г. Чита |
Дело N А78-8009/2009 |
"25" марта 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Г.Г.Ячменёва, Ткаченко Э.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевым Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица по делу Отделения по Читинскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю
на Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 декабря 2009 г.,
принятое по делу N А78-8009/2009
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите и Читинском районе Забайкальского края
к Отделению по Читинскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю
о признании незаконными действий по возврату постановления Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации N 2175 от 26.10.2007г, обязании Отделения по Читинскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю исполнить постановление Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации N 2175 от 26.10.2007г. путем списания с открытого лицевого счета главного распорядителя соответствующих средств
(суд первой инстанции - Д.С.Горкин),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьих лиц:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 4 общеразвивающего вида с.Домна: не явился, извещен;
Управление образования муниципального района "Читинский район": не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите и Читинском районе Забайкальского края (далее - пенсионный фонд) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ (л.д.14), о признании незаконным действия Отделения по Читинскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее - отделение УФК) по возврату постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2175 от 26 октября 2007 года, обязании Отделения по Читинскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю исполнить постановление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2175 от 26 октября 2007 года путем списания с открытого лицевого счета главного распорядителя денежных средств.
Решением от 28 декабря 2009 г. Арбитражный суд Забайкальского края заявленные требования удовлетворил. Признал незаконным действие Отделения по Читинскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю по возврату постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2175 от 26 октября 2007 года, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ, обязал Отделение по Читинскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю исполнить постановление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2175 от 26 октября 2007 года путем списания с открытого лицевого счета главного распорядителя денежных средств - Управления образования муниципального района "Читинский район". В обоснование суд указал, что при отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов, как в органах Федерального казначейства, так и в кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого счета следует производить взыскание.
Не согласившись с указанным решением, отделение УФК обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что основанием для возврата Отделением по Читинскому району УФК по Забайкальскому краю постановления N 2175 от 26 октября 2007 года о взыскании недоимки по страховым взносам явилось отсутствие лицевого счета получателя бюджетных средств в органах казначейства. Возможность исполнения исполнительного документа - постановления N 2175 от 26 октября 2007 года у УФК отсутствовала.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 12.02.2010г. N 672000 20 53333 4.
Представитель заинтересованного лица по делу - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 16.02.2010г. N 672000 20 53330 3. Ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя (письмо от 18.03.2010г.).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 4 общеразвивающего вида с.Домна представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, что подтверждается телеграммой от 12.03.2010г.
Управление образования муниципального района "Читинский район" представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 18.02.2010г. N 672000 20 53331 0.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Отделение по Читинскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю зарегистрировано в качестве российской организации 13.01.2009г. за ОГРН 1097536000099, что подтверждается свидетельством серия 75 N 002001392 (л.д.16).
Пенсионным фондом было издано постановление о взыскании недоимки с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 4 общеразвивающего вида с.Домна от 26.10.2007 N 2175 в пользу пенсионного фонда задолженности и пени по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию в размере 15695,92 руб. за 2 квартал 2007 г. (далее - постановление, л.д.10).
Постановление было направлено в службу судебных приставов с сопроводительным письмом N 10-26751 и приложением необходимых документов (требования об уплате и решения о взыскании недоимки) (л.д.11). 10.12.2008г. постановление было возвращено судебным приставом-исполнителем в связи с отсутствием у должника открытых расчетных счетов банке (оборот л.д.10).
29.10.2009г. пенсионный фонд направил постановление в отделение УФК для исполнения (л.д.9).
Отделение УФК постановление было возвращено с письмом от 29.10.2009 N 01-19/500 в связи с отсутствием лицевых счетов должника (л.д.7-8).
Не согласившись с действиями отделения УФК, пенсионный фонд оспорил их в Арбитражный суд Забайкальского края. Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, отделение УФК обратилось с апелляционной жалобой.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Статья 25.1 названного Федерального закона предусматривает, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате.
В решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указываются основания взыскания и размер взыскиваемой суммы со ссылкой на соответствующие статьи нормативных правовых актов, документы и иные сведения, которые подтверждают наличие недоимки, пеней и штрафов, а также срок, в течение которого плательщик вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий орган страховщика или в арбитражный суд.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" указал, что установленная статьей 25 Закона об обязательном пенсионном страховании внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
Указанным постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установлено, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона об обязательном пенсионном страховании случае, или постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 4 общеразвивающего вида с. Домна счетов в банках и иных кредитных организациях не имеет, а налоговые отчисления как главный распорядитель денежных средств должника осуществляет ФЭО Управления образования Муниципального района "Читинский район" (л.д.39, 40,19-25, 26-28).
Поскольку пенсионным фондом порядок взыскания соблюден, он правильно обратился в отделение УФК с заявлением о принятии к исполнению постановления от 26.10.2007г. N 2175. Направленные отделению УФК документы соответствуют установленным требованиям.
Согласно пункту 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений муниципального образования, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В качестве таких оснований предусмотрены непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 статьи 242.1; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа; представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю.
По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Данная позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 6758/08.
Таким образом, поскольку лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств - Управления образования муниципального района "Читинский район" открыт в Отделении, оно должно было предложить ему указать, с какого счета следует производить взыскание.
Поскольку Отделение УФК таких действий не произвело, суд первой инстанции правомерно признал его действие незаконным и обязал исполнить его путем списания с открытого лицевого счета главного распорядителя денежных средств.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы отклоняются. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 декабря 2009 г. по делу N А78-8009/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О. Никифорюк |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-8009/2009
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите и Читинском районе Забайкальского края
Ответчик: Ответчики, Отделение по Читинскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю
Третье лицо: Третьи лица, Управление образования муниципального района "Читинский район", МДОУ детский сад N4 общеразвивающего вида с.Домна
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-529/2010