г. Хабаровск |
|
15 марта 2010 г. |
N 06АП-525/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Кустовой Т.С., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сазонкиной Е. А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Галкино": Дасаева Ольга Витаутасовна, представитель по доверенности от 24.02.2010 б/н;
от Министерства финансов Хабаровского края: Бахмат Татьяна Александровна, представитель по доверенности от 10.06.2008 N 19-06/964, удостоверение N 217;
от Управления обеспечения, содержания и экономического развития муниципальных объектов администрации Хабаровского муниципального района: Солодянкин Григорий Николаевич, представитель по доверенности от 11.01.2010 N 1-12/4; Захарова Наталья Геннадьевна, представитель по доверенности от 03.03.2010 N 1-7/155;
от Финансового управления администрации Хабаровского муниципального района: Шестов Владимир Геннадьевич, представитель по доверенности от 12.01.2010 N 02-13/4;
от Министерства ЖКХ Хабаровского края: Комар Татьяна Борисовна, представитель по доверенности от 11.01.2010 N 1-07/17.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления обеспечения, содержания и экономического развития муниципальных объектов администрации Хабаровского муниципального района
на решение от 28.12.2009
по делу N А73-15577/2009 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Збарацкой Л.А.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Галкино"
к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Хабаровскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Хабаровскому муниципальному району в лице Управления обеспечения, содержания и экономического развития муниципальных объектов администрации Хабаровского муниципального района
третье лицо Финансовое управление администрации Хабаровского муниципального района
о взыскании 532 146 руб. 56 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Галкино" (далее - ООО "Галкино", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края (далее - Министерство финансов), Хабаровскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ), Хабаровскому муниципальному району в лице Управления обеспечения, содержания и экономического развития муниципальных объектов администрации Хабаровского муниципального района (далее - Управление обеспечения и экономического развития) о взыскании 532 146 руб., составляющих убытки от снижения тарифов на тепловую энергию для населения (выпадающие доходы) за периоды с 03.10.2008 по 11.11.2008 и с 12.11.2008 по 31.12.2008.
Решением суда от 28.12.2009 исковые требования удовлетворены частично. С Хабаровского муниципального района в лице Управления обеспечения и экономического развития в пользу общества с ограниченной ответственностью "Галкино" взыскано 121 739 руб. 60 коп. убытков. В удовлетворении остальной части требований отказано. В иске к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов и Министерства ЖКХ - отказано.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнения) Управление обеспечения и экономического развития просит отменить решение суда от 28.12.2009 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных истцом требований отказать. Указывает, что судом неправильно определена дата вступления в законную силу постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 15.10.2008 N 45/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Галкино". Ссылается на то, что для расчета субвенций необходимо применять постановление Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N35-пр, определяющее порядок расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению. Также указывает, что вина Хабаровского муниципального района в недополучении истцом разницы в регулируемых тарифах отсутствует, в связи с чем Управление обеспечения и экономического развития не должно отвечать не по своим обязательствам и нести расходы по возмещению истцу убытков.
В представленных отзывах на жалобу (с учетом дополнений) Министерство финансов и Министерство ЖКХ отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просили обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От иных лиц участвующих в деле отзывов не поступило.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Управления обеспечения и экономического развития, Министерства финансов и Министерства ЖКХ поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на неё соответственно, дав по ним пояснения.
Представитель ООО "Галкино" просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Представитель Финансового управления администрации Хабаровского муниципального района просил обжалуемое решение отменить.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, выслушав представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Судом установлено, что 01.09.2008 между Управлением обеспечения и экономического развития (управление) и ООО "Галкино" (обслуживающая организация) заключен договор на возмещение убытков предприятиям от снижения тарифов на тепловую энергию для населения (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1.1 договора обслуживающая организация предоставляет населению услуги по выработке тепловой энергии и горячей воды по экономически обоснованным тарифам на текущий год.
Пунктом 1.2 договора установлено, что управление компенсирует обслуживающей организации убытки от реализации услуг населению.
С начала отопительного сезона 2008-2009 года ООО "Галкино" при оказании населению услуг теплоснабжения в период с октября по декабрь 2008 года, в связи с отсутствием для общества экономически обоснованного тарифа, в соответствии с приказом директора от 01.08.2008 N 1-ОД применяло тариф, утвержденный ранее для аналогичного предприятия ЖКХ - МУП ЖКХ N 3 постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.11.2007 N 50/106 в размере 5 451 руб. 74 коп./Гкал.
15.10.2008 Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края принято постановление N 45/1"Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Галкино", которым установлен экономически обоснованный тариф - 7 308 руб. 84 коп./Гкал.
Полагая, что при предоставлении услуг по выработке тепловой энергии населению в октябре-декабре 2008 года он понес убытки в размере 532 146 руб. 56 коп. возникшие из договора от 01.09.2008, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из следующего.
Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в соответствии с абзацем 4 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с изложенной нормой, правовые основания для применения истцом приказа директора ООО "Галкино" от 01.08.2008 N 1-ОД для расчета убытков в период с 03.10.2008 по 11.11.2008 отсутствовали, а подлежал применению экономически обоснованный тариф, установленный постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 15.10.2008 N 45/1 в размере 7 308 руб. 84 коп./Гкал. (далее - Постановление N 45/1)
Постановление N 45/1 опубликовано 12.11.2008 в Собрании законодательства Хабаровского края N 10(75).
Из пункта 1 Постановления N 45/1 следует, что тарифы на тепловую энергию установлены для потребителей ООО "Галкино".
Поскольку потребителями ООО "Галкино" являются как юридические, так и физические лица, Постановление N 45/1 напрямую затрагивает защищаемые права и свободы человека и гражданина и вступает в законную силу в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 4 Закона Хабаровского края от 31.07.2002 N 48 "О порядке официального опубликования и вступления в законную силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края", а именно не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
С учетом этого суд пришел к выводу о применении данного тарифа с 22.10.2008.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В силу данного требования расчетный период для исчисления убытков должен быть определен с 23.11.2008 по 31.12.2008, и равен 39 дням.
При расчете размера убытков суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу статьи 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного прав, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а так же неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В соответствии с данной нормой для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков необходимо наличие следующих обязательных условий: наличие убытков; противоправное поведение лица, причинившего убытки; причинная связь между противоправными действиями лица, причинившего убытки, и убытками, размер убытков, обстоятельства, подтверждающие принятие мер к предотвращению или уменьшению убытков, доказанность существования всех этих условий, факт вины лица, противоправно причинившего убытки (в необходимых случаях).
Убытки истца в данном случае вызваны установлением для населения предельно максимального тарифа - 1 249 руб/Гкал, при экономически обоснованном тарифе - 7 308,84 руб/Гкал.
В связи с отсутствием у абонентов истца приборов учета тепловой энергии расчет платы населения за коммунальные услуги (теплоснабжение) проводился истцом по нормативу, установленному Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Пунктом 19 Правил оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 формулой для расчета является P=S*N*Т, где:
P - размер платы населения за коммунальные услуги (руб.);
S - отапливаемая площадь жилого помещения (кв.м);
N - норматив потребления тепловой энергии (Гкал/кв.м);
T - тариф на тепловую энергию (руб./Гкал).
Поскольку в данном случае имело место наличие на территории края двух тарифов, то убытки (неполученный организацией доход) рассчитывается с учетом разницы этих тарифов.
P=S*N*(T1-T2),
T1 - экономически обоснованный тариф;
T2 - предельно максимальный тариф.
Согласно представленным в материалы дела копиям технических паспортов зданий (строений), домовладений следует, что общая отапливаемая площадь квартир составляет 1 408,9 кв.м. (S).
N - 0,3862 Гкал на отопительный сезон (212 дней), установлен постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр.
T1 - 7 308 руб. 84 коп./Гкал (Постановление N 45/1);
T2 - 1 249 руб./Гкал, (Постановление Губернатора Хабаровского края от 24.12.2007 N 174).
С учетом вышеприведенных данных и исчисляя размер убытков с 22.11.2008 по 31.12.2008 (40 дней), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сумма, подлежащая возмещению истцу должна составлять 621 739 руб. 60 коп. (1408,9 * 0,3862/212 *40 * (7308,84-1249))
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Постановлением Главы Хабаровского района от 24.12.2007 N 341 установлен иной норматив потребления тепловой энергии в месяц, по которому и производился расчет платы населению - 0,0461 Гкал/кв.м в месяц).
С учетом изложенного убытки истца за период с 23.11.2008 по 31.12.2008 (39 дней) составили 511 664 руб. 87 коп. (1408,9*0,0461/30*39*(7308,84-1249).
Истцу выплачена субвенция в размере 500 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 17.12.2008 N 775.
Таким образом, разница между положенной истцу в 2008 году и реально выплаченной субвенцией составляет 11 664 руб. 87 коп., в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению.
Принимая решение о надлежащем ответчике по данному делу, суд первой инстанции исходил из следующего.
Статьей 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" предусмотрено, что при условии превышения установленного экономически обоснованного тарифа над установленным предельным максимальным тарифом организациям, применяющим такие тарифы, предоставлено право на возмещение убытков, образующихся в размере разницы в тарифах.
Статьей 3 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 предусмотрено, что возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством края. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии со статьей 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 органы государственной власти Хабаровского края наделили органы местного самоуправления Хабаровского края, в том числе Хабаровский муниципальный район, государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Пунктом 11 статьи 6 Закона Хабаровского края от 28.11.2007 N 166 "О краевом бюджете на 2008 год" утверждено распределение субвенций бюджетам муниципальных образований края из краевого фонда компенсаций на выполнение отдельных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти края.
Согласно приложению N 27 к Закону Хабаровского края N 166 "Распределение субвенций на реализацию закона края N 150" Хабаровскому муниципальному району выделено 135 930,6 тыс. руб.
Как следует из договора поручения от 22.01.2008 N 14/08-ю-9 (том 1 л.д. 146), администрация Хабаровского муниципального района поручила Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края производить перечисления ООО "Межрайтопливо" из средств субвенций (с учетом отчетных данных по отпуску энергии населению), предусмотренных муниципальным образованиям в краевом бюджете на 2008 год.
Расходное обязательство, установленное Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 Хабаровским краем в отношении Хабаровского муниципального района исполнено в полном объеме в размере 135 592 999 руб. 99 коп., что подтверждается предоставленными в материалы дела платежными поручениями.
Установлено, что финансирование переданного муниципальному району государственного полномочия по возмещению организациям убытков от применения регулируемых тарифов Хабаровским краем было произведено в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете на 2008 год.
В соответствии со статьей 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 на органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий возложены обязанности, в том числе по использованию выделенных для осуществления государственных полномочий финансовых и материальных средств по целевому назначению.
Администрация Хабаровского муниципального района, реализуя закон края N 150, в качестве уполномоченного органа местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий определила Управление обеспечения и экономического развития.
Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края не является главным распорядителем бюджетных средств, следовательно, является ненадлежащим ответчиком, в иске к этому лицу правомерно отказано.
В связи с отсутствием задолженности краевого бюджета перед бюджетом Хабаровского муниципального района в иске к Хабаровскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края также отказано..
На основании изложенного суд первой пришел к обоснованному выводу о том, что убытки ООО "Галкино" подлежат взысканию с Хабаровского муниципального района в лице Управления обеспечения, содержания и экономического развития муниципальных объектов администрации Хабаровского муниципального района.
Довод жалобы о том, что для расчета субвенций необходимо применять Постановление Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае истец обращался за взысканием убытков (выпадающих доходов), а не за возвратом субвенций. Кроме того, размер подлежащих взысканию с Хабаровского муниципального района убытков не превышает размер субвенций, исчисленных исходя из его заявки применительно к Постановлению от 01.02.2008 N 35-пр для ООО "Галкино" (т.1 л.д.24).
Довод жалобы об отсутствии вины Хабаровского муниципального района в недополучении истцом разницы в регулируемых тарифах, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку Хабаровским муниципальным районом полученные субвенции между предприятиями и организациями района распределялись в 2008 году непропорционально их потребностям в этих средствах. Указанное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.10.2009 N А73-7252/2009.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Поскольку требования истца удовлетворены частично на сумму 11 664 руб. 87 коп., то сумма государственной пошлины по иску, подлежащая взысканию с ответчика в его пользу, составляет 259 руб. 13 коп.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28 декабря 2009 года по делу N А73-15577/2009 Арбитражного суда Хабаровского края изменить, изложив абзац второй резолютивной части в следующей редакции:
"Взыскать с Хабаровского муниципального района в лице Управления обеспечения, содержания и экономического развития муниципальных объектов администрации Хабаровского муниципального района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Галкино" 11 664 руб. 87 коп., составляющих убытки, а также судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 259 руб. 13 коп.".
В остальном обжалуемое решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
Т.С. Кустова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15577/2009
Истец: ООО "Галкино"
Ответчик: Ответчики, Министерство финансов Хабаровского края
Третье лицо: Третьи лица, Управление обеспечения,содержания и экономического развития муниципальных объектов администрации Хабаровского муниципального района, Финансовое управление Администрации Хабаровского муниципального района, Министерство ЖКХ Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2010 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-525/2010