город Омск |
|
06 сентября 2010 г. |
Дело N А46-4437/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Солодкевич Ю.М., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кокориной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-5522/2010)
Прокурора Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 01.06.2010
по делу N А46-4437/2010 (судья Гущин А.И.), принятое
по иску Прокурора Омской области
к Администрации Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах"
о признании недействительным договора, применении последствий недействительности ничтожной сделки,
при участии в судебном заседании прокурора отдела прокуратуры Омской области Марченко Т.В. (удостоверение);
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Омской области на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к Администрации Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области (далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (далее -ООО "Росгосстрах") о признании недействительным в силу ничтожности договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств N 21 от 16.10.2009, заключенного между ответчиками, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав ООО "Росгосстрах" возвратить Администрации страховую премию в размере 1 144 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.06.2010 по делу N А46-4437/2010 в удовлетворении иска отказано, поскольку нарушений положений Федерального закона N 94-ФЗ от 26.07.2006 не установлено, так как договор мог быть заключен баз проведения торгов.
Не соглашаясь с решением суда, первый заместитель прокурора Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что ответчиками при заключении договора N 21 от 16.10.2009 нарушены требования части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предусматривающие обязательное проведение торгов при заключении сделок.
По мнению подателя жалобы со ссылкой на судебную практику, статья 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ обязывает органы местного самоуправления заключать договоры на указанные в части 1 статьи финансовые услуги только путем проведения открытого конкурса (аукциона) вне зависимости от каких-либо иных факторов, в том числе от суммы, на которую буду оказываться услуги.
Администрация Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области и ООО "Росгосстрах" письменные отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Представители ООО "Росгосстрах", Администрации, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 АПК РФ, в судебное заседание не явились (уведомления о вручении заказных писем приобщены к материалам дела).
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Представитель первого заместителя прокурора Омской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя первого заместителя прокурора Омской области, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.10.2009 между Администрацией Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области (страхователь) и ООО "Росгосстрах-Сибирь" (страховщик) заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств N 21 (л.д.14-15).
ООО "Росгосстрах-Сибирь" реорганизовано путем присоединения с 01.01.2010 к ООО "Росгосстрах", что подтверждается решением единственного участника от 23.10.2009, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и свидетельством о прекращении деятельности ООО "Росгосстрах-Сибирь" (л.д. 83-86).
В соответствии с пунктом 1.1 договора страхования N 21 от 16.10.2009 страхователь заявляет на обязательное страхование гражданскую ответственность владельцев транспортных средств перед третьими лицами (потерпевшие) и обязуется уплатить страховой платеж в установленный срок, а страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести выплату страхового возмещения в объеме и на условиях, предусмотренных Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Объектом страхования является в силу пункта 1.2 договора имущественные интересы страхователя, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.
Согласно пункту 4.1 договор считается заключенным с момента подписания его сторонами.
Страховая премия по договору составила 1 144 руб. 63 коп. (пункт 3.3 договора) и была уплачена страхователем в полном объеме, что подтверждается поручением N 283 от 26.10.2009 (л.д.17).
Истец, полагая, что договор страхования N 21 от 16.10.2009 заключён с нарушением требований действующего законодательства без проведения конкурса и поэтому является недействительной (ничтожной) сделкой, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с изложенными в обжалуемом решении выводами, считает, что иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания, в том числе, финансовых услуг по страхованию ответственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ) размещение заказов может осуществляться:
путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Согласно части 1 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в случае, если (пункт 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ):
осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" расчёты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключённого между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб.
Согласно договору страхования N 21 от 16.10.2009 страховая премия составила 1 144 руб. 63 коп., то есть не превышает установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами - 100 000 рублей.
Из системного толкования указанных норм права следует, что поскольку часть 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ устанавливает исключения из общего правила обязательного проведения конкурса или аукциона при размещении заказа для государственных или муниципальных нужд, данные исключения распространяются и на предусмотренные частью 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" случаи отбора федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами естественных монополий финансовых организаций для оказания, в том числе, финансовых услуг по страхованию ответственности, поскольку установление данных исключений имеет цель оптимизировать соотношение прав субъектов и экономической целесообразности расходов, связанных с проведением конкурса.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает не соответствующим нормам закона довод заявителя жалобы о том, что статья 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" закрепляет прямую обязанность перечисленных в ней субъектов проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг страхования вне зависимости от стоимости таких услуг.
Таким образом, договор страхования N 21 от 16.10.2009 заключен сторонами в полном соответствии с нормами действующего законодательства, оснований для признания его недействительным в силу статьи 168 ГК РФ, а также для применения последствий недействительности сделки в соответствии со статьей 167 ГК РФ не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 01.06.2010 по делу N А46-4437/2010 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит.
Апелляционная жалоба первого заместителя прокурора Омской области удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя, однако заявитель в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от оплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 01.06.2010 по делу N А46-4437/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4437/2010
Истец: Прокурор Омской области
Ответчик: Администрация Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, Общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах", Общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах"
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5522/2010