г. Владивосток |
|
26 января 2010 г. |
Дело N А59-1756/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 января 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2010 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: З.Д. Бац, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский",
апелляционное производство N 05АП-6743/2009,
на решение от 09 декабря 2009 года судьи Джавашвили В.Н.
по делу N А59-1756/2009 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский" (далее - Заявитель, Общество, ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 03Н - 29/2ИР от 08.04.2009 о назначении административного наказания, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области (далее - Управление, Административный орган, Управление Росприроднадзора по Сахалинской области).
Решением от 09.12.2009 суд отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Не согласившись с вынесенным судом решением, Заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Общество указало, что оно было повторно привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения.
Общество также указало, что Управление Росприроднадзора по Сахалинской области, нарушив законодательство, при вынесении постановления от 09.02.2009 каких-либо негативных правовых последствий не понесло.
На основании указанных доводов Заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
От Административного органа в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Управление не согласно, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, стороны своих представителей в судебное заседание не направили. Принимая во внимание неявку сторон, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
На основании распоряжения N 261-р от 24.11.2008 должностным лицом Управления в период с 24.11.2008 по 22.12.2008 была проведена плановая проверка соблюдения природоохранного законодательства и выполнения лицензионных условий ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский" при пользовании участком недр "Молочный".
В ходе проведения проверки установлено, что Общество в нарушение ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 16 Федерального закона РФ N 7 от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" не вносило за 1 и 3 квартал 2008 года в установленные сроки платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
По результатам проверки Управлением был составлен акт N 01Н/ - 22ТМ от 22.12.2008 и протокол N 03Н - 08/ИР об административном правонарушении от 22.01 2009, согласно которому действия Общества были квалифицированны по ст. 8.41 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы административного дела, Управление вынесло постановление от 09.02.2009 N 03Н - 11/ИР о назначении административного наказания, которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50.000 руб.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 18.03.2009 по делу А59-698/2009 указанное постановление было признано незаконным и отменено полностью в связи с выявленными нарушениями процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
01.04.2009 по факту нарушения природоохранного законодательства, выразившегося в невнесении за 1 и 3 кварталы 2008 в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленному проверкой в период с 24.11.2008 по 22.12.2008, в отношении ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский" был составлен протокол N 03Н - 29/ИР об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, протокол от 01.04.2009, государственным инспектором 08.04.2009 было вынесено постановление N 03Н - 29/2ИР о назначении административного наказания, которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50.000 руб.
Не согласившись с вынесением в отношении него данного постановления, Общество обратилось с заявлением о признании его незаконным в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Платный характер осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу установлен также ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Как следует из материалов дела (акта N 01Н/ - 22ТМ от 22.12.2008, протокола N 03Н - 29/ИР об административном правонарушении от 01.04.2009) Общество вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду с нарушением сроков, установленных п. 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557: за 1 квартал 2008 года - 03.06.2008 (просрочка составила 47 дней), за 3 квартал 2008 года - 29.10.2008 (просрочка составила 9 дней). Данные обстоятельства Обществом не оспариваются.
Статьей 8.41 КоАП РФ установлено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях Общества имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Порядок привлечения Заявителя к административной ответственности коллегией проверен, его нарушений не установлено.
Доводы Заявителя о повторном привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ, за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, были рассмотрены судом первой инстанции и правомерно им отклонены.
Из материалов дела следует, что постановление от 09.02.2009 N 03Н-11/ИР о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ, вынесенное Управлением на основании акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 22.12.2008 N 01Н-22ТП и протокола об административном правонарушении от 22.01.2009 N 03-Н-08/ИР, было признано Арбитражным судом Сахалинской области незаконным и отменено в связи с выявленными нарушениями процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности.
Суд первой инстанции правильно указал, что, поскольку годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ в отношении нарушений законодательства об охране окружающей природной среды, не истек, Управление правомерно повторно рассмотрело материалы проверки, отраженные в акте N 01Н/-22ТМ от 22.12.2008, составило протокол об административном правонарушении от 01.04.2009 N 03Н-29/ИР и вынесло постановление N 03Н-29/2ИР от 08.04.2009 о назначении Обществу административного наказания, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Таким образом, в данном случае не имело место повторное привлечение Заявителя к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения.
Ссылку Заявителя на Постановление Конституционного суда РФ от 17.03.2009 N 5-П коллегия отклоняет, поскольку в рассматриваемом случае предыдущее постановление, которым Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, было признано незаконным по процессуальным нарушениям, а не по тому основанию, что в действиях Общества отсутствовали признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что как Управление Росприроднадзора по Сахалинской области, нарушив законодательство при вынесении постановления от 09.02.2009 N 03Н-11/ИР, не несет каких-либо негативных правовых последствий, коллегия отклоняет, как несостоятельный - данное постановление было признано судом незаконным и отменено.
Руководствуясь изложенным выше, коллегия признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что постановление Управления Росприроднадзора по Сахалинской области N 03Н-29/2ИР от 08.04.2009 является законным и обоснованным, а требования Общества о признании его незаконным не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 09 декабря 2009 года по делу N А59-1756/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1756/2009
Истец: ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6191/10
30.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6191/10
24.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1528/2010
26.01.2010 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6743/2009