г. Томск |
Дело N 07АП-8855/10 (А45-10826/2010) |
"16" ноября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2010.
Полный текст постановления изготовлен 16.11.2010
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Терехиной И. И.
судей: Лобановой Л.Е., Кудряшевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
при участии в судебном заседании:
от истца: Попова А.В. по дов. N 497 от 22.12.2009
от ответчика: Поздняковой И.А. по дов. от 22.01.2009
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Алтай-Кокс" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06.08.2010
по делу N А45-10826/2010 (судья Хлопова А.Г.)
по иску ОАО "Алтай-Кокс" к ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" об обязании восстановить на едином лицевом счете необоснованно списанный штраф в сумме 475 691,50 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Алтай-Кокс" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском об обязании ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") восстановить на лицевом счете N 1000003401, присвоенному ОАО "Алтай-Кокс" в КАФТО, необоснованно списанный штраф в размере 475 691,50 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.08.2010 (резолютивная часть объявлена 05.08.2010) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Алтай-Кокс" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование поданной апелляционной жалобы истец ссылается, в том числе на то, что штраф за задержку выгонов под погрузкой, выгрузкой грузов, являющийся мерой ответственности, уплачивается владельцем железнодорожного пути необщего пользования при использовании вагонов, принадлежащих перевозчику, сверх времени, за которое взимается плата за пользование вагонами (сверх оплачиваемого времени). Вместе с тем, для расчета штрафа ответчик использует общее время нахождения вагона на путях необщего пользования, включая 6 час. 12 мин. по причинам, зависящим от перевозчика, в связи с чем ответчик возлагает на истца ответственность в виде штрафа за задержку вагонов под погрузкой выгрузкой за время выполнения ОАО "Алтай-Кокс" технологических операций (6 час. 12 мин.), являющихся обязанностью ОАО "РЖД". Время для исчисления платы за пользование вагонами необоснованно сокращается ответчиком на 6 час. 12 мин.; в результате неверного начисления платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой ОАО "РЖД" необоснованно списала с единого лицевого счета истца спорную сумму.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ОАО "РЖД" в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании возражала против ее удовлетворения, указав в том числе, на то, что судом правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, - ст. 39, 62, 99 УЖТ России, а и также п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС России N 26 от 18.06.2003, при этом суд совершенно верно сослался на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 30 от 06.10.2005, позиция истца, предусматривающая отсутствие учета неоплачиваемого времени при расчете платы за пользование вагонами, является неправильной.
Представитель истца представил письменные возражения на отзыв ответчика, в которых также указал на то, что ответчик необоснованно сокращает установленное время для расчета за пользование вагонами, что ведет к возложению на истца ответственности виде штрафа за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой за время, за которое оплата за пользование вагонами не начисляется.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее (с учетом письменных возражений), проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 06.08.2010, апелляционный суд считает его не подлежащим отмене (изменению).
Материалами дела установлено, что 01.06.2000 между ГУП "Западно-Сибирская железная дорога" (дорога - впоследствии ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога") и ОАО "Алтай-Кокс" (ветвевладелец) был заключен договор N 23/Н, в редакции дополнительного соглашения от 01.06.2005, на эксплуатацию принадлежащего ветвевладельцу подъездного пути, примыкающего к перегону станция Заринская - блок-пост Камышенка через стрелку N 14/16, обслуживаемого собственным локомотивом (л.д.15-23, т.1).
В период с 01.06.2009 по 30.06.2009 ОАО "РЖД" начислило ОАО "Алтай-Кокс" плату за пользование вагонами в сумме 2 424 513,40 руб. и штраф за задержку вагонами в сумме 1 575 900 руб., которые были списаны с лицевого счета клиента.
Полагая, что в результате неверного начисления платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов, с кода единого лицевого счета, присвоенного ОАО "Алтай-Кокс" необоснованно был списан штраф в сумме 475 691,50 руб., последнее обратилось к ОАО "РЖД" с претензией N 023/п-222-4024 от 30.07.2009 (л.д.10-12, т.1).
Неисполнение ОАО "РЖД" требований претензии послужило основанием для обращения ОАО "Алтай-Кокс" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что истец не обосновал предложенного им алгоритма расчета иска положениям ст.ст. 62, 99 УЖТ РФ и условиям заключенного договора.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
По условиям заключенного между сторонами договора N 23/Н от 01.06.2000, связанного с эксплуатацией комплекса железнодорожных подъездных путей ОАО "Алтай - Кокс", примыкающих к станции Заринская ЗСЖД:
- на подъездном пути ветвевладельца устанавливается следующее технологическое время оборота вагонов: для поездов неорганизованных в маршруты: - летом 9,98 час., зимой 11,38 часа; для маршрутов - летом 17,8 час., зимой 19,0 часа (параграф 8);
- учет времени нахождения вагонов на подъездном пути осуществляется номерным способом по ведомостям подачи и уборки вагонов ф.ГУ-46 ВЦ (параграф 9);
- ветвевладелец по настоящему договору уплачивает дороге плату за пользование вагонами , контейнерами за время нахождения их на подъездном пути, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от ветвевладельца _ Из оплачиваемого времени за пользование вагонами исключается время на производство маневровой работы с ними по расформированию и подгруппировке вагонов по грузополучателям; грузоотправителям, а также формирование маршрутов четных и нечетных поездов; время на ремонт и очистку вагонов (п. "б" параграфа 12).
Обращаясь в суд с иском, истец в обоснование своих требований привел расчет начисления платы за пользование вагонами, а также штрафа за задержку вагонов на основании ведомости N 001636, вагон N 68411909, указав на неправильность расчетов ОАО "РЖД" и ссылаясь на ст.ст.39, 62, 99 и 100 УЖТ РФ.
Ответчик, возражая против заявленного иска, приводит в качестве правового обоснования эти же правовые нормы.
Спор об общем периоде времени нахождения вагонов на путях необщего пользования, указанного в ведомостях подачи и уборки вагонов, отсутствует.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, спор между сторонами вызван различными подходами к расчету периода времени в целях начисления платы за пользования вагонами, а также периода времени для начисления штрафных санкций, связанных с задержкой вагонов под погрузкой.
В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
На основании ст. 55 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав, УЖТ РФ) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно ст. 39 УЖТ РФ за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу ст. 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенных в постановлении N 30 от 06.10.2005 (в редакции от 01.07.2010) следует, что:
- в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами (п.34).
- согласно части 6 статьи 62 Устава за задержку принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику штрафы, установленные статьей 99 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. Штраф подлежит взысканию за нарушения, указанные в статье 62 Устава, независимо от того, предусмотрен ли он в договоре. Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. Следовательно, в отношениях, урегулированных договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого локомотивом владельца пути, или договором на подачу и уборку вагонов, ответственность, предусмотренная частью 6 статьи 62, частью 2 статьи 99, статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, наступает в случае задержки возврата вагонов, контейнеров владельцем железнодорожных путей необщего пользования на выставочные пути более чем на двадцать четыре часа сверх технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договором (п.35).
Таким образом, ответственность, предусмотренная частью 6 статьи 62, частью 2 статьи 99, статьями 100 и 101 Устава УЖТ РФ, наступает в случае задержки возврата вагонов, контейнеров владельцем железнодорожных путей необщего пользования на выставочные пути более чем на двадцать четыре часа сверх технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договором.
Учитывая отсутствие спора по периоду нахождения вагонов на путях необщего пользования, положения договора N 23/Н от 01.06.2000, согласно которым, из оплачиваемого времени за пользование вагонами исключается время на производство маневровой работы с ними по расформированию и подгруппировке вагонов по грузополучателям, грузоотправителям, а также формирование маршрутов четных и нечетных поездов и время на ремонт и очистку вагонов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что единственно возможным и соответствующим ст. 62 Устава УЖТ РФ для определения периода времени, будет являться следующий расчет: для взыскания штрафа: из общего времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, включая время, которое не подлежит оплате (06,12 час.) исключаются 24 часа, предусмотренные частью 6 статьи 62 Устава УЖТ РФ, и технологический срок оборота вагонов, контейнеров, установленный договором (в рассматриваемом споре - 9 час. 59 мин), т.е. 34 часа. Названное время (применительно к вагону N 68411909 по ведомости N 001636) вычитается из общего времени (42 часа). Следовательно, начисление штрафа производится за 8 часов.
Указанные 8 часов наряду с установленным договором неоплаченным временем 6 час. 12 мин подлежат исключению из общего времени при расчете платы за пользование вагонами.
Устанавливая таким образом периоды времени в целях определения сумм платы за пользования вагонами и штрафных санкций, связанных с задержкой вагонов под погрузкой, суд первой инстанции обоснованно отметил, что ни одна из статей УЖТ РФ не предусматривает при этом исключение неоплачиваемого времени, согласованного сторонами в договоре, условие договора об исключении неоплачиваемого периода времени из общего времени, за которое причитаются платежи за пользование вагонами, применяется исключительно в целях расчета платы за пользование вагонами.
При изложенных обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о том, что для расчета штрафа ответчик использует общее время нахождения вагона на путях необщего пользования, включая 6 час. 12 мин. по причинам, зависящим от перевозчика, в результате ответчик возлагает на истца ответственность в виде штрафа за задержку вагонов под погрузкой выгрузкой за время выполнения ОАО "Алтай-Кокс" технологических операций (6 час. 12 мин.), являющихся обязанностью ОАО "РЖД", при этом время для исчисления платы за пользование вагонами необоснованно сокращается ответчиком на 6 час. 12 мин., подлежит отклонению.
Принимая во внимание указанное выше, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований о восстановлении на лицевом счете N 1000003401, списанного штрафа в размере 475 691,50 руб. не противоречит законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе согласно ч.ч.1,5 ст. 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь ст.110, п. 1 ст. 269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06.08.2010 по делу N А45-10826/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Л.Е. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10826/2010
Истец: ОАО "Алтай-Кокс"
Ответчик: ОАО "РЖД" филиал "Западно-Сибирская железная дорога"
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2637/11
04.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2637/11
24.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2637/11
04.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-10826/2010
16.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8855/10