Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 января 2007 г. N КА-А40/11247-06-2
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2007 г.
Открытое акционерное общество "Томскгазпром" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения от 19.10.2005 г. N 80 МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 и обязании возместить путем зачета НДС в размере 9 754 714 руб.
Решением от 14.06.2006 г. Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 22.08.2006 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, заявление Общества удовлетворено частично: признано недействительным решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 19.10.2005 г. N 80 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 9 751 089,52 руб., на МИ ФНС России по КН N 2 (далее - инспекция) возложена обязанность возместить ОАО "Томскгазпром" НДС в размере 9 751 089,52 руб. путем зачета. В остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе инспекции содержится просьба об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения и нарушения норм материального права с отказом заявителю в удовлетворении требований.
В отзыве на жалобу общество возражает против доводов налогового органа, считая судебные акты законными и обоснованными.
Общество в жалобе оспаривает выводы суда о правомерности предъявления к вычету НДС по агентскому вознаграждению ОАО "Транснефть", полагая, что правовые основания для вычета предусмотрены ст. 171, п. 5 ст. 173 НК РФ.
Инспекция в отзыве на жалобу просит оставить судебные акты в обжалуемой заявителем части без изменения, считая правильными выводы судов.
В заседании суда представители сторон поддержали их позиции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб и отзывов на них, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Московского округа находит жалобы сторон подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2005 года и документов, представленных в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), налоговой инспекцией принято решение от 19.10.2005 г. N 80 о признании обоснованным применения налоговой ставки 0 процентов, возмещении НДС в размере 13174380 руб.; об отказе в возмещении НДС в размере 9 754 714 руб.
В обоснование отказа в возмещении НДС положены выводы Инспекции о необоснованном предъявлении к вычету НДС в сумме 8 050 605 руб. 53 коп. по затратам, напрямую не относимым к экспорту продукции (перечень счетов-фактур, по которым НДС не принят к вычету, приведен в таблице на стр. 9 решения Инспекции), НДС в сумме 1 700 483,73 руб. по счетам-фактурам, перечень которых приведен на стр. 10 решения инспекции, по которым оплата документально не подтверждена, а также НДС в сумме 3 624,48 руб. по счету-фактуре ОАО АК "Транснефть" N 0/24/00871 от 31.01.05 г., как связанному с транспортировкой товаров на экспорт.
Не согласившись с отказом в возмещении НДС, Общество обжаловало решение инспекции в этой части в суде.
Удовлетворяя требования общества в части НДС в размере 9 751 089,52 руб., суд исходил из того, что вывод налогового органа о том, что представленные счета-фактуры не относятся к реализации товара на экспорт, заявленной в декларации, не соответствует учетной политике налогоплательщика, предусматривающей раздельный учет входного НДС по предъявленным и оплаченным товарам (работам, услугам), использованным при реализации товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Отказывая в удовлетворении остальной части требований, суд сослался на отсутствие законных оснований для включения в состав налоговых вычетов НДС в сумме 3 624,48 руб. по счету-фактуре ОАО "Транснефть" от 31.01.05 г. N 05/24/00871 на агентское вознаграждение по обеспечению транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии.
Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает методику деления НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при производстве продукции, реализуемой как на экспорт, так и на внутреннем рынке, поэтому заявителем утвержден такой порядок в учетной политике.
В соответствии с п. 5 Положения по учетной политике общества, утвержденного приказом от 31.12.03 N 464, с дополнением, утв. приказом от 13.09.04 N 329/1 (на 2004 г.) и приказом от 31.12.04 N 413 (на 2005 г.) по продажам товаров на экспорт обеспечивается отдельный учет доходов и расходов, при котором заявитель ведет раздельный учет НДС, предъявленного и уплаченного при приобретении работ, услуг, учитываемых в расходах по производству продукции метанола и газового конденсата по счету 20 "основное производство" по экспортированной и неэкспортированной продукции, без учета затрат, списанных со счетов 23 "Вспомогательное производство" и 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". Деление "входного" НДС между экспортом и внутренним рынком производится пропорционально объему выручки по экспортируемой продукции и общему объему выручки по продукции метанол и газовый конденсат. Также ведется обособленный учет сумм НДС на счете 19/70 по коммерческим расходам по экспорту продукции в дальнее зарубежье, НДС по которому в полной сумме принимается к вычету по налоговой декларации по ставке 0 процентов.
Пропорция НДС между внутренним и внешним рынками определяется в каждом отчетном периоде отгрузки исходя из суммы выручки от реализации каждой партии реализуемой продукции в объеме выручки от реализации по видам продукции без учета НДС.
Общество является добывающим предприятием и основным его производством является добыча газа и конденсата, а также передача газа на давальческой основе для переработки в метанол.
Судебными инстанциями установлено, что по всем указанным в решении и, соответственно, в кассационной жалобе инспекции, счетам-фактурам НДС фактически относится к производству и реализации экспортной продукции, т.к. уплачен поставщикам в связи с оказанием ими услуг и производством работ.
Оснований для переоценки выводов судебных инстанций у судебной коллегии не имеется.
Факт представления в Инспекцию документов, подтверждающих применение вычета и уплату НДС, установлен судами и подтверждается реестром направляемых копий документов к налоговой декларации по ставке 0 процентов за июнь 2005 года, представляемых согласно требованию инспекции от 24.08.05 г.
При исследовании доказательств суд установил, что в материалах, имеющихся у налогового органа, фактически наличествуют платежные поручения, которыми произведена оплата спорных счетов-фактур, указанных на странице 10 решения инспекции.
Доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда кассационная жалоба не содержит, не приведены они и в судебном заседании кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций в этой части заявленных требований правильно применены нормы материального права, выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно посчитали, что у Общества отсутствовали правовые основания для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного по договору с ОАО "Транснефть" за оказание услуг, связанных с экспортом товара.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса о порядке обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг по транспортировке предусматривает обложение таких операций налогом по ставке 0 процентов.
При реализации услуг по транспортировке грузов перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0 процентов (статьи 168, 169 Кодекса).
Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению произвольно изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
В соответствии с п. 8.16 договора N 0004045 от 22.12.2003 г. об оказании услуг по транспортировке нефти на 2004 г. ОАО "Томскгазпром" уплачивает ОАО АК "Транснефть" агентское вознаграждение, составляющее 1,5% от суммы услуг Транснефти по транспортировке грузов по территории Республики Беларусь, Украины, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Казахстан, оказанных согласно отчету агента, увеличенное на сумму НДС.
Выплата агентского вознаграждения, таким образом, связана с транспортировкой нефти по территории других государств, в связи с чем основания для возмещения уплаченного АК "Транснефть" в составе агентского вознаграждения налога на добавленную стоимость отсутствуют в силу п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Предъявление к оплате экспортеру налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов дополнительно к цене оказываемых услуг на основании статьи 168 Кодекса противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность произвольного применения положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость.
С учетом указанного применение ОАО "Транснефть" к операциям по реализации услуг по перевозке (организации перевозки) груза, экспортируемого Обществом, ставки 18 процентов и уплата Обществом сумм НДС, исчисленного на основании указанной ставки, не соответствуют налоговому законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно главе 21 Кодекса.
Таким образом, названное положение Кодекса исключает заявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса.
Положение пункта 5 статьи 173 Кодекса, предусматривающего исчисление суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы этого налога распространяется Кодексом на лиц, не являющихся налогоплательщиками, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также на налогоплательщиков при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Исчисление суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, лицами, являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, Кодекс не предусматривает.
Общество "Транснефть" является плательщиком налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, поэтому действие пункта 5 статьи 173 Кодекса на него не распространяется.
Приведенная правовая позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.12.05 N 9263/05.
Согласно ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Иных доводов в кассационных жалобах инспекции и Общества не приведено.Оснований для удовлетворения жалоб сторон не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 14.06.2006 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 22.08.2006 г. N 09АП-9759/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-6888/06-114-19 оставить без изменения, кассационные жалобы ОАО "Томскгазпром" и МИФНС России по КН N 2 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 января 2007 г. N КА-А40/11247-06-2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании