Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 февраля 2007 г. N КА-А40/13968-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2007 г.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 1 по г. Москве о признании недействительным решения налогового органа от 23.12.2005 N 201.
Решением суда от 13.06.2006, оставленным без изменения постановлением от 24.10.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано на основании положений ст.ст. 251, 252, 321.1 НК РФ.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационной жалобе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, в которой заявитель просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик в отзыве и его представители в выступлениях в заседании суда кассационной инстанции просили решение и постановление оставить без изменения, считая, что суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального прав, и выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы на основании ч. 3 ст. 286, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288 АПК РФ, поскольку выводы суда, содержащиеся в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с п. 1 Устава Фонд является государственной некоммерческий организацией, осуществляющей финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ и не имеющей основной целью своей деятельности извлечение прибыли.
Однако, то обстоятельство, что извлечение прибыли не является основной целью деятельности Фонда, не свидетельствует о том, что деятельность Фонда не направлена на получение дохода.
Напротив, из содержания ст. 7 Устава следует, что Фонд имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей и решения задач, предусмотренных настоящим Уставом.
В соответствии со ст. 8 Устава имущество Фонда образуется, в том числе, за счет доходов от собственной деятельности, от выпуска и размещения ценных бумаг Фонда, а также доходов, полученных по процентам от льготных кредитов, предоставленных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, и иных Поступлений, не запрещенных действующим законодательством.
Таким образом, деятельность по извлечению дохода является уставной деятельностью Фонда и расходы на ее осуществление, в том числе расходы по содержанию аппарата Фонда, могут быть учтены для целей налогообложения в соответствии с положениями ст. 252 НК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 252 НК РФ особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков, либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы.
В частности, порядок обложения налогом на прибыль целевых поступлений из бюджета для некоммерческих организаций предусмотрен п. 2 ст. 251 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, в случае получения Фондом целевых поступлений из бюджета на содержание аппарата Фонда, такие поступления и произведенные за счет них расходы должны были бы учитываться отдельно и не влиять на формирование налоговой базы по налогу на прибыль. Однако, Фонд утверждает, что Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства и Соглашениями, заключенными между Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства не было предусмотрено финансирование содержания аппарата Фонда.
В частности п. 1 Соглашения N 1 от 08.01.2001 было предусмотрено что полученные Фондом средства расходуются исключительно на финансирование основных мероприятий Федеральной программы в соответствии с распределением средств по мероприятиям Федеральной программы.
Соглашением от 04.04.2002 было предусмотрено финансирование мероприятий по содержанию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в соответствии с протоколом Попечительского совета ФФПМП от 28.12.01 N 4 и расходование средств исключительно на финансирование Мероприятий на конкурсной основе.
Соглашения на последующие годы (2003-2004) в материалах дела отсутствуют.
В отношении факта финансирования расходов на содержание аппарата судами сделаны противоречивые выводы.
Девятый арбитражный апелляционный суд указал, что как следует из материалов дела, источником средств у Фонда на содержание уставной деятельности были бюджетные средства, которые поступали Обществу безвозмездно, и которые в том числе, использовались заявителем в деятельности, направленной на получение дохода.
Однако, в нарушение ст. 271 АПК РФ данное утверждение суда сделано без ссылок на конкретные доказательства.
Суд первой инстанции указал, что в связи с отсутствием целевых поступлений со стороны собственника учреждения на содержание аппарата Фонда, последний уменьшил полученные внереализационные доходы на сумму расходов по содержанию аппарата Фонда.
Однако, далее суд приводит цифры, свидетельствующие об объеме финансирования деятельности Фонда с 1996 по 2004 г.г. и утверждает, что источником средств на содержание уставной деятельности Фонда были бюджетные средства.
Данный вывод суда также не подтвержден ссылками на представленные в дело доказательства.
Между тем, денежные средства из бюджета могли выделяться по Соглашениям на выполнение государственных программ, и такое выделение могло не предусматривать финансирование расходов по содержанию аппарата, поскольку у Фонда отсутствовала смета доходов и расходов бюджетного учреждения, о которой говорится в ст. 321.1 НК РФ.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства спора, связанные с выделением и расходованием денежных средств, поступивших в рамках целевого бюджетного финансирования, установив, производилось ли в спорном периоде выделение из бюджета и расходование в рамках выделенных средств ассигнований на содержание аппарата Фонда, и с учетом установления данных обстоятельств принять законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 13.06.2006 по делу N А40-84733/05-115-553 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 24.10.2006 N 09АП-9661/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 февраля 2007 г. N КА-А40/13968-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании