г. Чита |
|
29 марта 2010 г. |
Дело N А58-10203/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Желтоухова Е.В.,
судей Ячменёва Г.Г., Никифорюк Е.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Будаевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 января 2010 года
по делу N А58-10203/2009
по заявлению Открытого акционерного общества Акционерной компании "Якутскэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 03.11.2009г., предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 03.11.2009 года
при участии:
от заявителя: Соловьёвой Е.Т., представителя по доверенности от 17.12.2009 г.;
от заинтересованного лица: не было;
от третьих лиц: Садовоогороднического товарищества "Росинка": не было; Каблова С.М.: не было;
и УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Открытое акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго", обратился в суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 03.11.2009 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 03.11.2009.
Решением суда первой инстанции от 12 января 2010 года требования заявителя удовлетворены, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по делу N 03-129/09 А о нарушении антимонопольного законодательства от 03.11.2009 , предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 03.11.2009, признаны не соответствующими Федеральному закону "О защите конкуренции", Федеральному закону "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам оперативно- диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недескриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях Общества отсутствуют основания для принятия антимонопольным органом оспариваемых решения и предписания, поскольку злоупотребление доминирующим положением на рынке поставки электроэнергии, повлекшее ущемление прав Каблова С.М., предусмотренное пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, не установлено.
Также судом первой инстанции указано, что оспариваемые решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) не соответствуют закону, нормативным актам и нарушают права и законные интересы Общества при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку неправомерно возлагают на сетевую организацию обязанность по заключению договора технологического присоединения к электрическим сетям.
Управление, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований ОАО АК "Якутскэнерго" отказать.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени его извещён надлежащим образом, уведомление N 67200023264952.
Из апелляционной жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) следует, что судом первой инстанции по делу дана ненадлежащая оценка доказательств, что повлекло неправильное толкование и применение норм материального права. Как указано Управлением, отсутствие документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям, является препятствием для заключения договора передачи электрической энергии (энергоснабжения).
По мнению Управления, судом первой инстанции в нарушение части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не было принято во внимание и рассмотрено то обстоятельство, что после принятия Управлением Федеральной антимонопольной службой Республики Саха (Якутия) решения и предписания в отношении ОАО АК "Якутскэнерго", ОАО АК "Якутскэнерго" обещало заключить договор технологического присоединения и договор энергоснабжения с гражданином Кабловым С.М.
Также, в обоснование доводов для отмены судебного акта Управлением указано о рассмотрении дела разными судьями с нарушением правил замены, установленного частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Управление указало, что судом первой инстанции неправомерно взыскана с него государственная пошлина в размере 4 000 руб., поскольку требование о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы не является самостоятельным требованием и государственной пошлиной не облагается, о чем дано разъяснение Президиумом ВАС РФ в Информационном письме N 32 от 30 марта 1998 года.
Представитель ОАО АК "Якутскэнерго" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признала, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
По мнению представителя заявителя довод апелляционной жалобы УФАС по Республики Саха (Якутия) о том, что суд сделал ошибочный вывод о том, что технологическое присоединение электроустановки, принадлежащей Каблову СМ., уже осуществлено, результаты технологического присоединения не оформлены документально, договор энергоснабжения с ним не заключался, основан на неправильном понимании сущности технологического присоединения.
Суть технологического присоединения и его конечная цель заключается в обеспечении потребителю возможности приема (подачи) напряжения и мощности (электроэнергии), что следует из подпункта "2" пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г.
В ходе судебного заседания установлено, что Каблов С.М. опосредованно присоединен к электрическим сетям, принадлежащим ОАО АК "Якутскэнерго". Технологически схема присоединения выглядит следующим образом: к электрическим сетям ОАО АК "Якутскэнерго" присоединены сетевые объекты (в том числе, трансформаторная подстанция), принадлежащие Воинской части N 77981; к трансформаторной под-станции присоединена воздушная линия электропередачи, принадлежащая СОТ "Ро-синка"; Каблов С.М. присоединен к воздушной линии электропередачи.
В 2002 г. Каблов С.М. обратился в сетевую организацию с заявлением о технологическом присоединении его дома. Такое присоединение осуществлено опосредованно через сети СОТ "Росинка" и Воинской части N 77981. Электроэнергия в дом поставлялась вплоть до августа 2008 г., когда подача ее была временна прекращена по инициативе Воинской части, и возоб-новлена в 2009 г. (при этом схема электроснабжения не менялась).
На этом основании суд обоснованно посчитал, что Каблов С.М. был присоединен к электрическим сетям, а его претензии связаны с надежностью энергоснабжения, а не технологическим присоединением.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправильно взыскал с государственного ор-гана расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей, по мнению представителя заявителя также является необоснованным, поскольку решение и предписание Комиссии УФАС по PC (Я) носит различный предмет регулирования, каждый из этих актов имеет свои негативные для ОАО АК "Якутскэнерго" последствия и подлежит отдельному оспариванию.
Представитель Садовоогороднического товарищества "Росинка" в судебное заседание не явился, о месте и времени его извещён надлежащим образом, телеграммами. Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Каблов С.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени его извещён надлежащим образом, телеграммой, врученной 19.03.2010г. Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования Общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие решения и предписания антимонопольного органа закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов Общества таким решением и предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Общества удовлетворению не подлежат.
Оспариваемым решением Управления Федеральной антимонопольной службы по делу N 03-129/09А от 03.11.2009 года о нарушении антимонопольного законодательства ОАО АК "Якутскэнерго" признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Согласно названной норме, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Так согласно материалам дела, 1 июня 2009 г. (т.1, л/д.140) гражданин Каблов С.М. обратился в ОАО АК "Якутскэнерго" с заявлением о проведении к дому, расположенному по адресу: г. Якутск, Старый Покровский тракт, 9 км. квартал индивидуальной застройки, д. 31/1, электричества.
13 августа 2009 г. (т.1, л/д.141) ОАО АК "Якутскэнерго" письмом исх. N 10/1754 сообщило Каблову С.М. о том, что по указанному адресу электроустановки с уровнем напряжения 0,4 кВ находятся вне пределов территориальных границ обслуживания ЯГЭС Возможность выдачи разрешения на подключение дополнительной мощности для электроснабжения дома, согласно сообщения заявителя, будет рассмотрена после предоставления в адрес общества заявки от владельца электроустановки с приложением следующих документов:
1. технических условий; 2. акта установленной мощности за 2009 г.
В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона "Об элетроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Под потребителями электрической энергии Федеральный закон "Об электроэнергетике" понимает лиц, приобретающих электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861. Согласно п. 7 вышеуказанных Правил процедура технологического присоединения представляет собой следующее:
-подача заявки физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
заключение договора;
выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в п. 12.1-14 настоящих Правил);
- осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям;
- фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем заключения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положение "включено");
- составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (п.8 Правил).
Управлением установлено, что ОАО АК "Якутскэнерго" владеет на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В частности, ОАО АК "Якутскэнерго" в материалы дела представлен договор N КП-06-14 купли-продажи государственного имущества, являющегося объектом электроэнергетики от 20 декабря 2006 г., согласно которому к ОАО АК "Якутскэнерго" переходило право собственности на КТП Племстанция ДСК ПС "Южная", а также свидетельство о государственной регистрации серии 14-АА 102256, выданное Регистрационной палатой Республики Саха (Якутия), согласно которому за ОАО АК "Якутскэнерго" зарегистрировано право собственности на объекты электрических сетей, назначение - коммуникационное, общая площадь по внутреннему обмеру 2436,7 кв.м., инв.N 16558, лит. Протяженность воздушных линий 422,35 км., количество опор 1722 шт., расположенные в г. Якутске, доп. адрес ЛЭП ВЛ-110 кВ, Якутск-Хандыга с подстанциями "Набережная", "ДСК", "Птицефабрика", "Южная", "Табага", "Хандыга". Постановлением ФЭК России ОАО АК "Якусткэнерго" включено в Реестр субъектов естественных монополий по виду деятельности "передача электрической энергии".
Согласно сведениям, представленным Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией, на территории г. Якутска сетевые организации, чья деятельность по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию, отсутствуют. При этом, в тариф ОАО АК "Якутскэнерго" на электрическую энергию включены затраты на услуги по передаче электрической энергии. Согласно постановлению Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии от 31 октября 2007 г. N 279 "О гарантирующих поставщиках на территории Республики Саха (Якутия) и границах зон их деятельности" ОАО АК "Якутскэнерго" определено гарантирующим поставщиком в границах зон деятельности, соответствующих административным границам Республики Саха (Якутия), за исключением зон деятельности ОАО "Сахаэнерго", ОАО "Магаданэнерго", ОАО "Якутгазпром", ООО "Районные электрические сети", АК Алроса ЗАО, ОАО "ЛОРП", ФГУ "ЛГБУВПиС", МУП "ЖКХ п.-Витим", МУП "ЖКХ п. Ярославский", ОАО "Сургутнефтегаз".
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" гарантирующим поставщиком признается коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. В соответствии с п.6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 в соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Таким образом, ОАО АК "Якутскэнерго" в полной мере отвечает признакам сетевой организации, отраженным в Постановлении Правительства РФ N 861 от 27 декабря 2004 г.
Пунктом 14 Правил установлено, что в заявке, направляемой заявителем -физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
- ФИО, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ;
- место жительства заявителя;
- наименование и местонахождение энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
- сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);
- максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Как следует из материалов дела, ОАО АК "Якутскэнерго, как уполномоченный орган в указанной сфере обслуживания не уведомило Каблова С.М. об отсутствии сведений и документов, необходимых для рассмотрения его заявки на технологическое присоединение.
Вместе с тем, письмо ОАО АК "Якутскэнерго" от 13 августа 2009 г. исх. N 10/1754 свидетельствует о том, что обществом заявление Каблова СМ. рассмотрено как заявление о технологическом присоединении к электрическим сетям. При этом, вопрос о технологическом присоединении к электрическим сетям решен отрицательно. В качестве основания для отказа в технологическом присоединении приведены следующие обстоятельства:
- по указанному адресу электроустановки с уровнем напряжения 0,4 кВ находятся вне пределов территориальных границ обслуживания ЯГЭС;
- возможность выдачи разрешения на подключение дополнительной мощности для электроснабжения дома будет рассмотрена после предоставления в наш адрес заявки от владельца электроустановки с приложением технических условий и акта установленной мощности за 2009 г.
Между тем, по мнению суда апелляционной инстанции, Управление Федеральной антимонопольной службы правомерно установило, что ответ ОАО "Якутскэнерго" от 13 августа 2009 года не содержит ссылки на несоблюдение гражданином любого из критериев, указанных в п.28 Правил технологического присоединения.
С учетом положений подпункта "г" пункта 10 Правил технологического присоединения у заявителя имелась возможность заключить договор технологического присоединения к электрическим сетям с Кабловым С.М. Отсутствие каких-либо прав у Каблова С.М. на земельный участок не является препятствием для заключения договора технологического присоединения, поскольку подпункт "г" пункта 10 Правил технологического присоединения содержит указание на несколько документов, которые должны быть приложены к заявке на технологическое присоединение. В частности, к заявке может быть приложен документ, подтверждающий право собственности на объект капитального строительства, который у Каблова С.М. имеется и не оспаривается заявителем.
С учетом положений пунктов 3, 14, 15 Правил технологического присоединен, суд апелляционной инстанции считает, что ОАО АК "Якутскэнерго" не вправе отказать Каблову С.М. в технологическом присоединении независимо от наличия либо отсутствия возможности технологического присоединения.
Как следует из положений статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Порядок технологического присоединения к электрическим сетям установлен Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 N 861.
Согласно пунктам 6 и 7 данных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и физическим лицом. При этом, завершение процедуры технологического присоединения оформляется составлением акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
ОАО АК "Якутскэнерго" не оспаривается и было исследовано Управлением Федеральной антимонопольной службы при вынесении решения, а также в материалы дела представлены заявителем:
- заявление Каблова С.М. от 18 ноября 2002 г., адресованное главному инженеру ПТУП ГЭС "Горэнерго" Поспелову А.Д. (т.1, л/д.94);
- Технические условия на присоединение к электрическим сетям от 20 ноября 2002 г. N 07/1693, выданные ПГУП "Горэнерго" (т.1, л/д.58) ;
- Кабловым С.М. в материалы дела представлена справка, выданная председателем СОТ "Росинка", согласно которой СОТ не возражало против подключения электрической энергии Кабловой Н.Ю. от СОТ "Росинка" (т.1, л/д.118).
Из указанного следует, что заявитель по делу обладал всеми надлежащими документами, необходимыми для подключения и обеспечения Каблова С.М. электроэнергией, но на протяжении длительного срока уклонялся и немотивированно отказывал Каблову С.М. в реализации его законного права на подключение.
Ссылка заявителя на то, что Каблов С.М. технологически соединен как потребитель с электросетями через СОТ "Росинка", материалами дела не подтверждается в связи с непредставлением заявителем указанных документов.
Как правильно указало Управление Федеральной антимонопольной службы, отсутствуют акты технологического присоединения, акты разграничения балансовой принадлежности сетей и документы которые подтверждают выполнение технических условий, а также акты приемки Кабловым С.М. соответствующих работ заявителя.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) пришло к правильному выводу, что факт надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств Каблова С.М. к электрическим сетям не доказан.
Пунктом 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания таких услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 установлено, что в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (опосредованное присоединение), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. При этом, точкой присоединения по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Согласно подпункту "г" пункта 25.1 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил должны быть распределены обязанности между сторонами по исполнению технических условий до границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, сетевая организация принимает на себя обязательства по урегулированию отношений с третьими лицами.
Таким образом, действующим законодательством установлена возможность потребителя электрической энергии опосредованно присоединиться к электрическим сетям сетевой организации.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт надлежащего опосредованного технологического присоединения энергопринимающих устройств Каблова С.М. к электрическим сетям ОАО АК "Якутскэнерго". В частности, отсутствуют договор технологического присоединения, акт технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ОАО АК "Якутскэнерго" и Кабловым С.М.
Отсутствие документов о технологическом присоединении к электрическим сетям сетевой организации, в т.ч. опосредованно, лишает Каблова С.М. возможности заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения, поскольку в соответствии с п.61, 62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530, гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения с заявителем в случае отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии. Пункт 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названных Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.
Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям, в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет. При этом, данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Согласно статье 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под товарным рынком понимается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).
Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
При таких условиях суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о том, что ОАО АК "Якутскэнерго", необоснованно отказав Каблову С.М. в заключении договора технологического присоединения к электрическим сетям, злоупотребило доминирующим положением, ущемив интересы Каблова С.М. на рынке передачи электрической энергии.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое на неправильно установленных фактических обстоятельствах. Апелляционная жалоба Управления Федеральной антимонопольной службы подлежит удовлетворению, в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать, в связи с тем, что оспариваемые акты не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "12" января 2010 года по делу N А58-10203/2009 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении требований ОАО АК "Якутскэнерго" отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-10203/2009
Истец: ОАО АК "Якутскэнерго", ОАО Акционерная компания "Якутскэнерго"
Ответчик: Ответчики, Управление Федеральной антимонопольной службы по РС(Я), УФАС по РС (Я)
Третье лицо: Третьи лица, Каблов Сергей Михайлович, Каблов Серге Михайлович, садовоогородническое товарищество "Росинка"