г. Чита |
Дело N А78-7870/2009 |
"02" июня 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Е.Н. Скажутиной, С.И. Юдина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу открытого акционерного общества "РЖД"
на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 марта 2010 года
по делу N А78-7870/2009
по иску открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно-химическое объединение"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 5035 рублей 59 копеек (суд первой инстанции: Федорченко Е.А.);
при участии в судебном заседании:
от истца ОАО "ППГХО": Максимов Д.Г. - представитель (доверенность от 10 февраля 2010 года N 25-04/ДВ-1455);
от ответчика ОАО "РЖД": Федотова Н.Ю. - представитель (доверенность от 16 сентября 2009 года);
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Приаргунское производственное горно- химическое объединение" (далее - ОАО "ППГХО", истец) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании пени за просрочку в доставке груза в размере 5 023 рубля 26 копеек.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 09 марта 2010 года иск удовлетворен, в пользу ОАО "ППГХО" взыскано 5 023 рублей 26 копеек пени и 500 рублей в возмещение затрат по уплате госпошлины. Суд руководствовался статьей 797 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 33, 34, 97, 120, 122 Федерального закона N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав ЖДТ), Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 39, Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N27.
Ответчик, не согласившись с решением суда, подал на него апелляционную жалобу, ставит вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и просит принять новый судебный акт. Ответчик считает, что суд не учел разъяснения в пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005г N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ"; положения пункта 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003г., N 4816, пункта 13.6. Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных МПС РФ 26.05.2000г. N ЦРБ-756, необоснованно отклонил доводы ответчика, что время начала исчисления срока доставки груза и время окончания этого срока определяется по московскому времени, и ведомостью подачи и уборки вагонов подтверждается, что спорный груз был доставлен истцу 10.06.2009г., т.к. вагоны под выгрузку были поданы 10.06.2009г. в 21 час 30 мин. московского времени, а дата прибытия груза на станцию назначения 11.06.2007 года и выдачи груза в календарном штемпеле в железнодорожной накладной во исполнение Телеграммы ОАО "РЖД" N 000225 от 05.10.2007г. проставляется в соответствии с местным временем. Кроме того, указывает, что в решении суд указал, что находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании 19 мая 2010 года был объявлен перерыв до 26 мая 2010 года до 11 часов 10 минут. Стороны о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска.
Истец представил возражения, в которых указывает, что единственным доказательством, подтверждающим дату доставки груза 11 июня 2009 года является дата в транспортной железнодорожной накладной N ЭЭ 100205. Представитель истца в судебном заседании просил оставить решение без изменения. жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что со ст.Ленинск-Кузнецкий Западно-Сибирской железной дороги 29 мая 2009 года в адрес истца ОАО "ППГХО" (грузополучатель) по железнодорожной накладной ЭЭ 100205 в вагоне N 64860828, был отправлен на станцию Краснокаменск ЗабЖД 946208 груз - концентрат марганцевой руды. Срок доставки груза определен 09 июня 2009 года. Груз выдан истцу 11 июня 2009 года. Истец оплатил провозную плату в размере 55 951 рубль.
Полагая, что ответчиком (перевозчиком) допущена просрочка в доставке груза в течение двух суток, ОАО "ППГХО" обратилось к нему с претензией. Претензия была удовлетворена частично, с признанием факта просрочки в доставке груза - 1 сутки. Несогласие ответчика уплатить пени в размере 5 023 рублей 26 копеек послужило основанием для обращения ОАО "ППГХО" с настоящим иском в арбитражный суд.
Апелляционный суд считает, что вывод суда первой инстанции об обоснованности исковых требовании является правильным, соответствует нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам, исходя из следующего.
Суд первой инстанции правильно определил, что возникшие между сторонами правоотношения являются правоотношениями по перевозке груза.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу пункта 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 25 Устава ЖДТ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта утверждает единые формы перевозочных документов на перевозки грузов. Эти формы публикуются в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом
Статьей 33 Устава ЖДТ предусмотрено, что сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно статье 97 Устава ЖДТ за просрочку доставки грузов перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
На основании пункта 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003, нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.
Статьей 3 Устава ЖДТ установлено, что федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании настоящего Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, формы транспортных железнодорожных накладных, приведенных в приложении к настоящим Правилам, являются едиными для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте перевозочными документами.
Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика (пункт 1.11).
В графе "Календарные штемпеля прибытия на станцию назначения" оригинала накладной и дорожной ведомости уполномоченным представителем перевозчика проставляется календарный штемпель прибытия груза на станцию назначения (пункт 5.3).
Из представленной в материалы дела оригинала транспортной железнодорожной накладной N ЭЭ100205 срок доставки груза в вагоне N 64860828-20 истекал 09 июня 2009 года, на станцию назначения - Краснокаменск Забайкальской железной дороги указанный вагон прибыл 11 июня 2009 года, что подтверждается календарным штемпелем в графе прибытие на станцию назначения. Указанный календарный штемпель изменений не содержит.
Доводы апелляционной жалобы, что во исполнение Телеграммы ОАО "РЖД" N 000225 от 05.10.2007г. в календарном штемпеле, проставляемом в перевозочных документах, дата указывается в соответствии с местным временем, а подтверждением прибытия груза на станцию назначения 10 июня 2009 года является ведомость подачи и уборки вагонов, апелляционный суд находит несостоятельными.
Телеграмма ОАО "РЖД" N 000225 от 05.10.2007г. не является нормативным правовым актом, противоречит положениям пункта 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, а ведомость подачи и уборки вагонов в силу положений статей 33, 120 Устава ЖДТ и положений статей 65, 68 АПК РФ надлежащим доказательством установления факта прибытия груза на станцию назначения не является.
Указание в описательной части решения суда (абзац четвертый), что суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, не является нарушением норм процессуального права, влекущим отмену судебного акта, и не привело к принятию неправильного решения, а может быть расценено как описка, поскольку в мотивировочной и резолютивной частях решения суд указал на обоснованность исковых требований и их удовлетворение - вывод, который подтверждается также приведенной в решении оценкой доказательств. Допущенная судом первой инстанции описка может быть исправлена в порядке части 3 статьи 179 АПК РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 марта 2010 года по делу N А78-7870/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7870/2009
Истец: ОАО "Приаргунское ППГХО"
Ответчик: Ответчики
Третье лицо: Третьи лица