г. Чита |
Дело N А58-7355/2009 |
"17" февраля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи, Рылова Д. Н.,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульзутуевой А. А.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)
на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 ноября 2009 года
по делу N А58-7355/2009
по заявлению Государственного унитарного предприятия "Аэропорт Якутск"
к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России)
о признании незаконным и отмене Постановления N 1 14.32/105-09 от 26.06.2009 г. о назначении административного наказания.
(суд первой инстанции судья Столбов В. В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Мантров С. В. - представитель по доверенности N 1/284 от 11.02.2010 г., Малахов И. С. - представитель по доверенности N 1/283 от 11.02.2010 г.;
от заинтересованного лица: Радченко Д. А. - представитель по доверенности N ИА/37797 от 27.10.2009 г., Лисичников А. А. - представитель по доверенности N ИА/47720 от 30.12.2009 г.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятия "Аэропорт Якутск" (далее ГУП "Аэропорт Якутск", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) (далее ФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене Постановления N 1 14.32/105-09 от 26.06.2009 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 11.11.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о том, что постановление о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.32 Кодекса, вынесено административным органом за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФАС России обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, указав, что оспариваемое постановление принято в установленные законом сроки, поскольку срок привлечения к ответственности, в данном случае, необходимо исчислять с момента установления факта совершения правонарушения Решением Комиссии административного органа пот делу о нарушении антимонопольного законодательства от 13.11.2008 г. N 1 10/42-08.
Представители заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представители заявителя просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Министерством транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) совместно с ГУП "Аэропорт Якутск" было издано письмо от 28.11.2007 г. N 01.2-07-56 о прекращении с 30.11.2007 г. обслуживания рейсов Авиакомпании "ИНТЕРАВИА" в аэропорту города Якутска (т. 1 л.д. 54).
28 декабря 2007 г. Авиакомпания "ИНТЕРАВИА" обратилось в антимонопольный орган с заявлением N 02-3228 о нарушении ГУП "Аэропорт Якутск" закона РФ "О защите конкуренции".
На основании указанного заявления антимонопольным органом было проведено расследование и рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения комиссией ФАС России было принято решение в порядке статей 23, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в рамках дела N 1 10/42-08 от 13.11.2008 г. в соответствии с которым ГУП "Аэропорт Якутск" признано нарушившим ч. 1 ст. 16 Закона РФ "О защите конкуренции" путем издания совместного письма от 28.11.2007 г. N01.2-07-56, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке пассажирских перевозок по маршруту Москва - Якутск - Москва.
15 апреля 2009 г. ФАС России было возбуждено дело об административном правонарушении N 1 14.32 105-09 по признакам нарушения ГУП "Аэропорт Якутск" ч. 1 ст. 16 Закона РФ "О защите конкуренции", выразившимся в издании с Министерством транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) совместного письма N 01.2-07-56 от 28.1 1.2007 г.
По результатом административного расследования 13 мая 2009 года должностным лицом антимонопольного органа, с участием законных представителей заявителя, в отношении ГУП "Аэропорт Якутск" составлен протокол об административном правонарушении N 03/14026, согласно которому, издание Министерством транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) и ГУП "Аэропорт Якутск" совместного письма N 01.2-07-56 от 28.11.2007 г. о прекращении с 30.11.2007 г. обслуживания рейсов Авиакомпании "ИНТЕРАВИА" в аэропорту города Якутска является нарушением ч. 1 ст. 16 Закона РФ "О защите конкуренции" и совершении нарушением предусмотренного ст. 14.32 КоАП РФ.
На основании протокола об административном правонарушении руководителем ФАС России, с учетом надлежащего уведомления заявителя о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и с участием его законных представителей, было принято Постановление N 1 14.32/105-09 от 26.06.2009 г. о привлечении ГУП "Аэропорт Якутск" к ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ст. 14.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 6722840 руб. рублей.
Не согласившись с указанным постановлением антимонопольного органа, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии со ст. 14.32 КоАП РФ (в редакции до внесения изменений Законом РФ N 160-ФЗ от 17.07.2009 г.) заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Согласно ст. 16 Закона РФ "О защите конкуренции" запрещается осуществление, в частности, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями согласованных действий, если такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов
Судом первой инстанции установлено, подтверждено в полном объеме представленными в материалы дела документами, и не оспаривается сторонами, что ГУП "Аэропорт Якутск" совместным письмом N 01.2-07-56 от 28.11.2007 г. с Министерством транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) о прекращении с 30.11.2007 г. обслуживания рейсов Авиакомпании "ИНТЕРАВИА" в аэропорту города Якутска, допустило ограничение конкуренции на рынке пассажирских перевозок по маршруту Москва - Якутск - Москва, тем самым, нарушив вышеуказанную норму права, в связи с чем, антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ГУП "Аэропорт Якутск" состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 КоАП РФ.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции указал, что совершенное ГУП "Аэропорт Якутск" правонарушение длящимся не является и антимонопольным органом пропущен срок привлечения заявителя к административной ответственности.
Согласно статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что совершенное заявителем правонарушение не является длящимся.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июня 2007 года N 1373/07 указано, что длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, и характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного противоправного деяния.
Однако, в данном рассматриваемом случае, исходя из содержания протокола об административном правонарушении, обжалуемого постановления, заявителю вменено правонарушение, которое выразилось именно в издании совместного с Министерством транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) письма от 28.11.2007 г. N 01.2-07-56, то есть событие привязано к конкретной дате, а, следовательно, является оконченным в момент его издания, то есть 28.11.2007 г.
С указанной даты и следует исчислять срок давности привлечения заявителя к ответственности.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 октября 2008 года N 5196/08 и в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В связи с чем, довод заявителя апелляционной жалобы о длящемся характере рассматриваемого административного правонарушения не обоснован.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции, что оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.32 Кодекса, вынесено административным органом за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных и обоснованных выводов указанных в обжалуемом решении суда.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 ноября 2009 года по делу N А58-7355/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 ноября 2009 года по делу N А58-7355/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Д.Н. Рылов |
Судьи |
Г.Г. Ячменев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7355/2009
Истец: ГУП "Аэропорт Якутск"
Ответчик: Ответчики, Федеральная антимонопольная служба Управление по РС(Я)
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2011 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7355/09
16.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1758/11
04.03.2011 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-15/10
17.02.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-15/2010
11.11.2009 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7355/09