонами по ведомости N 900469 в сумме 30 292 руб. 49 коп. выделены в отдельное производство, которому присвоен номер А51-6810/2009.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 09.02.2010 по делу N А51-6810/2009 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ОАО "Восточный порт" обратилось с апелляционной жалобой о его отмене и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ответчик указывает, что судом не исследован факт принадлежности истцу вагонов на праве собственности, в то время как ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) подлежит применению только при условии принадлежности вагонов перевозчику на праве собственности. Кроме того, ссылаясь на ст.ст. 168, 169 НК РФ, заявитель апелляционной жалобы указывает, что при реализации услуг по транспортировке грузов перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан представить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0%.
От ОАО "РЖД" в адрес суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец выразил несогласие с доводами, изложенными в ней. Решение арбитражного суда первой инстанции считает законным, обоснованным, апелляционную жалобу просит оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу соответственно.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ОАО "Восточный порт" заключен договор на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути ответчика N 392 от 30.10.2001, по условиям которого осуществляется обслуживание принадлежащего ответчику железнодорожного пути необщего пользования общей протяженностью 3419 м, примыкающего к станции Находка-Восточная к ходовому пути парка 3, стрелкой N 1 на причалы 10, 11, 12, 13, 14 стрелками N 18, 34 на контейнерный причал, к сортировочному парку на угольный комплекс.
Договор N 392 от 30.10.2001 заключен сроком на пять лет с 12.10.2001 по 12.10.2006. Дополнительными соглашениями от 13.10.2006 и от 13.12.2006 срок действия договора продлен на тех же условиях до урегулирования разногласий, возникших при заключении нового договора, кроме пункта 10.2 договора, который изложен в новой редакции.
Согласно п.п. 3, 5 договора N 392 от 30.10.2001 подача, уборка, расстановка вагонов по местам погрузки и выгрузки производится локомотивом ОАО "РЖД" с уведомлением ОАО "Восточный порт" по телефону не позднее, чем за два часа до подачи. Груженные вагоны подаются ОАО "Восточный порт" по разнарядке, указанной в натурном листе, который оформляется по прибытии вагонов на станцию. При не предоставлении грузополучателем в течение двух часов после прибытия разнарядки на прибывшие вагоны, последние числятся на ответственности ОАО "Восточный порт".
Пунктами 9, 10 договора предусмотрено, что учет времени нахождения вагонов в пользовании ОАО "Восточный порт" производится по памяткам приемосдатчика, уведомлению ответчика об окончании грузовых операций, актов общей формы, оформленных на задержку вагонов по причинам, зависящим от ответчика. На основании указанных документов составляется ведомость подачи и уборки вагонов и производится расчет платежей. Факт ожидания подачи или приема вагонов оформляется актом общей формы. При этом за время нахождения вагонов в порту под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов на путях ОАО "РЖД", вследствие невозможности подачи вагонов по причинам, зависящим от ОАО "Восточный порт", последний уплачивает плату за пользование вагонами.
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Как следует из материалов дела, в феврале 2008 года в адрес ОАО "Восточный порт" прибыли вагоны с грузом, которые длительное время находились на путях станции Находка - Восточная по вине ответчика вследствие отказа ответчика в приеме вагонов под выгрузку. В подтверждение данного факта были составлены акты общей формы N N 2/680922, 2/680952.
На основании указанных документов истцом составлена ведомость подачи и уборки вагонов N 900469 и начислена плата за простой вагонов.
Неоплата ответчиком в добровольном порядке в полном объеме начисленной платы за пользование вагонами явилась основанием для обращения ОАО "Российские железные дороги" в суд с настоящим иском.
Пункт 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно ст. 791 ГК РФ погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
На основании ст. 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в ожидании подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления, в том числе ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии со ст.ст. 39, 119 УЖТ РФ и Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.03 N 45, задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ представлены вышеперечисленные акты общей формы. В данных актах указаны номера вагонов, прибывшие в адрес ОАО "Восточный порт", наименования груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки (время подачи вагонов и время их приема). В актах имеется запись о том, что со стороны представителя грузополучателя (ОАО "Восточный порт") акты подписаны с разногласиями. Данный факт удостоверен подписями двух представителей ОАО "РЖД". Актами общей формы подтверждается, что спорные вагоны простаивали на путях станции Находка-Восточная по причине отказа ответчика в приеме вагонов на подъездные пути на объявленное время подачи вагонов.
На основании актов общей формы, памяток приемосдатчика, истцом была составлена ведомость подачи и уборки вагонов N 900469, в которой произведен расчет платы за простой.
Из представленных истцом актов общей формы видно, что они составлены в соответствии с Правилами составления актов и являются надлежащими доказательствами факта простоя вагонов на станционных путях.
Согласно п. 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Факт предъявления ответчику актов общей формы и соответственно отказ от подписи зафиксирован в соответствии с п.3.2.4 Правил составления актов.
Как следует из материалов дела, ведомость N 900469, предъявленная на подпись представителю ответчика, не была подписана без указания причин отказа, акты общей формы подписаны представителем ОАО "Восточный порт" с возражениями.
Письмом от 24.03.2008 N УК-539 ОАО "Восточный порт" с нарушением суточного срока, направило в адрес ОАО "РЖД" разногласия к актам общей формы, в которых представило возражения по предъявлению перевозчиком платы за пользование вагонами. Ответчик обосновал свой отказ тем, что ОАО "РЖД" не подавались уведомления о времени подачи вагонов под выгрузку; спорные акты общей формы, по его мнению, были составлены до истечения технологического времени выгрузки предыдущей группы вагонов, что противоречит условиям договора N 392 от 30.10.2001.
Между тем, данное утверждение документально не подтверждено и противоречит нормам действующего законодательства.
В силу ст. 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии в случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов в установленный срок.
В соответствии с п. 3.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, о времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов.
Владелец, пользователь или контрагент железнодорожного пути необщего пользования обязан назначить своих представителей, ответственных за прием уведомлений, и письменно сообщить перевозчику их фамилии и номера телефонов.
Порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов установлен сторонами в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 392от 30.10.2001.
Согласно п.п. 3, 5 договора N 392 от 30.10.2001 о прибытии груженых вагонов станция по телефону уведомляет сменного диспетчера порта, который передает по телефону в техническую контору станции разнарядку на прибывшие вагоны. Технический конторщик станции вносит разнарядку порта в натурный лист, с указанием фамилии диспетчера. Груженые вагоны подаются в порт по разнарядке, указанной в натурном листе. При не предоставлении в течение двух часов после прибытия разнарядки на прибывшие вагоны, они числятся на ответственности порта.
Доказательств того, что данный порядок истцом не выполнялся, суду не представлено. В процессе исполнения обязательств по договору ОАО "Восточный порт" не высказывало претензий ОАО "РЖД" по отсутствию уведомлений на подачу вагонов под выгрузку, либо передачу уведомлений неуполномоченным лицам. Такие замечания не указаны и в актах общей формы.
Факт извещения о готовности вагонов к выгрузке подтвержден выписками из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку, составленными по форме ГУ-2, в которой указаны дата и время подачи уведомления, наименование отправителя, номер каждого вагона с наименованием груза, время подачи вагона под погрузку или выгрузку, а также фамилия и должность принявшего уведомление. Книга уведомлений, оформленная в соответствии с §89 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности, является надлежащим доказательством уведомления грузополучателя о подаче вагона под выгрузку.
Факт нахождения вагонов на станции подтверждается натурными листами поездов, книгой уведомлений о прибытии груза формы ГУ-6 ВЦ, из которых следует, что ответчик в установленном порядке уведомлялся и о прибытии грузов.
Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции, исследовав в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии доказательств принадлежности вагонов истцу на праве собственности не принимается как противоречащий материалам дела, а именно, сведениям, содержащимся в памятках приемосдатчика.
Отклоняется заявленный в апелляционной жалобе довод ОАО "Восточный порт" о неправомерном начислении налога на добавленную стоимость (далее -НДС) судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Положения пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Подпунктом 9 п. 1 ст. 164 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
Таким образом, применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг связывается с осуществлением операций, имеющих непосредственное отношение к товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта, а также товарам, помещенным под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Согласно договору N 392 от 30.10.2001 осуществляется обслуживание принадлежащего порту железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции Находка-Восточная. Следовательно, отношения по перевозке грузов российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте и по выполнению иных работ, связанных с товаром, вывезенным в таможенном режиме экспорта, а также товаром, помещенным под таможенный режим свободной таможенной зоны, не должны подменять отношений по эксплуатации железнодорожного пути, поскольку последние оформляются самостоятельным договором, оплата по которому производится вне связи с деятельностью налогоплательщика по экспорту товара.
При таких обстоятельствах услуги по подаче и уборке вагонов, которые оказывает ОАО "РЖД" ответчику по спорному договору, не попадают в перечень работ (услуг), перечисленных в пп. 2 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ.
С учётом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являются безусловным основанием для его отмены, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.02.2010 по делу N А51-6810/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Восточный порт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Шевченко |
Судьи |
Т.А. Аппакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6810/2009
Истец: ОАО Российские железные дороги филиал ДВЖД
Ответчик: Ответчики, ОАО "Восточный порт"
Третье лицо: Третьи лица, ИФНС РФ по г.Находка
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2010 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1483/2010