г. Томск |
Дело N 07АП-1108/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.,
судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аникушиной Ю.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Гатьятулин Р.Р. по доверенности от 14.07.2010г.
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ранее - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 25 августа 2010 года
по делу N А27-17248/2009 (судья Аникина Н.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Промстрой-жилищно-строительный комплекс"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области,
третье лицо: Администрация Кемеровской области,
о признании действий незаконными
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Промстрой-жилищно-строительный комплекс" (далее - ОАО "Промстрой ЖСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление, Управление Росреестра по Кемеровской области) о признании незаконными не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), действий Управления Росреестра по Кемеровской области по организации проведения государственной оценки и формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:3, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ишимская, д.11а, выразившихся в ненадлежащем контроле за ходом работ по государственной кадастровой оценке земель, в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:3 площадью 12488 кв.м. в сумме 34431663,84 руб. в удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2757,18 руб. за 1 кв.м., принадлежащего ОАО "Промстрой ЖСК", расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ишимская, 11 а; обязать Управление Росреестра по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 34431663, 84 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2757, 18 руб. за кв.м. указанного выше земельного участка.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25 августа 2010 года заявленные ОАО "Промстрой ЖСК" требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Управление Росреестра по Кемеровской области обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных обществом требований отказать, мотивируя:
- Управление производит проверку представленного исполнителем работ Отчета только на соответствие его состава условиям технического задания; процедура проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области была проведена в законном порядке; выводы суда об отсутствии контроля за ходом выполнения работ необоснованны;
- полномочия органа кадастрового учета на территории Кемеровской области, в том числе по исключению сведений государственного кадастра недвижимости, на настоящий момент переданы Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу, дополнении к отзыву не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просит суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация Кемеровской области в представленном отзыве доводы апелляционной жалобы поддержала, просит решение суда отменить.
Неявка в судебное заседания представителей заинтересованного и третьего лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, Администрации Кемеровской области в представленном ходатайстве просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в силу части 1 статьи 266, части 3 статьи 156, 262 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц при имеющихся явке и материалах дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 августа 2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Следуя материалам дела, ОАО "Промстрой ЖСК" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:3, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ишимская, 11а, общей площадью 12 488 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов (свидетельство о государственной регистрации от 05.08.2008 серия 42АВ N 817770).
Согласно кадастровому паспорту от 19.05.2008 N К00/08ВД (ГКУ)-50132 (л.д. 21-22 т.1), кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 9 274 213, 20 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 742, 65 руб. за кв.м.
В связи со значительностью размера кадастровой стоимости названного участка относительно его рыночной стоимости, 24.06.2009 общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении отчета об определении кадастровой стоимости, исходных данных, использованных при проведении кадастровой оценки, обоснованного расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, информации о том, когда, каким уполномоченным органом и в какой форме были утверждены результаты государственной кадастровой оценки, информации об официальном источнике опубликования и даты вступления в силу акта об утверждении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:3, предоставить копии документа, на основании которого сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:3, исходные данные, использованные при проведении кадастровой оценки, обоснованный расчет удельного показателя кадастровой стоимости, предоставлены обществу не были.
Считая, спорную кадастровую оценку недостоверной, а действия Управления Росреестра по Кемеровской области по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, выразившихся в ненадлежащем контроле за ходом выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель, в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений - не соответствующими закону, нарушающими права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08 декабря 2009 года, оставленным постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2010 года без изменения, в удовлетворении заявленных требований общества было отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.07.2010 указанные выше судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, с указанием, что при новом рассмотрении дела суду необходимо рассмотреть заявление ООО "Промстрой ЖСК" по существу, оценить в совокупности отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков, техническое задание и протокол предварительной проверки от 11.11.2008, выяснить, надлежащим ли образом проверен отчет Управлением Росреестра по Кемеровской области и насколько отчет соответствует техническому заданию.
При новом рассмотрении, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, в том числе, указал на отсутствие в материалах дела доказательств осуществления надлежащего контроля за ходом выполнения работ по государственной кадастровой оценке, в том числе в отношении выбранных исполнителем работ источников рыночной информации, порядке ее использования, состава используемой информации, объема, правильности, достоверности и полноты рыночной информации; определения проведения кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен; Управлением надлежащим образом не проведена предварительная проверка отчета на соответствие условиям технического задания, в том числе в отношении вопросов сбора рыночной информации о земельных участках, построения статистических моделей.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает данные выводы суда первой инстанции, при этом исходит из правильно установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Пунктом 10 Правил правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 11, 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель; методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
Пунктом 2.2.7 раздела 2 Методических указаний N 39 предусмотрено, если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:
- определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
При этом согласно пункту 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Указанные положения согласуются с пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель, предусматривающих осуществление государственной оценки на основании статистического анализа, именно рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка должен основываться на статистическом анализе рыночных цен земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Согласно пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, отчет исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель должен содержать: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Кроме того, пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N254 (далее по тексту - Федеральный стандарт) установлено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).
Однако в представленных Управлением Росреестра по Кемеровской области документах не содержится достаточных данных об используемых исходных данных, позволяющих оценить их объективность, достоверность.
Судом первой инстанции была дана правомерная оценка указанным обстоятельствам, в решении правильно указано, что в качестве источников рыночной информации было использовано только два источника: Электронная доска объявлений www. SibEstate.ru и Отчет N 1 ГКР 140-025д "Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков"; в приложении 7 к Отчету содержатся только окончательные результаты сбора рыночной информации в отсутствие первичных исходных данных, сами же исходные данные об объектах недвижимости, размещенные на Интернет-сайте www. SibEstate.ru, используемые для построения модели, суду не были представлены.
Кроме того, апелляционный суд с учетом требований пункта 19 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, считает необоснованным использование заинтересованным лицом информации о рыночных ценах после даты оценки; отсутствие точного описания объекта оценки, в качестве объектов оценки указаны "гипотетические земельные участки".
Учитывая, что приложения (таблицы) к Отчету, а также иные материалы дела не содержат доказательства использования при определении кадастровой стоимости земельного участка конкретных сделок купли-продажи земельных участков, цен сделок аренды, ипотеки, цен предложений по земельным участкам, рыночной информации о конкретных объектах недвижимости, отсутствуют сведения об использовании информации, предоставленной УФРС по Кемеровской области (в настоящее время - Управление Росреестра по Кемеровской области), информации о конкретных сделках, совершенных с муниципальным, региональным, федеральным имуществом, информация из баз данных риэлторских, рекламных организаций, сети Интернет, газет, апелляционный суд приходит к выводу, что Отчет не содержит конкретной рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости (не приложены копии материалов и распечаток).
В нарушение пункта 10 Федерального стандарта в тексте отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области отсутствуют ссылки на достоверные источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, не приложены копии материалов и распечаток; в нарушение пункта 13 Федерального стандарта, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержится описания последовательности определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:3 и других участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (в представленном виде) не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:3, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 и пункту 15 Федерального стандарта.
Управлением Росреестра по Кемеровской области не представлено достаточных сведений об используемых исходных данных, которые бы позволяли, как оценить их достоверность и объективность, так и сделать вывод о наличии оснований для расчета удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 2757,18 за 1 кв.м. и государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:3 в размере 34 431 663, 84 руб.
Соответственно, Управлением не доказано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:3 в размере 34 431 663, 84 руб. определена с соблюдением требований пункта 13 Правил проведения государственной оценки земель.
Кроме того, согласно отчёту ООО "Компания Примула" N 1704/085-09 от 24.08.2009 (л.д. 30- 150 т.1, 1-88 т.2) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:3 составляет 14 228 000 руб. по состоянию на дату оценки; несмотря на отсутствие в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости над рыночной, заинтересованное лицо не обосновало, в связи с чем, кадастровая стоимость земельного участка, определенная в 2007 году, в несколько раз выше рыночной стоимости, определенной в 2009 году.
Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, в соответствии с которым определяется последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и территориальных органов Роснедвижимости, Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, в обязанность Управления Роснедвижимости по Кемеровской области входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен пунктом 9.5 Административного регламента, согласно которому в случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет один экземпляр отчета на проверку в Федеральную службу.
Федеральная служба производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).
Как следует из материалов дела, работы по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта N 140 от 29.06.2007, заключенного между Управлением Росреестра по Кемеровской области (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнитель).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме "Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области" путем сдачи результата выполненных работ , а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется техническим заданием.
Требования к работам и их содержание, являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2 государственного контракта).
Проанализировав положения пункта 2.2.5 Методических указаний, пунктов 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 9.8 Административного регламента, исходя из пункта 4.2.2 технического задания в содержание работ, выполняемых ФГУП ФКЦ "Земля", в которые входит сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков по каждому виду разрешенного использования из источников информации, содержащих сведения доказательственного значения; сбор и проверка достаточности рыночной информации осуществляется в соответствии с пунктами 4.2.5, 4.2.6 технического задания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управление Росреестра по Кемеровской области проводит проверку отчета на соответствие условиям технического задания, а Федеральная служба - Методическим указаниям, которые определяют порядок сбора рыночной информации.
На Управление, согласно Административному регламенту возложены следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации (пункт 8.1 Административного регламента); проверка представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (пункт 9.5 Административного регламента).
В случае несоответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет исполнителю работ извещение о несоответствии состава отчета условиям технического задания, в котором предписывает исполнителю работ произвести доработку отчета и представить доработанный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в установленные сроки на предварительную проверку (пункт 9.7 Административного регламента).
Таким образом, предусмотрена прямая обязанность Управления проверить отчет об определении кадастровой оценки земельного участка на соответствие его техническому заданию.
Представленный в материалы дела протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008 (л.д. 52 т.3) признан Управлением Росреестра Кемеровской области соответствующим условиям технического задания, вместе с тем, согласно протокола предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008, соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостью, наличие файлов без данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц, в то же время на соответствие его составу технического задания, в том числе касающемуся вопросов сбора рыночной информации о земельных участках, Управлением не проверялся.
Акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 2 от 14.11.2008-24.11.2008 содержит сведения об исполнителе и заказчике работ, о прохождении предварительной проверки, о должностных лицах, проводящих проверку отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков; из содержания акта проверки отчета, следует, что проверку отчета проводил начальник управления оценки ФГУП ФКЦ "Земля" Ковалев Д.В., а Волочкова В.В. составила акт проверки, ссылки на должностных лиц Федеральной службы, осуществивших проверку отчета, акт не содержит.
При этом, довод заявителя о некачественной проверке Управлением отчета, что, по его утверждению, повлекло в дальнейшем неправомерное увеличение кадастровой стоимости земельного участка, заинтересованными лицами документально не опровергнут.
При отсутствии определения состава факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора рыночной информации, осуществление расчета кадастровой стоимости без учета статического анализа рыночных цен; отсутствии надлежащего контроля за ходом проведения работ и надлежащей их проверки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания результата кадастровой оценки недостоверным, а действий Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка незаконными, нарушающими права ОАО "Промстрой ЖСК", связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
Учитывая, отсутствие в деле достаточных доказательств использования при определении кадастровой стоимости земельного участка рыночной информации, а также обстоятельств, подтверждающих определение кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, суд первой инстанции дал правильную оценку протоколу предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 11.11.2008, а также акту проверки N 2 от 24.11.2008, формальное соблюдение при составлении которых требований Административного регламента, не свидетельствуют о правомерности произведенной оценки, а также проведение предварительной проверки на предмет соответствия отчета условиям технического задания, осуществления выбора источников информации, порядка сбора рыночной информации, использования рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные исходные данные, наличие последних; в том числе, и проверка отчета работником оценщика, составившего данный отчет.
В силу пунктов 2,5,10, 11 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты кадастровой оценки земель, таким образом, утвержденный отчет по результатом его проверки является основанием для внесения соответствующих сведений о государственной кадастровой оценке земель, в том числе и земельного участка заявителя, в государственный земельный кадастр, определение недостоверной оценки влечет за собой нарушение прав, как возлагающее необоснованное завышение налогооблагаемой базы для исчисления налога на землю.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Ни суду первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.
Кроме того, согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 по делу N А46-9432/2009, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Довод апелляционной жалобы о передаче полномочий органа кадастрового учета на территории Кемеровской области, в том числе по исключению сведений государственного кадастра недвижимости, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку выходит согласно статье 268 АПК РФ за пределы рассмотрения дела, заинтересованным лицом не заявлялся, арбитражным судом первой инстанции не исследовался; Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", зарегистрированный в Минюсте РФ 15.04.2010 N 16909, содержит комплекс мероприятий по наделению (передаче) полномочий; доказательств фактической передачи указанных функций от Управления другому лицу на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, с учетом периода, предусмотренного в отношении Управления Росреестра по Кемеровской области планом - графиком (Приложение к Приказу), начало - 01.07.2010, завершение - 15.09.2010; правопреемства, заинтересованным лицом не представлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит ссылки на то, какие нормы материального и процессуального права нарушены или применены судом первой инстанции неправильно; при установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, применения к возникшим спорным отношениям норм материального права, подлежащих применению, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, а равно принятия доводов апелляционной инстанции, установленных ст.ст. 268, 270 АПК РФ у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 августа 2010 года по делу N А27-17248/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17248/2009
Истец: ОАО "Промстрой-жилищно-строительный комплекс"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Третье лицо: Администрация Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-17248/09
10.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3535/10
21.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7302/11
22.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7302/11
31.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7302/11
03.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-17248/2009
13.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1108/10
25.08.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-17248/09
12.07.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-17248/2009
07.04.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1108/10
08.12.2009 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-17248/09