г. Владивосток |
|
25 марта 2010 г. |
Дело N А59-23/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Н.В. Алферовой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.А. Мильгевской
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-1312/2010
на решение от 18.02.2010 судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-23/2010 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению прокурора Сахалинской области
к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области
третьи лица: ООО "Тамерлан"
об оспаривании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сахалинской области (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 129/09 от 15.12.2009, вынесенного Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области (далее - комитет, административный орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" (далее - общество).
Решением суда от 18.02.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 18.02.2010, прокурор Сахалинской области просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что результатами проверки подтверждается наличие в действиях ООО "Тамерлан" состава административного правонарушения (несвоевременное внесение платы за загрязнение окружающей среды), ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ. Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере природопользования. Добровольное внесение обществом на момент рассмотрения административного дела платы за негативное воздействие на окружающую среду и несоразмерность установленного статьей 8.41 КоАП РФ размера административного штрафа сумме квартального платежа за негативное воздействие на окружающую среду, по мнению прокурора, не является основанием для применения положений о малозначительности.
Прокурор Сахалинской области, Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, ООО "Тамерлан", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. ООО "Тамерлан" письменный отзыв на апелляционную жалобу прокурора в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) не представило.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, в которое в соответствии с Постановлением губернатора Сахалинской области от 10.11.2009 N 26 "О структуре органов исполнительной власти Сахалинской области" переименован Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, в письменном отзыве на апелляционную жалобу прокурора с доводами жалобы не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
20.10.2009 Корсаковской городской прокуратурой по поручению Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры проведена проверка ООО "Тамерлан" на предмет соблюдения обществом природоохранного законодательства в части размещения отходов производства и потребления и охраны атмосферного воздуха.
В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ООО "Тамерлан" является розничная торговля продовольственными и бытовыми товарами, в процессе осуществления которой образуются такие виды отходов как: товарная упаковка, мусор от уборки помещения магазина и прилегающей территории. Плату за негативное воздействие на окружающую среду общество не вносит в связи с тем, что расчеты платы на общество не разработаны и не согласованы.
Усмотрев в действиях общества признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 23 Федерального закона от 22.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", выразившиеся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, 19.11.2009 прокурор вынес в отношении общества постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения обществом статьи 8.41 КоаП РФ. Указанное постановление и административный материал направлены прокурором в Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области.
15.12.2009 заместителем главного государственного инспектора Сахалинской области по природопользованию и охране окружающей среды вынесено постановление N 129/09 о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ ООО "Тамерлан" освобождено от административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ с объявлением устного замечания.
Не согласившись с вынесенным Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области постановлением от 15.12.2009 N 129/09 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, прокурор Сахалинской области обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Статьей 23 Федерального закона от 22.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Согласно пункту 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом согласно пункту 2 указанного приказа признается календарный квартал.
Факт осуществления обществом негативного воздействия на окружающую среду посредством размещения отходов, образовавшихся от деятельности общества на полигоне ТБО в г. Корсакове, и невнесение при этом в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за соответствующие отчетные периоды 2009 года подтверждается материалами административного дела. В связи с этим в действиях ООО "Тамерлан" имелся состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ.
При этом, статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При освобождении от административной ответственности по основанию малозначительности учитывается, прежде всего, характер совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния, должна соотноситься с характером и степенью общественной социальной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Из анализа содержания норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, поскольку любой состав административного правонарушения характеризуется общественной опасностью.
Состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, является формальным.
Абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума ВАС РФ т 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.
Оценив представленные в дело доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, коллегия считает, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава правонарушения оно не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не нанесло ущерба государству и другим лицам, не повлекло наступления неблагоприятных экологических последствий. В связи с этим, с учетом принципа дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, коллегия полагает, что административный орган обоснованно пришел к выводу о малозначительности совершенного правонарушения и освободил общество от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, в связи с чем прекратил производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, материалам дела установлено, что до рассмотрения Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской административного дела по существу и вынесения оспариваемого постановления от 15.12.2009 N 129/09 обществом платежным поручением N 101 внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1300 руб. В ходе производства по делу в суде первой инстанции платежными поручениями N 1 от 18.01.2010 на сумму 500 руб. и N 16 от 27.01.2010 на сумму 2000 руб. внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в указанных размерах. Тем самым обществом совершены действия, направленные на устранение выявленных проверкой нарушений требований законодательства. При этом подлежащий наложению на юридическое лицо по статье 8.41 КоАП РФ штраф, минимальный размер которого составляет 50 000 руб. явно несоразмерим подлежащим уплате обществом за спорный период платежам за негативное воздействие на окружающую среду.
При изложенных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18.02.2010 по делу N А59-23/2010 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
З.Д. Бац |
Судьи |
Н.В. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-23/2010
Истец: Прокурор Сахалинской области
Ответчик: Ответчики, Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области
Третье лицо: Третьи лица, ООО "Тамерлан"