г. Чита |
Дело N А58-6969/09 |
"27" января 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2010 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Ульзутуевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия)
на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 9 ноября 2009 года
по делу N А58-6969/09
по заявлению индивидуального предпринимателя Петровой Инны Евгеньевны
к Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия)
о признании незаконным распоряжения от 22.06.09 г. NР-889 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка,
при участии в деле в качестве третьего лица на стороне государственного органа, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Окружная Администрация города Якутска
(суд первой инстанции судья Столбов В.В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: не явился,
от третьего лица: не явился,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Петрова Инна Евгеньевна (далее заявитель, ИП Петрова И.Е.) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (далее государственный орган, заинтересованное лицо), о признании незаконным распоряжения от 22.06.09 г. N Р-889 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.09.2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика была привлечена Окружная Администрация города Якутска.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09.11.2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое заявителем распоряжение государственного органа является незаконным, так как не соответствует требованиям статей 15, 27, 28, 36, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на неправильное применение судом части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что заявителю на праве собственности принадлежат здание склада и гараж площадью 1029,3 кв.м. по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Автодорожная, дом 8, квартал 65 имеющие кадастровый номер 14:36:107029:0045:15018/3 на основании свидетельства о государственной регистрации права от 05.12.2007 года Серия 14-АА N 411869 и выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.04.2009 годаN 01/010/2009-953.
Распоряжением Главы городского округа "Якутск" от 15.02.2008 г. N 245р заявителю предоставлен в аренду по 01.01.17 земельный участок из земель населенных пунктов под кадастровым номером 14:36:107029:0045, находящийся по адресу: г.Якутск, улица Автодорожная, 8/1 для использования в целях размещения зданий склада, гаража с благоустройством прилегающей территории, в границах, указанных на плане участка, общей площадью 8196 кв.м.
15.02.2008 г между Департаментом имущественных отношений Мэрии г.Якутска и ИП Петровой И.Е. заключен договор N 108 аренды указанного выше земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту -выписке из государственного кадастра недвижимости от 07.04.2009 года N 36/09-2-7845 в пользу заявителя установлено обременение на земельный участок с кадастровым номером14:36:107029:0045, площадью 8196 кв.м. находящийся по адресу: г.Якутск, улица Автодорожная, дом 8, квартал 65 под производственную базу в целях размещения зданий склада, гаража с благоустройством прилегающей территории.
Заявитель обратилась в Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) с заявлением об оформлении земельного участка в собственность.
22.06.2009 г. Распоряжением N Р-889 заявителю было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности на основании пункта 4 статьи 28, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", что часть земельного участка располагается за пределами красной линии согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 16.06.09 N 1580.
Считая вышеуказанные Распоряжение незаконным и нарушающим ее права и законные интересы, заявитель обжаловала их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что государственный орган не представил доказательств того, что спорный земельный участок входит в состав запрещенных к приватизации земель общего пользования, фактически занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом не могут находиться в частной собственности.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Реализация данного принципа проводится также в статье 273 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Исходя из указанного принципа, что судьба земли следует судьбе недвижимости, ИП Петрова И.Е., получив право собственности на недвижимое имущество, получила право на фактическое владение, пользование и распоряжение земельным участком.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской федерации исключительное право на приватизацию земельных участков при приобретении права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 г.).
Как следует из материалов дела, земельный участок под здание склада, расположенный по адресу город Якутск, улица Автодорожная, дом 8, квартал 65, не соответствует, в частности, ограничению по линии градостроительного регулирования (красные линии). При этом решение о резервировании под муниципальные государственные нужды не принято.
Как следует из пояснения третьего лица от 05.11.09:
сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 16.06.09 N 1580, послужившие основанием для вынесения оспариваемого распоряжения, подготовлены на основании - Решения Окружного совета г. Якутска "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Якутска" о 25.06.07 N РОС-51-9, первоначально опубликованного в газете "Эхо столицы" от 17.07.07 N 55, Постановления Городского собрания депутатов г. Якутска "Об утверждении Генерального плана развития г. Якутска (городского округа)" от 16.03.05 ПГС N 30-1, не опубликованного;
красные линии, проходящие по земельному участку заявителя, обозначают планируемые границы территорий общего пользования и установлены указанными нормативными правовыми актами;
земельный участок заявителя с разрешенным использованием под размещение зданий производственной базы не соответствует территориальной зоне Ж6, которая предназначена для формирования жилых районов с возможностью определения параметров жилой застройки и набора услуг по мере принятия решений о застройке территории органами местного самоуправления после утверждения проекта планировки территории, который в настоящее время не принят.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1) Согласно пункту 4 указанной статьи не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи, договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской федерации о том, что передача спорного земельного участка в собственность невозможна в связи с тем, что часть его расположена за пределами границ красной линии, является необоснованной по указанным выше основаниям.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными доводы государственного органа о нахождении принадлежащих заявителю объектов недвижимости на земельных участках, расположенных за границей красных линий на землях общего пользования. Также отсутствуют в материалах дела доказательства изъятия из оборота или резервирования спорного земельного участка для государственных или муниципальных нужд на 2009 год.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что красные линии могут устанавливать и планируемые границы земель общего пользования согласно разрабатываемым проектам планировки территории до даты их утверждения, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции как несостоятельные в правовом отношении. В соответствии с положениями статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории, которая включает в себя красные линии, подлежит утверждению в порядке, установленном статьями 45, 46 Кодекса.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что Государственный орган не представил доказательств того, что спорный земельный участок входит в состав запрещенных к приватизации земель общего пользования, фактически занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции критически оценивает довод апелляционной жалобы, что приватизация спорного земельного участка невозможна в связи с его расположением за пределами красной линии на территории земель общего пользования.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 9 ноября 2009 года по делу N А58-6969/09, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 9 ноября 2009 года по делу N А58-6969/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д.Н. Рылов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6969/2009
Истец: Петрова Инна Евгеньевна
Ответчик: Ответчики, Министерство имущественных отношений по РС(Я)
Третье лицо: Третьи лица, Окружная Администрация ГО "Якутск"
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5108/2009