г. Хабаровск |
|
05 февраля 2010 г. |
N 06АП-6010/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Гричановской Е.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Администрации города Хабаровска: Коваленко Марина Владимировна, паспорт 0805 516167, выдан 24.04.2006 УВД Индустриального района г.Хабаровска, представитель по доверенности от 21.12.2009 N 1.1.59/471;
от Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю: Бегун Виктор Валентинович, удостоверение N 030, представитель по доверенности от 20.01.2010 N 9юр/22/815.1-08
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 17.11.2009
по делу N А73-14806/2009 Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Стёпиной С.Д.
по заявлению Администрация города Хабаровска
к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю
о признании недействительным распоряжения от 05.08.2009 N 1297
Администрация города Хабаровска обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ Росимущества по Хабаровскому краю) о признании недействительным распоряжения от 05.08.2009 N 1297 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".
В обоснование требований администрация указала на то, что распоряжение принято с нарушением действующего законодательства, поскольку возлагает на муниципальное образование незаконную обязанность по содержанию передаваемого объекта. Кроме того, ссылается на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, предусматривающего необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, согласования действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Решением от 17.11.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общежитие, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Аксенова, 32, в силу закона относится к муниципальной собственности, следовательно, распоряжение ТУ Росимущества по Хабаровскому краю является законным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация г. Хабаровска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, в связи с неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация указывает на необоснованность вывода суда о том, что передаваемое в муниципальную собственность общежитие в силу прямого указания закона относится именно к муниципальной собственности и его содержание является вопросом местного значения.
Считает, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фондов, следовательно, законодательством Российской Федерации допускается нахождение в федеральной собственности общежитий.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Хабаровска поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель ТУ Росимущества по Хабаровскому краю в судебном заседании апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 05.08.2009 ТУ Росимущества по Хабаровскому краю издано распоряжение N 1297 о безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации - "общежитие", расположенного по адресу: г.Хабаровск, ул.Аксёнова, 32 "а" Лит. А, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".
Администрация г.Хабаровска, считая, что данное распоряжение издано в нарушение действующего законодательства, поскольку при решении вопроса о передаче имущества в муниципальную собственность ТУ Росимущества по Хабаровскому краю предварительно не получило согласие у органа местного самоуправления на его принятие, не решило вопрос об одновременной передаче земельного участка, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 11 статьи 154 Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче муниципальному образованию, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается. При этом решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Согласно пункту 4 Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Названным территориальным органом на территории Хабаровского края является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю.
Как следует из материалов дела, на основании оспариваемого распоряжения в муниципальную собственность безвозмездно подлежит передаче общежитие, расположенное по адресу: г.Хабаровск, ул.Аксёнова, 32 "А".
В силу пунктов 4, 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" содержание муниципального жилого фонда, организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом также отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.2991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры отнесены к муниципальной собственности.
Судом установлено, что общежитие, указанное в Приложении к распоряжению от 05.08.2009 N 1297, в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск", поскольку находится на подведомственной ему территории, а его содержание, согласно Уставу, относится к вопросам местного значения городского округа. Указанные обстоятельства в установленном порядке не опровергнуты и не оспариваются администрацией.
Следовательно, обязанность принятия имущества, передаваемого из федеральной собственности в собственность муниципального образования, предусмотрена действующим законодательством, распоряжением федерального органа, уполномоченного издавать соответствующие распоряжения.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что законодателем в процессе разграничения уровней государственной собственности на недвижимое имущество в отношении жилищного фонда установлен только один вид собственности - муниципальная собственность, и определен ее владелец - муниципальное образование, на территории которого расположен жилой фонд.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы о необходимости наличия волеизъявления органа местного самоуправления для передачи общежития в муниципальную собственность судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку спорный объект подлежит передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 как объект жилищного фонда.
Довод апелляционной жалобы о том, что на основании статей 19 и 92 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается нахождение в федеральной собственности общежитий, судом отклоняется, поскольку обязанность принять спорный объект в муниципальную собственность возложена на администрацию в силу закона.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения в общежитиях.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 12 названных правил определено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что общежитие, расположенное по адресу: г.Хабаровск, ул. Аксенова, 32 А, передано ТУ Росимущества по Хабаровскому краю ОАО "Хабаровский завод отопительного оборудования", что подтверждается актом приема-передачи от 31.12.2008 (л.д.35).
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о том, что распоряжение от 05.08.2009 N 1297 принято ТУ Росимущества по Хабаровскому краю в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 ноября 2009 года по делу N А73-14806/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14806/2009
Истец: Администрация г. Хабаровска
Ответчик: ТУ Росимущества по Хабаровскому краю