г. Чита |
|
18 марта 2010 г. |
Дело N А78-8257/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Доржиева Э.П., Ткаченко Э.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 декабря 2009 года
по делу N А78-8257/2009
по заявлению Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к Федеральному государственному учреждению "Управление Сибирского военного округа"
о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 6 960 рублей 13 копеек
(суд первой инстанции: Анисимов М.И.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и УСТАНОВИЛ:
Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Управление Сибирского военного округа" о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 6 960 рублей 13 копеек за 2008 год.
В порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции произведена замена Федерального государственного учреждения "Управление Сибирского военного округа" на правопреемника - Федеральное бюджетное учреждение "Управление Сибирского военного округа" (далее - учреждение, ФБУ "Управление СибВО").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 22 декабря 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что Управлением Ростехнадзора пропущен срок давности для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Ростехнадзора обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и просит принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов Управление Ростехнадзора ссылается на то, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду по своей правовой природе относятся не к налогам и сборам, как счел суд первой инстанции, а являются обязательными платежами неналогового характера, в связи с чем заявитель апелляционной жалобы довод суда о распространении положений Налогового кодекса Российской Федерации на платежи за загрязнение окружающей среды считает необоснованным и полагает, что взимание данных платежей не может производиться в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах. В связи с этим Управление Ростехнадзора считает, что для взыскания задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду применим общий срок исковой давности (3 года), предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 20533266, 20533297, 20533280 и 20533273, однако своих представителей в судебное заседание не направили. Учреждением заявлено ходатайство от 11 марта 2010 года о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно пункту 3 данной статьи порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Согласно пункту 9 указанного Порядка перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
В соответствии с Приложением N 6 к статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказами Ростехнадзора от 29.02.2008 N 109 "О возложении функций администраторов" и от 29.12.2008 N 1035 "О наделении полномочиями администратора доходов федерального бюджета Российской Федерации" функции администраторов возложены на управления по технологическому и экологическому надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору.
Как следует из материалов дела, задолженность обособленного подразделения ФБУ "СибВО" - 399 окружного военного склада - по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 год составила 6 960 рублей 13 копеек, что подтверждается представленным расчетом платы за загрязнение окружающей среды (т. 1, л.д. 24-30, 61-67) и учреждением по существу не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
При этом отчетным периодом признается календарный квартал.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, ФБУ "СибВО" было обязано произвести уплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду:
- за 1 квартал 2008 года - не позднее 20 апреля 2008 года,
- за 2 квартал 2008 года - не позднее 20 июля 2008 года;
- за 3 квартал 2008 года - не позднее 20 октября 2008 года;
- за 4 квартал 2008 года - не позднее 20 января 2009 года.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необоснованном применении судом первой инстанции положений Налогового кодекса Российской Федерации к правоотношениям по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду и необходимости применения к таким отношениям положений гражданского законодательства (в частности, о сроке исковой давности) являются несостоятельными в связи со следующим.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 5 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 284-О, указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Следовательно, рассматриваемые платежи имеют публично-правовую природу и находятся в сфере финансово-правовых отношений.
На основании пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 284-О указано, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
В последующих решениях Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно указывалось на то, что сборы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и фискальные сборы различны по своей правовой природе, поскольку последние являются сборами неналогового характера.
Так, согласно правовой позиции, выраженной в пунктах 5 и 5.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2006 года N 2-П, сборы, как и налоги, являются конституционно допустимым платежом публичного характера, уплачиваемым в бюджет в силу обязанности, установленной законом, а не договором. В действующем нормативно-правовом регулировании их перечень не исчерпывается Налоговым кодексом Российской Федерации, в котором названы лишь виды сборов, соответствующие определению сбора как обязательного взноса, взимаемого с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Конкретизируя применительно к сборам неналогового характера (т.е. платежам, не определенным в качестве сборов в Налоговом кодексе Российской Федерации) критерии правомерности фискальных платежей, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что если предусмотренные законом обязательные платежи в бюджет не обладают признаками, присущими налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле, а относятся к неналоговым фискальным сборам, то в этом случае вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель с учетом природы данного сбора.
В пункте 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2006 года N 2-П и в пункте 3.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 10-П указано, что обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее доктринальных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации об условиях надлежащего установления налогов и сборов.
Следовательно, при отсутствии в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актах каких-либо норм, регулирующих порядок взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду, судом первой инстанции были обоснованно применены к таким правоотношениям положения статей 45, 46-48 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пунктов 3.1 и 3.3 приказа Ростехнадзора от 29.02.2008 N 110 "О возложении функций администраторов доходов федерального бюджета" и приказа Ростехнадзора от 29.12.2008 N 1035 "О наделении полномочиями администратора доходов федерального бюджета Российской Федерации" Управление Ростехнадзора обязано было обеспечить контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также обеспечить взыскание задолженности по такой плате.
Таким образом, Управление Ростехнадзора должно было своевременно принять необходимые меры для взыскания с ФБУ "СибВО" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Однако требование N 03/2920 о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 год было направлено Управлением Ростехнадзора учреждению только 20 июля 2009 года (т. 1, л.д. 20-23).
В то же время согласно пункту 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пропуск налоговым органом срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2003 года по делу N ГКПИ 03-49 взыскание рассматриваемой платы в безакцептном порядке признано незаконным.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании причитающейся к уплате суммы налога может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, при исчислении срока для обращения в суд с заявлением о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за спорные периоды, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями пункта 3 статьи 46 и пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации и пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае Управление Ростехнадзора, обратившись в арбитражный суд 20 ноября 2009 года с заявлением о взыскании с учреждения задолженности по уплате рассматриваемых платежей, пропустило установленные законом сроки на подачу такого заявления (в частности, срок подачи заявления о взыскании платы за 4 квартал 2008 года истек 20 октября 2009 года).
При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления Управлением Ростехнадзора не заявлялось, уважительности причин пропуска такого срока не приводилось.
Изложенное соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике по рассматриваемой категории дел (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 сентября 2009 года по делу N А78-18/2009).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 декабря 2009 года по делу N А78-8257/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 декабря 2009 года по делу N А78-8257/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-8205/2009
Истец: Западно-Сибирское управление Ростехнадзора
Ответчик: Ответчики, ФГУ "Управление СибВО"
Третье лицо: Третьи лица