г. Хабаровск |
|
25 января 2010 г. |
N 06АП-5958/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тихоненко А. А.
судей Иноземцева И. В., Малышевой Л.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елизаровой А.А.
при участии в судебном заседании:
от истца - Шкаловой Е.Д., представителя по доверенности от 19.11.2009 N 77;
от ответчика - Илющенко Г.В., представителя по доверенности от 15.10.2009 N 85н
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ"
на решение от 16 ноября 2009 года
по делу N А73-14252/2009 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Черняевой С.А.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 76 639 руб. 86 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ" (далее - ООО "РН-Комсомольский НПЗ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 76 639 руб. 86 коп. пеней за просрочку доставки груза в вагоне N 73338618 по железнодорожной накладной N ЭФ 353077, отправленного со станции Уяр КРжд до станции Дземги ДВжд.
Решением от 16.11.2009 исковые требования удовлетворены частично, с ОАО "РЖД" в пользу ООО "РН-Комсомольский НПЗ" взыскано 41 803 руб. 56 коп. пени за просрочку доставки груза, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По мнению заявителя апелляционной жалобы, поскольку по настоящему иску ответчиком не доказан факт отцепки вагона по независящим от него обстоятельствам, то положения пункта 8 Правил Перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 32 применению не подлежат; акт общей формы N 29103, оформленный с нарушением требований законодательства, не является допустимым доказательством, обосновывающим увеличение срока доставки груза.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "РЖД" возразило против доводов жалобы, просило оставить решение суда без изменения.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение от 16.11.2009 отменить и принять по делу судебный акт, которым удовлетворить иск в заявленном размере.
Представитель ответчика в судебном заседании выразил согласие с обжалуемым судебным актом, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, со станции Уяр Красноярской железной дороги в вагонах (количество вагонов 10) по транспортной железнодорожной накладной N ЭФ 353077 в адрес ООО "РН-Комсомольский НПЗ" отправлен груз - нефть сырая массой 605 277 кг (л.д. 15-16). Согласно указанной накладной срок доставки груза истекает 13.10.2008.
Груз прибыл на станцию назначения Дземги Дальневосточной железной дороги согласно календарному штемпелю 09.10.2008 и выдан получателю (ООО "РН-Комсомольский НПЗ"), за исключением вагона N 73338618, который прибыл на станцию 24.10.2008 с просрочкой доставки 11 суток.
В связи с указанным обстоятельством истец направил перевозчику (ОАО "РЖД") претензию от 05.11.2008 N 14/8264 (л.д. 13) с просьбой оплатить 76 639 руб. 86 коп. пени за просрочку доставки груза.
Отклонение претензии ответчиком (л.д. 14) послужило основанием для обращения ООО "РН-Комсомольский НПЗ" в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки, грузы считаются доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной накладной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Согласно Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (ред. от 25.12.2007), о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: "Груз задержан на станции (указывается наименование) для (указывается причина задержки). Срок доставки увеличивается на (указывается количество суток), о чем составляется акт общей формы (указывается N и дата). Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем железнодорожной станции перевозчика.
В силу статьи 97 УЖТ РФ за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, предусмотренных статьей 29 УЖТ РФ, пунктом 6.3 Правила исчисления сроков доставки грузов: непреодолимая сила, военные действия, блокада, эпидемия или иные, не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующие осуществлению перевозок, в том числе при задержке вагонов, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам. При наличии указанных причин сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки.
Согласно пункту 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов, и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозке грузов. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: "Груз задержан на станции ________ для ____________________________ (указывается причина задержки). Срок доставки увеличивается на ______ сутки, о чем составлен акт общей формы N ____ от _______". Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
На основании статьи 39 УЖТ РФ, пункта 4.7 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Статьями 8, 9 АПК РФ закреплены принципы состязательности и равноправия сторон. При этом, на основании части 1 статьи 65, части 1 статьи 66 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений и представить соответствующие доказательства.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Материалами дела подтверждено, что вагон N 73338618 отцеплен в пути следования - 03.10.2008 на станции Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги по причине технического брака "тонкий гребень", о чем проставлена отметка в транспортной железнодорожной накладной.
По факту задержки вагонов составлены акты общей формы от N 31004, 29103 (л.д. 25,26), а также дорожная ведомость на повагонную отправку 14.10.2008 вагона N 73338618.
Следовательно, причиной отцепки вагона от групповой отправки является его неисправность.
Вместе с тем, из находящихся в материалах дела доказательств не следует, что обнаруженная в пути следования неисправность возникла по независящим от перевозчика причинам. Данных доказательств в суд апелляционной инстанции также не представлено.
В связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для продления срока доставки груза в вагоне N 73338618 на время их нахождения в ремонте.
Расчет срока доставки спорного вагона с целью определения просрочки доставки груза произведен судом первой инстанции исходя из нормативов, предусмотренных для сроков прохождения груза повагонной отправкой (вагон N 73338618 - 7 суток просрочки).
Указанный расчет правомерен, поскольку факт отцепки спорного вагона от основной отправки для устранения неисправностей и его дальнейшее следование повагонной отправкой документально подтверждены, при этом согласно пункту 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 32, срок доставки груза, находящегося в отцепленном от маршрутной или групповой отправки вагоне, после устранения неисправности вагона исчисляется исходя из нормы суточного пробега, установленной для повагонной отправки.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы отклоняются как необоснованные.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Государственную пошлину по апелляционной жалобе возложить на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание ее уплату в установленных законом порядке и размере.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 16.11.2009 по делу N А73-14252/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.А. Тихоненко |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14252/2009
Истец: ООО "РН-Комсомольский НПЗ"
Ответчик: Ответчики, ОАО РЖД - ДВЖД
Третье лицо: Третьи лица