г. Хабаровск |
|
02 июня 2010 г. |
N 06АП-2182/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Гетмановой Т.С., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ключник А.А.,
при участии в заседании:
от Федеральной налоговой службы: Сальникова В.В., представителя по доверенности от 07.05.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы
на определение от 07.04.2010
по делу N А73-2124/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Тюрюминой Л.Н.,
по заявлению Федеральной налоговой службы
о признании общества с ограниченной ответственностью "РемСтройИндустрия" несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
Уполномоченный орган, представляющий в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, - Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "РемСтройИндустрия" (далее - ООО "РемСтройИндустрия", должник) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.
Определением от 09.03.2010 заявление уполномоченного органа принято к производству.
Определением от 07.04.2010 производство по заявлению ФНС России о признании ООО "РемСтройИндустрия" несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника прекращено.
ФНС России, не согласившись с принятым по делу судебным актом от 07.04.2010, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить и принять новый судебный акт. По мнению уполномоченного органа, ООО "РемСтройИндустрия" не может быть отнесено к категории недействующих должников, следовательно, к нему не может быть применена процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа; в качестве доказательства вероятности обнаружения имущества должника, ФНС России указано на возможность проведения арбитражным управляющим в ходе конкурсного производства работы по привлечению к субсидиарной ответственности руководителя и учредителя ООО "РемСтройИндустрия", что позволит погасить кредиторскую задолженность.
Представитель ФНС России в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал, просил обжалуемое определение отменить.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании представителя ФНС России, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "РемСтройИндустрия" несостоятельным (банкротом) в порядке § 2 главы 11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В соответствии со статьей 227 Закона о банкротстве, если должник, фактически прекративший свою деятельность, отсутствует, или установить место его нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.
В обоснование заявления уполномоченным органом указано на наличие у ООО "РемСтройИндустрия" задолженности по обязательным платежам в размере 119 392,61 рубля, в том числе 111 438,41 рубля - недоимка (том 1, л.д. 29), а также обстоятельства, свидетельствующие о фактическом прекращении должником хозяйственной деятельности, а именно: отсутствие должника по указанному в учредительных документах адресу (том 1, л.д. 140), невозможность установить его место нахождения, отсутствие операций по расчетным счетам.
Пунктом 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 разъяснено, что при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа. Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.
В настоящем деле уполномоченный орган располагал сведениями о том, что должник представлял 30.07.2009 налоговую отчетность (том 1, л.д. 150-155), и обратился с заявлением о его банкротстве применительно к положениям о банкротстве отсутствующего должника в связи с отсутствием имущества должника, позволяющего покрыть судебные расходы по делу о банкротстве.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю представлены сведения о наличии открытых расчетных счетов, принадлежащих ООО "РемСтройИндустрия", в кредитных организациях - закрытом акционерном обществе "Региобанк" и открытом акционерном обществе "АИКБ "Татфондбанк" г. Казань (том 1, л.д. 134).
По информации закрытого акционерного общества "Региобанк" операции по расчетным счетам в период с 20.10.2008 по 20.10.2009 не производились (том 1, л.д. 136-139). В отношении расчетного счета, открытого в открытом акционерном обществе "АИКБ "Татфондбанк", ФНС России сведений не представлено.
Юридическое лицо, представляющее налоговую отчетность, не является недействующим юридическим лицом. Понятие недействующего юридического лица приведено в статье 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (указанная статья введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ), согласно которой юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо).
В силу вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "РемСтройИндустрия" не является недействующим юридическим лицом, фактически прекратившим свою деятельность, и исключению из ЕГРЮЛ в административном порядке не подлежит.
Согласно пункту 1 статьи 227 Закона о банкротстве в случае, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Положения, предусмотренные § 2 "Банкротство отсутствующего должника" главы XI "Упрощенные процедуры банкротства" вышеназванного Закона, применяются в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (статья 230 Закона о банкротстве).
Таким образом, достаточными основаниями для признания юридического лица банкротом как отсутствующего должника по заявлению уполномоченного органа, в частности, являются непроведение операций по банковским счетам должника в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
По информации ФНС России последняя бухгалтерская отчетность (баланс) представлена ООО "РемСтройИндустрия" в налоговый орган за 2-ой квартал 2009 года 30.07.2009.
Данных о последних операциях по расчетным счетам должника, открытым в закрытом акционерном обществе "Региобанк", в течение двенадцати месяцев, предшествующих подаче заявления о признании должника банкротом - 02.03.2010, заявителем не представлено. Находящаяся в материалах дела выписка по операциям на счете должника подтверждает отсутствие операций в период с 01.10.2008 по 20.10.2009.
Сведений о движении денежных средств и операциях по расчетному счету в открытом акционерном обществе "АИКБ "Татфондбанк" уполномоченным органом также не представлено.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства в полной мере не свидетельствуют о наличии у ООО "РемСтройИндустрия" признаков отсутствующего должника.
Кроме этого, арбитражный суд должен решить вопрос о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) при условии представления уполномоченным органом допустимых доказательств наличия денежных средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.
По смыслу статей 39, 41 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган, так как судом оценивается соотношение суммы расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника с размером требований уполномоченного органа к должнику.
Кроме этого согласно пунктам 4, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган. Если имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанное согласуется с рекомендациями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 13 Постановления от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от17.12.2009 N 91).
Таким образом, уполномоченный орган должен представить доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
ФНС России не доказала, что могут быть обнаружены документы, подтверждающие наличие имущества или дебиторской задолженности (основания ее возникновения), без чего невозможно сделать вывод о реальности реализации имущества, взыскания дебиторской задолженности на момент рассмотрения настоящего заявления уполномоченного органа.
Бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс за 2-ой квартал 2009 года), представленный 30.07.2009 должником в налоговый орган, не свидетельствует о большой вероятности обнаружения имущества, достаточного для покрытия расходов в деле о банкротстве ООО "РемСтройИндустрия".
Согласно ответам регистрирующих органов, должник не имеет объектов недвижимого имущества и транспортных средств (том 1, л.д. 145-147).
Остаток денежных средств на расчетных счетах в закрытом акционерном обществе "Региобанк" по состоянию на 20.10.2010 составляет 0,00 рублей.
Следовательно, материалы дела свидетельствуют о том, что должник не имеет реальных активов и средств, достаточных для проведения процедуры банкротства и покрытия судебных издержек.
Довод апелляционной жалобы о возможности финансирования процедур банкротства ООО "РемСтройИндустрия" за счет будущего привлечения руководителя и учредителя должника к субсидиарной ответственности по обязательствам должника носит предположительный характер, в связи с чем не может быть принят во внимание.
Таким образом, вывод суда о том, что у должника отсутствует имущество, за счет которого возможно погашение судебных расходов по делу о банкротстве, является обоснованным.
Кроме этого уполномоченный орган, являющийся заявителем по настоящему делу, не представил доказательства наличия средств, необходимых для финансирования процедур банкротства ООО "РемСтройИндустрия".
Согласно пункту 2 Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573, заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, с указанием источника финансирования.
В подпункте "а" пункта 2 названного Постановления определено, что финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа, осуществляется в соответствии со сметой расходов и доходов уполномоченного органа за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета.
Представленные ФНС России доказательства о готовности финансировать процедуру банкротства должника из средств бюджета не соответствуют действующему законодательству.
Исходя из пункта 2 статьи 227 Закона о банкротстве и пункта 2 вышеназванного Положения, заявление налогового органа должно содержать сведения о наличии средств, необходимых для финансирования именно процедуры банкротства должника.
Представленная уполномоченным органом копия выписки из бюджетной сметы на 2010 год (том 1, л.д. 28) таким доказательством не является.
Из решения начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю от 27.02.2010 N 2 о подаче заявления в арбитражный суд о признании должника - ООО "РемСтройИндустрия" несостоятельным (банкротом) также не следует, что финансирование процедур банкротства данного должника следует осуществлять из средств бюджета по вышеуказанной смете (том 1, л.д. 31-32).
Следовательно, уполномоченным органом не представлены доказательства фактического наличия на момент обращения с заявлением и вынесения оспариваемого определения денежных средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника.
Кроме этого согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91, из федерального бюджета осуществляется только финансирование деятельности уполномоченного органа.
В статье 41 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) определены права и обязанности лиц, участвующих в деле, согласно которой они имеют право, в частности, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства; участвовать в исследовании доказательств; заявлять ходатайства, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам; возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
В соответствии с пунктом 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Из материалов дела следует, что уполномоченный орган правами, предусмотренными статьей 41 АПК РФ, в отношении представления дополнительных доказательств, не воспользовался.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, не поступили.
Подлежит также учету и то обстоятельство, что признание должника банкротом и открытие в отношении него конкурсного производства по упрощенной процедуре повлечет неоправданное расходование бюджетных средств без погашения задолженности по обязательным платежам, вопреки целям и задачам конкурсного производства.
В силу абзаца 8 пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив их в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обоснованно прекратил производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "РемСтройИндустрия".
Судом апелляционной инстанции не установлено наличие безусловных оснований для отмены определения от 07.04.2010, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене определения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.04.2010 по делу N А73-2124/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в месячный срок.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2124/2010
Истец: Межрайонная ИФНС РОССИИ N6 по Хабаровскому краю
Ответчик: Должники, ООО "РемСтройИндустрия"
Третье лицо: Третьи лица, Генч Йусуф, САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих", Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Хабаровскому краю - Управление Росреестра по Хабаровскому краю, Управление ФНС РФ по Хабаровскому краю