г. Владивосток |
Дело N А51-992/2010 |
06 мая 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 05 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2010 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.А. Мильгевской
при участии:
от ИП Карпенко Александра Васильевича: Макеич Ю.А. по доверенности от 26.02.2010г. со специальными полномочиями сроком на 3 года
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Карпенко Александр Васильевич
апелляционное производство N 05АП-2066/2010
на решение от 05.03.2010
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-992/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Карпенко Александр Васильевич
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Карпенко Александр Васильевич (далее по тексту - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению градостроительства и архитектуры г. Владивостока (далее - Управление, УГА г. Владивостока) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе утверждения и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 1013 кв.м на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Яблочкова, д. 55, содержащегося в письме от 12.11.2009 N 22623сп, и возврате пакета документов заявителю, а также об устранении допущенных нарушений путём обязания утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и о взыскании судебных издержек на оплату услуг представителя в сумме 10.000 рублей.
Решением суда от 05.03.2010 года в удовлетворении требований отказано. В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу, что предпринимателем не соблюден порядок обращения в государственный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, установленный статьей 34 ЗК РФ.
Не согласившись с решением суда, предприниматель подал апелляционную жалобу, просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права. В обоснование своих доводов предприниматель указал, что пункт 4 статьи 34 ЗК РФ обязывает орган местного самоуправления в месячный срок утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. По мнению заявителя жалобы, в данном случае не имеет значения, обращается ли в орган местного самоуправления уполномоченный орган либо заявитель самостоятельно, в связи с чем считает отказ Управления в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка незаконным.
Представитель предпринимателя в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
От Управления в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с невозможностью явки представителя в суд.
На основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Управления по имеющимся документам.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 25.09.2009 предприниматель Карпенко А.В. обратился в УГА г. Владивостока с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 1013 кв.м, расположенного в районе ул. Яблочкова, д. 55 в г. Владивостоке, в целях, не связанных со строительством, а именно установка и эксплуатация временной постройки - комплекса автосервиса (автомойки и ремонта автомобилей). К заявлению были приложены кадастровый план территории, выписка из ГЗК N 7987/2 от 16.06.2009, ситуационный план земельного участка, проект схемы расположения земельного участка и другие документы.
Письмом от 12.11.2009 N 22623сп Управление возвратило предпринимателю документы без утверждения схемы, сославшись на статью 34 ЗК РФ и указав, что обращение об утверждении схемы расположения земельного участка должно быть направлено уполномоченным органом, которым в настоящее время является Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (ныне - Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края).
Предприниматель, посчитав, что отказ Управления в рассмотрении заявления, утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка и в возврате документов, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края N 90-КЗ от 29.12.2003 "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края (п. 21.1 статьи 7). Данный закон вступил в силу с 01.02.2007.
Постановлением Администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па и от 12.02.2007 N 28-па соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края (ранее - "Комитет по управлению государственным имуществом Приморского края").
Указанным постановлением Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства, которому переданы функции в области земельных отношений.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ лицо, заинтересованное в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса. Такое заявление должно соответствовать требования пункта 3 статьи 34 ЗК РФ.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения уполномоченного исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьёй 29, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктами 3, 4 статьи 11 Закона Приморского края N 90-КЗ от 29.12.2003 "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" установлено, что орган исполнительной власти в 20-дневный срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории только в том случае, когда отсутствуют основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные федеральным законодательством.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
Далее, уполномоченный исполнительный орган государственной власти в 2-недельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).
Исходя из положений вышеуказанных норм права, коллегия соглашается с выводом суда о том, что имеющееся у заявителя в соответствии со статьёй 28 ЗК РФ право на получение земельного участка в собственность или в аренду может быть реализовано им только в установленном законом порядке, согласно которому в спорном случае первоначально заявитель должен был обратиться в уполномоченный орган государственной власти - Департамент земельных отношений Приморского края, - с заявлением о предоставлении (передаче) земельного участка для целей, не связанных со строительством, после чего последний (при отсутствии оснований к отказу в предоставлении земельного участка) должен обратиться в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В связи с чем, коллегия считает необоснованным довод заявителя жалобы о том, что в данном случае не имеет значения, обращается ли в орган местного самоуправления уполномоченный орган либо заявитель самостоятельно.
Кроме того, процедура предоставления в Приморском крае земельных участков для целей, не связанных со строительством, урегулирована также и Положением о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, для целей, не связанных со строительством, утверждённым Постановлением Администрации Приморского края N 43-па от 16.02.2007, раздел 2 которого также предусматривает первоначальное обращение именно в уполномоченный орган исполнительной власти, который обеспечивает подготовку информации о земельных участках, публикует её, регистрирует заявки, определяет, в каком порядке - с проведением торгов или без проведения торгов - может быть произведена процедура предоставления конкретного земельного участка и т.д.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предприниматель Карпенко А.В. обратился в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории, нарушив требования статьи 34 ЗК РФ, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о том, что обращение заявителя должно быть положительно рассмотрено УГА г. Владивостока, и по нему у Управления возникает обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения испрашиваемого земельного участка.
При этом, до обращения в Управление с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка предприниматель не обращался в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Такое обращение в Департамент земельных отношений последовало только 13.01.2010, однако при рассмотрении настоящего спора данное обстоятельство в силу части 4 статьи 200 АПК РФ не может быть учтено, поскольку оспариваемый отказ вынесен Управлением 12.11.2009, а бездействие Департамента по нерассмотрению заявки от 13.01.2010 предметом настоящего дела не является.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание изложенное, отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.03.2010 N А51-992/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-992/2010
Истец: Карпенко Александр Васильевич
Ответчик: Ответчики, Управление градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2010 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2066/2010