г. Томск |
Дело N 07АП-9571/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.11.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.11.2010
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Жданова Л. И. Солодилов А. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкляр Т.Г., с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Севостьянова Н.Г. по доверенности от 14.05.2010 (на 1 год)
от заинтересованного лица: Давыдова О.П. по доверенности от 16.01.2009 N 132/09 (до 31.12.2011), удостоверение 70N 0170 (до 02.10.2012)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области на решение Арбитражного суда Томской области от 10.09.2010 по делу N А67-3536/2010 (судья Мухамеджанова Л.А.)
по заявлению областного государственного учреждения "Кожевниковское районное ветеринарное управление"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Томской области
об оспаривании распоряжения,
УСТАНОВИЛ
Областное государственное учреждение "Кожевниковское районное ветеринарное управление" (далее - ОГУ "Кожевниковское райветуправление", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Томской области (далее - Управление Россельхознадзора по Томской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 07 апреля 2010 года N 01 -04-185 о проведении проверки юридического лица.
Решением Арбитражного суда Томской области от 10.09.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, оспариваемое решение не соответствует нормам материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ОГУ "Кожевниковское райветуправление" в представленном в порядке ст.262 АПК РФ отзыве указывает на то, что судом обоснованно сделан вывод о том, что распоряжение от 07.04.2010 N 01-04-185 о проведении проверки юридического лица не содержит четкого по смыслу и по содержанию обоснования назначения проверки в форме совместной "документарной и выездной"применительно к положениям пункта 10 статьи 11 и пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Подробно доводы изложены в отзыве, который приобщен к материалам дела.
Представитель Управления в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель ОГУ "Кожевниковское райветуправление" просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по доводам, изложенным в отзыве.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОГУ "Кожевниковское райветуправление" зарегистрировано Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Томской области 20.01.2004 за основным государственным регистрационным номером 1047000388159, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия 70 N 000178231.
Управлением Россельхознадзора по Томской области 07 апреля 2010 года вынесено распоряжение N 01-04-185 о проведении плановой проверки юридического лица - ОГУ "Кожевниковское райветуправление", в котором указано, что проверка проводится с целью выявления, пресечения нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, а также устранения последствий выявленных нарушений.
Задачами проверки являются оценка соответствия осуществляемой деятельности или действий (бездействия) ОГУ "Кожевниковское райветуправление" обязательным требованиям, принятие мер по недопущению нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии.
Предметом проверки является соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии:
- при межсубъектовых и межгосударственных перевозках поднадзорных грузов;
- при осуществлении оборота лекарственных средств и кормовых добавок;
- при проведении экспертиз, обследований, исследований (испытаний), оценок, проведении отбора проб, образцов, досмотре и осмотре, выдаче ветеринарно-санитарных заключений;
-при обращении кормов изготовленных из генно - инженерно - модифицированных организмов;
-при осуществлении организации и проведении противэпизоотических мероприятий, финансируемых из федерального бюджета.
Форма проверки: документарная и выездная.
В пункте 14 указаны перечень и сроки предоставления документов, необходимых для проведения проверки:
а) в срок до 04 05.2010 года: - копии документов удостоверяющего личность руководителя юридического лица (приказ о назначении, копию паспорта и т.д.), в случае участия законного представителя юридического лица, доверенность на лицо, уполномоченное принимать участие в проведении мероприятия по контролю;
Документы ветеринарной отчетности за 2009, 2010 г.:
-планы противоэпизоотических и лечебно-профилактических мероприятий на 2009 г., 2010 г.;
-справка о наличии поголовья по фермам и населенным пунктам;
-отчет о заразных болезнях животных (Форма 1 -вет), квартальные;
-отчет о противоэпизоотических мероприятиях (Форма 1 -ветА), квартальные;
-отчет о движении и расходовании биопрепаратов на противоэпизоотические мероприятия, оплачиваемых за счет средств федерального бюджета (Форма 1 -вет-Б), квартальные;
-отчет об эпизоотической обстановке и проведении противоэпизоотических мероприятий против гиподерматоза крупного рогатого скота и северных оленей (форма 1 -вет-Г), квартальные;
-сведения о незаразных болезнях животных (форма 2-вет);
-отчет о работе ветеринарных лабораторий (форма 4- вет);
-отчет о диагностических исследованиях сельскохозяйственных животных, движении диагностикумов по плану мониторинга (Форма 4-вет-А), квартальные;
-отчет о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных и санитарных правил и норм (форма 4- вет-В);
-отчет о ветеринарно-санитарной экспертизе сырья и продуктов животного происхождения (Форма 5-вет), полугодовая;
-информацию об аттестации лабораторий, поверке приборов.
-перечень договоров об оказании ветеринарных услуг;
-перечень ветеринарных станций, лечебниц, ветучастков, ветпунктов с указанием обслуживаемой ими зоны;
-перечень ветеринарных клейм, печатей и штампов, выданных ветеринарным специалистам;
-информацию о наличии в ветеринарных станциях, лечебницах, ветучастках, ветпунктах автотранспорта, дезинфекционных установок и их технического состоянии;
-справку о наличии лабораторного оборудования для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы;
Список ветеринарных специалистов:
-имеющих высшее и среднее специальное образование, с указанием года окончания учебного заведения;
-уполномоченных на право выдачи ветеринарных сопроводительных документов;
-уполномоченных на право проведения предубойного осмотра и проведения ВСЭ, клеймения мяса, кожсырья;
-прошедших повышение квалификации за период с 2005 г.
-счета-фактуры на поставку лекарственных средств, предназначенных для животных, кормовых добавок.
б) до 11.05.2010 года документы ветеринарного учета за 2009 г.:
-акты о проведении ветеринарно-профилактических мероприятий (вакцинации, обработки);
-корешки ветеринарных свидетельств ф. 1,2,3, ветеринарных справок ф.4;
-копии документов лабораторных исследования крови и сыворотки крови;
-"Журнал для регистрации больных животных" (сельхозучет. форма N 1 -вет);
-"Журнал для записи противоэпизоотических мероприятий" (сельхозучет, форма N 2-вет);
-"Журнал для записи эпизоотического состояния района (города)" (сельхозучет, форма N 3-вет);
-"Журнал бактериологических исследований" (форма N 12-вет);
-"Журнал вирусологических исследований" (форма N 13-вет)
-"Журнал серологических исследований крови" (форма N 14-вет);
-"Журнал гематологических исследований" (форма N 15-вет);
-"Журнал учета лабораторных исследований на паразитарные болезни животных" (форма N 18-вет);
-"Журнал токсико-микологических исследований кормов и других материалов" (форма N 19-вет);
-"Журнал химико-токсикологических исследований" (форма N 20-вет);
-"Журнал биохимических и лабораторно-клинических исследований" (форма N 21- вет);
-"Журнал ветеринарно-санитарной экспертизы мяса, рыбы, раков, яйца на мясо - молочной и пищевой контрольной станции" (сельхозучет, форма N 23-вет);
- "Журнал учета ветеринарно-санитарной экспертизы молока и молчных продуктов на мясомолочной и пищевой контрольной станции" (сельхозучет, форма N 24-вет);
-"Журнал экспертизы пищевых продуктов растительного происхождения на мясо -молочной и пищевой контрольной станции" (сельхозучет, форма N 25-вет);
-"Журнал экспертизы меда на мясо - молочной и пищевой контрольной станции" (сельхозучет, форма N 25-вет);
-ветеринарно-санитарные карточки скотомогильников;
Документы (договоры, акты утилизации, журналы учета, квитанции об оплате услуг, подтверждающие организацию и проведении утилизации биологических отходов на объектах;
в) До 12.05.2010 г.:
-список должностных лиц ответственных за организацию и проведение мероприятий по направлениям деятельности (объектам),
-приказы о назначении ответственных лиц, должностные обязанности (регламенты);
г)При необходимости, по устному запросу должностных лиц Управления Россельхознадзора по Томской области: паспортные данные должностных лиц, ответственных за выявленные в ходе проверки нарушения.
ОГУ "Кожевниковское райветуправление", полагая Распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица от 07 апреля 2010 N 01 -04-185, незаконным и нарушающим его законные права и интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора" оспариваемое распоряжение от 07.04.2010 N 01 -04-185 о проведении проверки юридического лица не содержит четкого по смыслу и по содержанию обоснования назначения проверки в форме совместной "документарной и выездной" применительно к положениям пункта 10 статьи 11 и пункта 3 статьи 12 Закона N 294-ФЗ, необходимость представления названных в пункте 14 распоряжения документов и сведений, документов ветеринарной отчетности за 2009-2010 годы и документов ветеринарного учета. Кроме того, Управление не доказало фактическое осуществление заявителем деятельности, указанной в пункте 4 распоряжения. В связи с этим данный акт не может быть признан мотивированным. Управление не обосновало фактическое наличие и реальную возможность представления названных в пункте 14 распоряжения документов и сведений, документов ветеринарной отчетности за 2009-2010 годы и документов ветеринарного учета заявителем. По мнению суда первой инстанции, оспариваемое распоряжение, является обязывающим актом, не выполнение которого влечет неблагоприятные последствия для заявителя - привлечение юридического лица к административной ответственности.
Апелляционная коллегия не может согласиться с выводами арбитражного суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, лишь при наличии следующих условий: акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы организаций, граждан и иных лиц.
Суд считает, что в ходе судебного разбирательства со стороны Заявителя не было представлено доказательств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого акта - Распоряжения от 07 апреля 2010 N 01 -04-185, положениям действующего законодательства, при этом исходит из следующего.
Согласно п.3 ч.2 ст.1 Закона РФ "О ветеринарии" одной из задач ветеринарии в Российской Федерации является контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации;
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору была создана Указом Президента РФ от 09.03.2004г. N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти", находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 201 от 08.04.2004г. "Вопросы Федеральной служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору", а также Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства РФ N 327 от 30.06.2004г., Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, селекционных достижений, за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов, в пределах своей компетенции, непосредственно, а также через свои территориальные органы, контролирует и координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам государственного контроля (надзора) в закрепленной сфере деятельности, в том числе: контролирует выполнение юридическими лицами и гражданами нормативных актов в области ветеринарии и проведением ими установленных противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных и мер по охране территории от заноса и распространения особо опасных и карантинных болезней животных; осуществляет надзор: за реализацией на территории РФ федеральных целевых программ (мероприятий) в области ветеринарии, за соблюдением юридическими лицами и гражданами, осуществляющими ветеринарную деятельность, ветеринарными специалистами требований ветеринарных правил и норм, иных нормативных правовых.
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области, утвержденному приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору N 93 от 09.04.2008г., Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области в области ветеринарного надзора наряду с другими полномочиями вправе осуществлять надзор за выполнением юридическими лицами и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в закрепленной сфере деятельности.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору самостоятельно, так и через свои территориальные органы, одним из которых является Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области вправе осуществлять функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, в том числе осуществлять надзор: за выполнением юридическими лицами и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в закрепленной сфере деятельности; за реализацией на территории РФ федеральных целевых программ (мероприятий) в области ветеринарии.
Из текста оспариваемого акта - Распоряжения от 07 апреля 2010 N 01 -04-185 следует, что задачей проводимой проверки являлось оценка соответствия осуществляемой деятельности ОГУ "Кожевниковское райветуправление" обязательным требованиям законодательства РФ в сфере ветеринарии, в частности: при межсубъектовых и межгосударственных перевозках поднадзорных грузов, при обороте лекарственных средств и кормовых добавок, при проведении экспертиз, обследований, исследований (испытаний), оценок, проведение отбора проб, образцов, досмотре и осмотре, выдаче ветеринарно-санитарных заключений, при осуществлении и проведении противоэпизоотических мероприятий, финансируемых из федерального бюджета.
Согласно уставу ОГУ "Кожевниковское райветуправление", целью его деятельности является поддержание эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Кожевниковского района.
Для достижения целей ОГУ вправе осуществлять такие виды деятельности как, проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению болезней животных, а также болезней общих для человека и животных (п. 2 ч.2.2 Устава); проведение мероприятий по предупреждению заноса на территорию района возбудителей инфекционных болезней и ликвидации очагов заразных болезней в случае их возникновения (п.1 ч.2.2 Устава); проведение ветеринарных санитарных экспертиз (ветеринарно - санитарную оценку) продукции подконтрольной государственной ветеринарной службе (п.4 ч.2.2 Устава); оформление и выдача ветеринарных документов (п.6 ч.2.2 Устава); проведение аттестаций (обследования) подконтрольных ветеринарных объектов (п.5 ч.2.2 Устава).
В соответствии с п. 2.1. Правил организации работы по выдаче ветеринарно-сопроводительных документов" (утв. Приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006г. N 422) учреждения ветеринарии выдают ветеринарно - сопроводительные документы форм N 1, 2, 3 и ветеринарные справки формы N 4 при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации. В Приложении N 19 к Приказу указаны виды грузов, среди которых, корма, продукция животного происхождения и т.д. Таким образом, проверке подлежала деятельность ОГУ по выдаче ветеринарных документов для межсубъектовых и т.д. перевозок.
Вакцинация животных в целях профилактики особо опасных болезней производится в соответствии с перечнем этих болезней утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 17.05.2005г. N 81 "Об утверждении перечня карантинных и особо опасных болезней животных" и Приказом Минсельхоза РФ от 22.04.2008г. N 217 "Об утверждении Порядка финансирования организации проведения противоэпизоотических мероприятий в 2008 - 2010 годах" за счет средств федерального бюджета.
Противоэпизоотические мероприятия, проведение которых является целью деятельности ОГУ - это в том числе вакцинация, профилактика особо опасных заболеваний, которые в соответствии с указанными приказами Минсельхоза подлежат оплате из федерального бюджета.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, апелляционный суд считает, что Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области имело полномочия по осуществлению контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению обязательных требований по ветеринарии в отношении ОГУ "Кожевниковское райветуправление" и Распоряжение от 07 апреля 2010 N 01 -04-185 издано должностным лицом Ответчика в рамках своих полномочий, что вопросы, подлежащие разрешению в ходе плановой проверки, отнесены действующим законодательством, к сфере контрольно-надзорных функций Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и его территориальных органов.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что представителем ОГУ "Кожевниковское райветуправление" в ходе судебного разбирательства не было представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым актом прав и законных интересов последнего, в связи с чем, судом данный факт считается недоказанным.
Вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае имеет место дублирование со стороны Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области контрольных функций Управления ветеринарии Томской области, необоснован.
Так согласно Положению об Управлении ветеринарии Томской области, утвержденному постановлением Губернатора Томской области N 145 от 26.10.2007г., задачей последнего, в части осуществления контрольно-надзорных функций, является лишь надзор за содержанием и обслуживанием животных, производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья и продуктов животного и растительного происхождения, путем осуществления государственного ветеринарного надзора за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований нормативных правовых актов при содержании и обращении продукции, подконтрольной государственной ветеринарной службе на территории Томской области, т.е. в отношении юридических и физических лиц, осуществляющих вышеперечисленную деятельность.
Между тем, ОГУ "Кожевниковское райветуправление" в рамках уставной деятельности, содержанием и обслуживанием животных, производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья и продуктов животного и растительного происхождения, не занимается, т.е. к категории хозяйствующих субъектов, в отношении которых Управление ветеринарии Томской области наделено функциями осуществлять государственный ветеринарный надзор, не относится.
Апелляционным судом не принимается довод заявителя о том, что Распоряжение от 07 апреля 2010 N 01 -04-185, является незаконным, т.к. издан на основании Плана проведения плановых проверок Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области на 2010 г., утвержденного неуполномоченным лицом - руководителем территориального органа Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
В соответствии со ст.9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ от 26.12.2008г., плановая проверка юридических лиц со стороны органов государственного контроля (надзора) осуществляется на основании ежегодного плана, утвержденного руководителем указанного органа.
Согласно п.31 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ N 473 от 08.10.2009г., утвержденный руководителем Службы или руководителем территориального органа Службы ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Службы или территориального органа Службы в сети "Интернет", т.е. указанным актом предусмотрено право руководителя территориального органа Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) утверждать планы проведения плановых проверок на текущий год.
Вывод суда первой инстанции о том, что проведение плановой проверки одновременно в двух формах возможно на основании двух отдельных распоряжений, изданных в определенном порядке сначала о проведении проверки в документарной форме, а затем в выездной.
Однако, этот вывод является необоснованным по следующим основаниям: в соответствии с ч.1 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон) предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований. В соответствии с ч. 11 ст. 9 Закона плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона.
В соответствии с ч.1 ст. 11 Закона предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований.
В соответствии с ч.1 ст. 12 Закона предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований. В соответствии с пп.2 ч. 3 ст. 11 Закона выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Таким образом, Закон предусматривает проведение одной проверки (ч. 11 ст.9) в форме выездной и документарной. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона, проверка проводится на основании распоряжения органа государственного контроля.
Следовательно, вывод суда о том, что проверка может быть документарной и выездной и проводиться в определенной последовательности, т.е. после окончания документарной проверки может быть издано распоряжение о проведении выездной проверки не соответствует положениям Закона. В таком случае будет иметь место не одна, а две проверки в отношении одного юридического лица. Пунктами 4, 8, 10 ст. 11 Закона установлена лишь возможность проверить представленные юридическим лицом сведения посредством проведения еще одной проверки - выездной, в случае первоначального издания распоряжения о проведении проверки в форме документарной. Положения этих пунктов не свидетельствуют о единственной возможности проведения проверки в форме документарной и выездной.
Следовательно, суд неправильно применил нормы материального права.
Кроме того, при проведении проверок поднадзорных Управлению объектов постоянно возникает необходимость затребования и продукции (препаратов) находящейся в обороте для ее обследования (что возможно только при выездной проверке) и всех необходимых документов на нее (что возможно при документарной проверке).
Вывод суда первой инстанции о том, что Управлением были нарушены положения Конституции РФ, поскольку оспариваемое распоряжение не содержит четкого по смыслу и содержанию обоснования назначения проверки в форме совместной документарной и выездной, а также необходимость представления названных в пункте 14 Распоряжения документов и сведений.
Однако, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона типовая форма распоряжения органа государственного контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Обжалуемое распоряжение издано в точном соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона содержащей требования к данным, которые должны быть изложены в распоряжении и в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009г. N 141 "О реализации положений ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" которым утверждена форма распоряжения (приложение 1 к Приказу). Ни в одном указанном нормативно-правовом акте не указано требования о том, что в распоряжении должно быть четко изложено обоснование как назначения проверки в определенной форме, так и относительно необходимости представления документов указанных в пункте 14 Распоряжения.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение, является обязывающим актом, не выполнение которого влечет неблагоприятные последствия для заявителя - привлечение юридического лица к административной ответственности не обоснован. Так как основанием для привлечения к административной ответственности является состав правонарушения. Вопрос о наличии состава в данном деле обсуждаться не может.
На основании вышеизложенного, заявленные требования ОГУ "Кожевниковское райветуправление" удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции неправомерно признал недействительным оспариваемое распоряжение Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области от 07 апреля 2010 года N 01 -04-185 о проведении проверки юридического лица.
Руководствуясь статьями 156, п. 2 ст. 269, п. 1 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Томской области от 10.09.2010 по делу N А67-3536/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Областного государственного учреждения "Кожевниковское районное ветеринарное управление" к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области о признании недействительным Распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 07.04.2010г. N 01-04-185, отказать.
Возвратить Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области из бюджета 2 000 рублей государственной пошлины излишне уплаченной по квитанции от 11.10.2010.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т.В. |
Судьи |
Жданова Л.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3536/2010
Истец: ОГУ "Кожевниковское районное ветеринарное управление"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области