г. Чита |
Дело N А58-7041/2009 |
"01" февраля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Д.Н. Рылова, Г.Г. Ячменёва,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство",
на решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2009 года
по делу N А58-7041/2009,
по заявлению открытого акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство"
о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 июля 2009 года по делу N 02-107/09А, принятое судьей Григорьевой В.Э.,
при участии:
от заявителя, открытого акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство": не было;
от заинтересованного лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия): не было;
от третьих лиц:
ООО ""Контейнерный центр "Сахатранслогистик": не было;
ООО "Судоходная компания "Якутск": не было;
и УСТАНОВИЛ:
Заявитель, открытое акционерное общество "Ленское объединенное речное пароходство", обратился с требованием о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 июля 2009 года по делу N 02-107/09А о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 16 ноября 2009 года заявителю отказано в признании недействительными ненормативных правовых актов.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
18 июня 2009 года приказом Управления N 113 возбуждено дело по признакам нарушения Обществом части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
23 июня 2009 года дело назначено к рассмотрению на 03 июля 2009 года в 10 часов 00 минут.
03 июля 2009 года рассмотрение дела отложено на 20 июля 2009 года в 14 часов 30 минут.
20 июля 2009 года рассмотрение дела отложено на 27 июля 2009 года в 14 часов 30 минут.
27 июля 2009 года рассмотрение дела отложено на 30 июля 2009 года в 16 часов 00 минут.
30 июля 2009 года Управлением в присутствии представителей Общества, общества с ограниченной ответственностью Судоходная компания "Якутск", общества с ограниченной ответственностью Контейнерный центр Сахатранслогистик" рассмотрено дело N 02-107/09А, оглашена резолютивная часть решения.
Решение изготовлено в полном объеме 10 августа 2009 года.
30 июля 2009 года Управлением оглашено, 10 августа изготовлено в полном объеме предписание N 02-107/09А.
28 августа 2009 года в арбитражный суд по месту нахождения Управления поступило заявление Общества о признании решения недействительным.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц - экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Общество состоит в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной позиции деятельность внутреннего водного грузового транспорта, ОКВЭД 61.20.2 в географических границах Республики Саха (Якутия).
Таким образом, на деятельность Общества распространяются требования, установленные ФЗ "О защите конкуренции" для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.
Также Общество состоит в Реестре субъектов естественных монополий на транспорте, в разделе 3 - услуги порто и (или) транспортных терминалов под N 14/3/5.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ "Об естественных монополиях" субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Федеральной службой по тарифам в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Приказом от 03 августа 2007 года N 153-т/13 (зарегистрировано в Минюсте РФ 23 августа 2007 г. N 10043) утверждены тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, оказываемые ОАО "Ленское объединенное речное пароходство", согласно приложению 1; Правила применения тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, оказываемые ОАО "Ленское объединенное речное пароходство", согласно приложению 2.
Согласно приложению 2 к Приказу Федеральной службы по тарифам от 3 августа 2007 года N 153-т/13 тарифы применяются для расчетов за погрузочно-разгрузочные работы (далее - ПРР) и связанные с ними услуги, оказываемые в портах (пристанях) ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" (далее - Порт) (пункт 1.1.);
При расчете тарифов учитывается стоимость следующих работ и услуг:
1.7.1. Взятие груза из штабеля, формирование подъема груза, погрузка в судно (вагон, автомашину), перемещение и укладывание в трюм (на палубе судна, в вагоне, в автомашине).
Перемещение грузов в порту от склада до борта (вагона, автомашины) в соответствии с установленным порядком перегрузочных работ.
1.7.2. Выгрузка грузов из судна (вагона, автомашины); перемещение от места выгрузки до места складирования на причалах общего пользования на установленное технологией расстояние, расформирование подъема груза и укладывание в штабель.
1.7.3. Подача (уборка) поддонов к месту их загрузки (разгрузки) на причале общего пользования.
1.7.4. Выгрузка вагоностоек и прокладок из вагонов и уборка сепарации.
1.7.5. Составление сводного месячного графика завоза грузов в Порт.
1.7.6. Прием грузов.
1.7.7. Документальное оформление недостач, излишков и повреждений грузов и тары в процессе их транспортировки.
1.7.8. Сдача грузов.
1.7.10. Составление обязательного комплекта приемосдаточных и других документов (включая стоимость бланков).
1.7.11. Предоставление информации грузовладельцу о движении груза в Порту.
1.8. Все работы и услуги, связанные с ПРР и не упомянутые в п. 1.7, оплачиваются по договорным тарифам.
Общество с ограниченной ответственностью Судоходная компания "Якутск" обратилось к Обществу с письмом от 19 февраля 2009 года ПС-15, которым просило заключить договора на переработку 3, 5, 20 т. контейнеров и груза в ОАО Олекминском речном порту на навигацию 2009 года.
Письмом от 06 марта 2009 года N 16-4/11-135 Общество на письмо ООО Судоходная компания "Якутск" N ПС-15 от 19 февраля 2009 года просило уточнить перечень работ составляющих "переработку" грузов и предполагаемую технологию приема выдачи грузов в п. Олекминск. При этом сообщило, что Общество не имеет возможности оказывать услуги по грузовой и коммерческой работе сторонним перевозчикам где бы то ни было.
Письмом от 16 марта 2009 года ПС-51 общество с ограниченной ответственностью Судоходная компания "Якутск" на исх. Общества N 16-4/11-135 сообщил: при перевозке груза и контейнеров до п. Олекминск коммерческой работой, а именно расскредитовка по доверенности накладной и выдача груза грузополучателю будет заниматься команда судна. При оплате погрузо-разгрузочных работ в Олекминском речном порту можно рассмотреть два варианта:
1. грузополучатель оплачивает самостоятельно услуги порта,
2. сумма за переработку выставляется Компании.
Письмом от 24 марта 2009 года N 16-4/11-153 Общество на письмо ООО Судоходная компания "Якутск" N ПС-15 от 16 марта 2009 года сообщило что организовать выдачу грузов через Олекминский речной порт по предлагаемой схеме не представляется возможным.
Общество с ограниченной ответственностью "Контейнерный центр "Сахатранслогистик" обратилось с письмом к Обществу, которым для создания равных условий доставки грузов в контейнеров из центральных районов России для грузополучателей населенных пунктов реки Лена (Ленск, Пеледуй, Витим, Олекминск, Якутск), а также для обеспечения сохранности контейнерного парка ОАО "Трансконтейнер" при проведении погрузо-разгрузочных работ просило заключить договор на переработку грузов в контейнерах на пр. Олекминск в навигационный период 2009 года.
Письмом от 18 мая 2009 года N 16-4/11-204 Общество на письмо "Контейнерный центр "Сахатранслогистик" N 36 от 14.05.2009 просило уточнить перечень работ составляющих "переработку" грузов и предполагаемую технологию приема выдачи грузов в п. Олекминск. При этом Общество сообщило, что Общество не имеет возможности оказывать услуги по грузовой и коммерческой работе сторонним перевозчикам где бы то ни было.
Речной порт - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования (статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта).
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Гражданского кодекса договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. При этом согласно пункту 1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Общество предложения третьих лиц заключить договоры не акцептовало, указав на то, что Общество не имеет возможности оказывать услуги по грузовой и коммерческой работе сторонним перевозчикам где бы то ни было.
Таким образом, Общество в нарушение пункта 1 статьи 8 ФЗ "Об естественных монополиях" уклонился от заключения договора с обществом с ограниченной ответственностью Судоходная компания "Якутск", обществом с ограниченной ответственностью "Контейнерный центр "Сахатранслогистик" на оказание услуги порта в городе Олекминске.
Открытое акционерное общество "Ленское объединенное речное пароходство", не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом телеграммой врученной 14 января 2009 года.
Из апелляционной жалобы общества следует, что оно не согласно полностью с решением суда и считает, что оно вынесено с нарушением норм материального права по следующим основаниям.
В действиях Общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренный п.5 ч. 1 ст. 10 Федерального Закона "О защите конкуренции".
Исходя из содержания данной правовой нормы, злоупотребление доминирующим положением будет заключаться в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента. Надлежащих доказательств ущемления Обществом прав третьих лиц, с учетом требований относимости и допустимости, третьими лицами предоставлено не было.
Заявитель не отказывал и не уклонялся от заключения договоров с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку грузов в Олёкминском районе внутренним водным транспортом, что послужило основанием для Комиссии по возбуждению дела.
Договоры на организацию перевозок грузов заключаются с грузовладельцами по первому требованию, информация об этом имеется в деле. Осуществление погрузочно-разгрузочных работ в Олекминском речном порту ОАО "ЛОРП" предусматривается в этих договорах.
На сегодняшний день погрузо-разгрузочные работы для Общества являются убыточными и покрываются за счет перевозочной деятельности. В УФАС был представлен отчет о доходах и себестоимости работ в основной деятельности Общества за 2007, 2008 гг. (форма Б-3) во исполнение определения от 27 июля 2009 года, по делу N 02-107/09А, но который не был ими принят во внимание и оценен судом.
Управление свело рассмотрение дела не к установлению истины о нарушении Обществом Закона, на обращение Якутской транспортной прокуратуры, а к лоббированию интересов хозяйствующих субъектов: ООО "Контейнерный центр "Сахатранслогистик" и ООО Судоходная компания "Якутск" в заключение с ними договоров на "переработку" груза в навигацию 2009 года, не смотря на то. что дело было возбуждено в интересах предпринимателей п. Олёкминск. Вынесенное решение и предписание УФАС яркое тому подтверждение, так как речь в них идет только о третьих лицах, а не о предпринимателях которые даже не одного раза, не участвовали на заседаниях Комиссии.
Основной деятельностью Общества является перевозка грузов. Выполнение грузовой и коммерческой работы для других перевозчиков не входит в уставную деятельность общества.
Заключение договора в обязательном порядке предусматривается, в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты (ст.445 ГК РФ).
Письма от 19 февраля 2009 года исх.ПС-15 и от 14.05.09 г. исх. N 36 полученные ОАО "ЛОРП" от третьих лиц не возможно считать офертой согласно требованиям законодательства, т.к. не содержат существенных условий договора ( п. 1 ст.435 ГК РФ).
В связи с чем 06 марта 2009 г. исх. N 16-4/11-135 и 18 мая 2009 г. N 16-4/11-204 третьим лицам был направлен ответ: "...уточнить перечень работ составляющих "переработку" грузов и предполагаемую ими технологию приема выдачи грузов в порту Олекминск. Для сведения сообщено, что ОАО "ЛОРП" не имеет возможности оказывать услуги по грузовой и коммерческой работе сторонним перевозчикам, где бы то ни было".
16 марта 2009 года исх.ПС-51. от ООО Судоходная компания "Якутск" был получен ответ на исх. N 16-4/11-135. Предложенная компанией схема переработки груза не отвечала требованиям безопасности и не была принята, о чем Общество сообщило в письме от 24 марта 2009 года N 16-4/11-153. В этом же письме им было предложено организовать коммерческую работу по аналогии ОАО "ЛОРП" в Якутском речном порту, которое осталось без ответа со стороны ООО Судоходная компания "Якутск".
ООО "Контейнерный центр Сахатранслогистик" вообще не ответило на письмо Общества от 18 мая 2009 г. N 16-4/11-204.
В ответах, следуя буквальному их толкованию нет отказа либо уклонения в заключении договоров на "переработку" контейнеров и груза, а лишь предлагается уточнить перечень работ и технологию приема выдачи грузов в порту Олекминск.
Речной порт ОАО "ЛОРП" не является портом общего пользования, согласно перечня опубликованного в Сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта N 216, а значит применение ст. 426 ГК РФ к отношениям сторон как это считает Комиссия, необоснованно. Информация Северо-Восточного управления государственного морского и речного надзора от 20.07.2009г. N 02-13-167/720. о том, что Олекменский речной порт (ОАО "ЛОРП") является портом общего пользования, не может служить доказательством, т.к. согласно пункта 2 статьи 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации перечень портов с указанием портов общего пользования, видов осуществляемых в портах операций публикуется в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта. Следовательно, информация Северо-Восточного управления государственного морского и речного надзора в сфере транспорта, который Комиссия приводит в качестве аргумента в своем решении, не может служить надлежащим доказательством принадлежности Речного порта к портам общего пользования.
Правилами применения тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, оказываемые Обществом, утвержденными Федеральной службой по тарифам приказом N 153-тЛЗ от 03.08.2007г. установлено, что в тарифы на погрузочно-разгрузочные работы входит стоимость работ по приему и выдаче этих грузов, оформлению несохранных перевозок и оформлению перевозочных документов, которые входят в обязанности исключительно перевозчика и выполняются в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, телеграммой врученной 14.01.2010г.
Представленным ходатайством общество просило рассмотреть дело в отсутвие его представителя.
ООО "Контейнерный центр "Сахатранслогистик" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, телеграммой врученной 13.01.2010г.
ООО "Судоходная компания "Якутск" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, телеграммой врученной 15.01.2010г.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Вводная часть решения должна содержать наименование арбитражного суда, принявшего решение; состав суда, фамилию лица, которое вело протокол судебного заседания; номер дела, дату и место принятия решения; предмет спора; наименования лиц, участвующих в деле, фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с указанием их полномочий.
Описательная часть решения должна содержать краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.
Из анализа решения по делу от 16.11.2009 года следует, что ни вводная часть, ни описательная часть данного решения не содержат указаний на предмет спора и описания заявленных требований. Указание в вводной и описательной частях решения на то, что предметом оспаривания является требование о признании недействительным решения и предписания Управления, по мнению суда апелляционной инстанции является недостаточным, поскольку не содержит идентифицирующих признаков как предмета спора, так и самих требований заявителя, в связи с чем невозможно установить соответствие описательной и вводной части решения мотивировочной и резолютивной частям решения.
Также суд апелляционной инстанции установил, что имеющиеся в деле резолютивная часть судебного акта и сам судебный акт не содержат ссылки на надлежащий номер дела N А58-7041/2009, что также указывает на несоответствие судебного акта по делу требованиям ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с указанными нарушениями ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 16 ноября по делу подлежит отмене.
Согласно заявлению ОАО "Ленское объединённое речное пароходство" от 26.08.2009г., общество просит суд признать недействительным решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 июля 2009 года по делу N 02-107/09А о нарушении антимонопольного законодательства, как несоответствующих Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Из решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по делу 02/107/09А от 30 июля 2009 года следует, что Олекминский речной порт (филиал ОАО "ЛОРП") отказывается заключать договоры на разгрузку судов в Олекминском речном порту с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки грузов в Олёкминский район внутренним водным транспортом на судах, не принадлежащих ОАО "ЛОРП", при этом ОАО "ЛОРП" оказывает услуги по приему, выдаче и переработке грузов в Олекминском речном порту лицам, заключившим с ОАО "ЛОРП" договоры на организацию перевозок грузов на судах ОАО "ЛОРП".
5 июня 2009 года вх.N 1995 ОАО "ЛОРП" на запрос УФАС по РС(Я) представлена информация о том, что ОАО "ЛОРП" не практикует заключение договоров с грузовладельцами на выполнение погрузочно-разгрузочных работ отдельно от договоров на организацию перевозки грузов и заключение отдельного договора на выгрузку в п. Олекминск силами и средствами ОАО "ЛОРП" из судов других перевозчиков, поскольку указанное невозможно.
Согласно сведениям ООО "Контейнерный центр Сахатранслогистик", представленным на запрос УФАС по РС(Я) (вх. N 859ф от 17.06.2009г), ООО КЦ "Сахатранслогистик" было направлено письмо исх.N 36 от 14.05.2009г. в адрес ОАО "ЛОРП" с просьбой заключить договор на переработку грузов в контейнерах в порту Олекминск в навигационный период 2009 г. для доставки грузов в контейнерах из Центральных регионов России для грузополучателей населенных пунктов реки Лена (Ленек, Пеледуй, Витим, Олекминск, Якутск), на что получили ответ ОАО "ЛОРП": ".. для сведения сообщаем, что ОАО "ЛОРП" не имеет возможности оказывать услуги по грузовой и коммерческой работе сторонним перевозчикам, где бы то ни было".
Также ООО "КЦ Сахатранслогистик" сообщено, что в связи с отказом ОАО "ЛОРП" заключения договора с ООО "КЦ Сахатранслогистик", для последнего стало невозможным осуществления перевозки грузов, следующих до пункта пр. Олекминск, тем самым понесены неудобства и убытки не только индивидуальными предпринимателями и компаниями грузовладельцев, но и ООО "КЦ Сахатранслогистик", т.к. сокращаются объемы перевозок и клиентуры.
ООО Судоходная компания "Якутск" вх.N 853ф. от 16 июня 2009 г. в УФАС по РС(Я) представлены сведения о том, что на заявки ООО Судоходная компания "Якутск" на заключение договора на погрузочно-разгрузочные работы в п. Олекминск ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" ответило отказом, и в навигацию 2009 г. договоров между ООО Судоходная компания "Якутск" ОАО "ЛОРП" не заключено.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том, числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" состоит в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной позиции деятельность внутреннего водного грузового транспорта, ОКВЭД 61.20.2 в географических границах Республики Саха (Якутия).
Также ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" состоит в Реестре субъектов естественных монополий на транспорте, в разделе 3 - услуги портов и (или) транспортных терминалов под N 14/3/5.
Согласно информации Северо-Восточного управления государственного морского и речного надзора от 20.07.2009г. N 02-13-167/720, представленной в УФАС по РС(Я) на запрос от 15.07.2009г. N 02/2631 "Олекминский речной порт", принадлежащий ОАО "ЛОРП" является портом общего пользования в соответствии с документом "Информационный сборник. Государственный надзор в сфере транспорта. Морской и речной транспорт. Выпуск N 8. Москва 2008 г." и осуществляет погрузо-разгрузочные работы со всеми видами сухогрузных грузов и в порту осуществляются операции, связанные с обслуживанием пассажиров.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 03 августа 2007 года N 153-т/13 утверждены тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, оказываемые ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" и правила применения установленных тарифов. Пунктом 8 указанных тарифов, установлены стоимость в рублях за единицу для контейнеров груженых с различным тоннажем (3, 5, 20, 24т).
Таким образом, на деятельность ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" по предоставлению услуг портов и (или) транспортных терминалов распространяются требования, установленные Федеральным законом "О защите конкуренции" для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в том числе запрет на злоупотребление доминирующим положением, установленный статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В рассматриваемом случае одно из существенных условий договора на разгрузочно-погрузочные работы - цена установлена Приказом ФСТ от 03 августа 2007 года N 153-т/13.
В предложении ООО Судоходная компания "Якутск" от 19 февраля 2009 года ПС-15, направленном в ОАО "ЛОРП", указаны тоннажи контейнеров (3,5, 20т), пункт назначения "Олекминский речной порт", и период действия - навигация 2009 года.
На основании указанного УФАС по РС(Я) пришло к выводу, что предложение ООО Судоходная компания "Якутск" от 19 февраля 2009 года ПС-15 содержит в себе существенные условия договора на разгрузочно-погрузочные работы и является надлежащей офертой.
Предложение ООО Контейнерный центр "Сахатранслогистик" исх.N 36 от 14.05.2009, направленное в ОАО "ЛОРП" также содержит существенные условия договора на погрузочно-разгрузочные работы: пункт назначения "Олекминский речной порт", период Действия - навигация 2009 года, а также сведения о том, что груз будет в контейнерах.
Содержание ответов ОАО "ЛОРП" (от 18.05.2009г. N 16-4/11-204 на N 36 от 14.05.2009, от 6 марта 2009 г. N 16-4/11-135 на ПС-15 от 19 февраля 2008 года) на 2 указанных предложения следующее: Прошу уточнить перечень работ составляющих "переработку" грузов и предполагаемую Вами технологию приема, выдачи грузов в п. Олекминск. Для сведения сообщаем, что ОАО "ЛОРП" не имеет возможности оказывать услуги по грузовой и коммерческой работе сторонним перевозчикам, где бы то ни было.
Таким образом, по мнению Управления Федеральной антимонопольной службы ОАО "Ленское объединенное речное пароходство", указывая на невозможность оказания услуг по грузовой и коммерческой работе сторонним перевозчикам, где бы то ни было, уклонилось от заключения договоров на погрузочно-разгрузочные работы, что для субъекта естественных монополий в данной сфере деятельности является недопустимым, и прямо запрещено пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2008г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указывает, что Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
В рассматриваемом случае, нарушение антимонопольного законодательства ответчиком выразилось в экономически или технологически необоснованном уклонении от заключения договора на переработку грузов с ООО Судоходная компания "Якутск" и ООО Контейнерный центр "Сахатранслогистик", при наличии возможности оказывать такие услуги.
На основании указанных обстоятельств и выводов Управление Федеральной антимонопольной службы признало открытое акционерное общество "Ленское объединенное речное пароходство" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством уклонения от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) несмотря на наличие возможности, а также прямой обязанности в силу публичности заключаемого договора.
Оспариваемым предписанием по делу о прекращении нарушения антимонопольного законодательства N 02-107/09А от 10 августа 2009 года следует, что Управлением предписано обществу в тридцатидневный строк с момента получения предписания прекратить нарушение подпункта 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона РФ "О защите конкуренции", выразившемся в экономически или технологически необоснованном уклонении от заключении договора на переработку грузов с ООО Судоходная компания "Якутск" и ООО КЦ "Сахатранслогистик", для чего предложено заключить с указанными обществами договоры на переработку грузов в Олёкминском речном порту.
Оценивая указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что выводы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) законные и обоснованные, и подтверждаются материалами дела.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод ОАО "Ленское объединённое речное пароходство" о том, что оно не занимается деятельностью по выполнению грузовой и коммерческой работы для других перевозчиков, по следующим основаниям.
Согласно уставу общества основными видами деятельности общества является перевозка грузов и пассажиров, транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, оказание услуг складского хозяйства (т.1, л/д.118).
ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" состоит в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной позиции деятельность внутреннего водного грузового транспорта, ОКВЭД 61.20.2 в географических границах Республики Саха (Якутия).
Также ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" состоит в Реестре субъектов естественных монополий на транспорте, в разделе 3 - услуги портов и (или) транспортных терминалов под N 14/3/5.
Из материалов дела следует (т.1, л/д.101-103), что общество заключало в 2008-2009 годах договоры с грузоотправителями юридическими лицами и предпринимателями на организацию перевозок грузов, предусмотрев в таких договорах осуществление погрузочно-разгрузочные работы.
Довод общества о том, что отдельных договоров с иными транспортными компаниями на осуществление погрузочно-разгрузочные работы оно не заключало, в том числе и с обратившимися в Управление Федеральной антимонопольной службы лицами, поскольку не имеет технических возможностей, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку указанное не подтверждается материалами дела и опровергается доводами самого общества о том, что в 2008-2009 годах договоры с грузоотправителями, юридическими лицами и предпринимателями на организацию перевозок грузов заключало, предусмотрев в таких договорах осуществление погрузочно-разгрузочные работы.
Довод общества о том, что в силу ст. 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации Олёкминский порт не является портом общего пользования, не принимается судом апелляционной инстанции, по следующим основаниям.
Статьёй 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что:
1. Портовые гидротехнические сооружения, навигационное и гидрографическое оборудование, перегрузочные комплексы, причалы, служебные здания и иное находящееся на территории порта имущество могут находиться в любой собственности. Отнесение находящегося на территории порта государственного имущества к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Перечень портов с указанием портов общего пользования, видов осуществляемых в портах операций и расстояний между такими портами публикуется для общего сведения в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта.
3. Решение об открытии порта для захода и обслуживания иностранных судов принимается Правительством Российской Федерации.
Из указанного следует, что перечень портов с указанием портов общего пользования, видов осуществляемых в портах операций и расстояний между такими портами публикуется для общего сведения в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта, при этом понятие порта определяется не тем обстоятельством, что об указанном опубликовано, а ст. 3 названного кодекса.
Между тем из ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации следует, что порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.
При этом, под речным портом понимается - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Согласно материалам дела (данные выписки из ЕГРЮЛ) открытое акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" осуществляет, в том числе деятельность внутреннего водного грузового транспорта, внутреннего водного пассажирского транспорта, транспортную обработку прочих грузов, хранение и складирование прочих грузов, прочую вспомогательную деятельность внутреннего водного транспорта, а также обладает лицензиями, в том числе, на осуществление перевозки внутренним водным транспортом грузов и перевозки внутренним водным транспортом пассажиров.
На основании указанного, суд апелляционной инстанции считает, что Олёкминский порт является портом или причалом общего пользования, поскольку общество осуществляет указанные в нем виды деятельности в соответствии с лицензиями поименованными в выписке из ЕГРЮЛ.
Согласно ст. 59 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в порту общего пользования, обязаны осуществлять ее в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для публичных договоров.
Согласно ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Таким образом, Управление Федеральной антимонопольной службы правомерно пришло к выводу, что заявитель, неправомерно отказал ООО "Судоходная компания "Якутск" и ООО "Контейнерный центр Сахатранслогистик" в заключении договоров, поскольку в силу закона он обязан был заключить договоры перевозки и (или) переработки грузов с любым лицом, обратившимся к нему с предложением о заключении такого договора.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод Управления Федеральной антимонопольной службы о нарушении обществом указанными действиями требований п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающего экономически или технологически не обоснованные отказы либо уклонения от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами.
Довод заявителя по делу о том, что он не отказывал указанным лицам в заключении договоров, не принимается судом, поскольку материалами дела не подтверждается, что на предложения названных обществ о заключении таких договоров, заявитель отправлял им для согласования проекты договоров. В результате указанных действий, как правильно указало Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заявитель ограничил права названных лиц на осуществление коммерческой деятельности через Олёкминский порт, что не допускается в силу названного законодательства.
В связи с указанным заявителю надлежит отказать в удовлетворении требований о признании незаконным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 июля 2009 года по делу N 02-107/09А о нарушении антимонопольного законодательства.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "16" ноября 2009 года по делу N А58-7041/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 июля 2009 года по делу N 02-107/09А о нарушении антимонопольного законодательства отказать полностью.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7041/2009
Истец: ОАО "Ленское объединенное речное пароходство"
Ответчик: Ответчики, Управление Федеральной антимонопольной службы по РС(Я), УФАС по РС (Я)
Третье лицо: Третьи лица, ООО Судоходная компания "Якутск", ООО "Контейнерный центр Сахатранслогистик", Якутская транспортная прокуратура, ООО СК "Якутск", Общество с ограниченной ответственностью "Контейнерный центр Сахатранслогистик"