г. Хабаровск |
|
17 февраля 2010 г. |
N 06АП-6145/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей: Сапрыкиной Е.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Лысак Е.Д., представителя по доверенности от 01.02.2010 N 01-ОЛиРС,
от ФГУП "Росморпорт": не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение от 13.11.2009
по делу N А80-290/2009 Арбитражного суда Чукотского автономного округа
дело рассматривал судья Шепуленко М.Ю.
по заявлению Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, Госморнадзор) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (далее - ФГУП "Росморпорт", предприятие) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что предприятием при использовании принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения буксира-кантовщика "Капитан Беломестнов" осуществляло операции по портовой буксировке, при этом соответствующей лицензии на осуществление буксировок морским транспортом у предприятия не имеется.
Решением от 13.11.2009 арбитражный суд в удовлетворении заявленных требований отказал. При этом указал, что деятельность по швартованию судов не включена в перечень лицензируемых видов деятельности, установленных статьёй 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в связи с чем в действиях предприятия отсутствует само событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, что исключает возможность привлечения его к административной ответственности.
Не согласившись с состоявшимся по делу судебным актом, Госморнадзор обратился с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить обжалуемое решение как принятое с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о привлечении предприятия к административной ответственности.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению Госморнадзора, событие административного правонарушения подтверждено представленными в дело доказательствами.
В судебном заседании представитель Госморнадзора поддержал доводы апелляционной жалобы.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу, указывая на несостоятельность ее доводов, просило в удовлетворении жалобы отказать, выразило согласие с состоявшимся по делу судебным актом. В судебном заседании представитель ФГУП "Росморпорт" не участвовал.
Заслушав представителя административного органа исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 02.11.2009 проведена внеплановая инспекционная проверка деятельности ФГУП "Росморпорт" на предмет соблюдения законодательства в области торгового мореплавания, по результатам которой составлен акт от 02.11.2009 N 161/09-ВП.
В ходе проверки установлено, что ФГУП "Росморпорт" при использовании в период с 20.06.2009 по 19.10.2009 в порту Провидения осуществило 41 операцию по портовой буксировке, при этом, в нарушение пункта 71 части 1 статьи 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", у предприятия отсутствует лицензия на осуществление данного вида деятельности.
Придя к выводу о наличии в действиях ФГУП "Росморпорт" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, по данному факту должностным лицом Госморнадзора составлен протокол об административном правонарушении от 02.11.2009 N 28/09.
Материалы проверки и заявление о привлечении к административной ответственности в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ переданы в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предприятия к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией.
В соответствии с пунктом 71 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
В силу статьи 2 указанного Федерального закона лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа.
Судом установлено, ФГУП "Росморпорт" на праве хозяйственного ведения принадлежит буксир-кантовщик "Капитан Беломестнов". По информации, предоставленной капитаном порта Провидения, в период с 20.06.2009 по 19.10.2009 с помощью буксира-кантовщика "Капитан Беломестнов" осуществлено 27 швартовых - отшвартовых операций и 14 операций по доставке комиссий на внутренний рейд бухты Комсомольской (находящейся в акватории порта Провидения) для оформления документов.
Согласно статье 225 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) по договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка).
При этом в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации отсутствует такое понятие, как "швартование".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что швартовые операции являются самостоятельным видом деятельности (оказания услуг) и не совпадают с таким видом деятельности, как буксировочная, следовательно, не требует лицензии.
Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2009 N 140, утверждены Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним.
Пунктом 16 данных правил определено, что в целях выполнения маневров судами или иными плавучими объектами на акватории морского порта и подходах к нему, в том числе для производства швартовых операций, входа судов или иных плавучих объектов в морской порт либо выхода их из морского порта, применяется операция по оказанию помощи одним судном (судами) другому судну (судам) при его (их) передвижении, маневрировании или осуществлении швартовых операций с использованием буксирного троса, других буксирных устройств или способом толкания (далее - буксировка).
С учетом изложенного, апелляционная инстанция полагает, что операции по швартованию по сути являются маневром на акватории порта и относятся к буксировочной деятельности.
В связи с чем, рассмотрев заявление Госморнадзора на основании правовых норм, регулирующих спорные отношения, оценив фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Доводы жалобы признаны апелляционным судом обоснованными, а выводы суда в данной части ошибочными.
Доказательства в подтверждение невиновности предприятия в материалах дела отсутствуют и в нарушение статьи 65 АПК РФ ФГУП "Росморпорт" не представлены.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт не может являться законным и обоснованным и подлежит отмене.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции со дня обнаружения правонарушения (02.11.2009) истек двухмесячный срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, возможность привлечения ФГУП "Росморпорт" к административной ответственности утрачена, в связи с чем на основании части 6 статьи 205 и части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований Госморнадзора следует отказать.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5, пунктом 1 абзаца 2 части 1 статьи 29.9 КоАП, пунктом 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указанные обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 13.11.2009 по делу N А80-290/2009 отменить.
Отказать Дальневосточному управлению государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в удовлетворении требований о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-207/2008
Истец: Отдел надзора за мореплаванием г. Анадырь, Дальневосточное управление Государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Дальневосточное управление Государственного морского надзора ФС по надзору в сфере транспорта
Ответчик: Ответчики, федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт", Анадырский филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт", ФГУП РОСМОРПОРТ
Третье лицо: Третьи лица, ФГУР Росморпорт в лице Анадырского филиала, Анадырский филиал ФГУП Росморпорт