город Омск |
|
28 сентября 2010 г. |
Дело N А81-1551/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-6456/2010)
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС России N 2 по ЯНАО; Инспекция; налоговый орган; заинтересованное лицо),
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.06.2010
по делу N А81-1551/2010 (судья Лисянский Д.П.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Сибирский Строительный Центр" (далее - ЗАО "Сибирский Строительный Центр"; Общество; заявитель)
к МИФНС России N 2 по ЯНАО
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее - УФССП по Тюменской области; третье лицо),
о признании частично недействительными решения от 08.02.2010 N 11902, постановления от 08.02.2010 N 10499,
при участии в судебном заседании:
от ЗАО "Сибирский Строительный Центр" - Александровой А.С. по доверенности от 10.08.2010 N 37, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от МИФНС России N 2 по ЯНАО - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего спора извещено надлежащим образом;
от УФССП по Тюменской области - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего спора извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Сибирский строительный центр" обратилось с заявлением в арбитражный суд к МИФНС России N 2 по ЯНАО, в котором просило признать недействительным решение от 08.02.2010 N 11902, постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика от 08.02.2010 N 10499.
Суд первой инстанции к участию в рассмотрении настоящего спора привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - УФССП по Тюменской области.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.06.2010 по делу N А81-1551/2010 требования Общества удовлетворены.
В качестве правового обоснования принятого судебного акта, суд первой инстанции сослался на то, что налоговым органом не представлено доказательств исследования вопроса о действительном количестве расчетных счетов ЗАО "Сибирский Строительный центр" и наличии на них достаточных денежных средств для уплаты налогов.
МФНС России N 2 по ЯНАО, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
Инспекция отмечает, что при вынесении оспариваемых ненормативных актов ею была соблюдена процедура по взысканию задолженности за счет имущества Общества.
Налоговый орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя не обеспечил. Однако им было заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего спора в порядке апелляционного производства в его отсутствие. Названное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.
ЗАО "Сибирский Строительный Центр" в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
УФССП по Тюменской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу - не представило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованного и третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В связи с неисполнением Обществом требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 23.10.2009 N 118408 на сумму 4 247 364 руб. со сроком исполнения 12.11.2009, от 23.11.2009 N 124887 на сумму 420 195 руб. 18 коп. Инспекцией применена процедура принудительного взыскания налогов и пеней, предусмотренная статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе данной процедуры налоговым органом были вынесены решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 11.12.2009 N 79484 на сумму 3 214 387 руб., от 25.12.2009 N 80081 на сумму 386 725 руб. 89 коп.
На расчетный счет Общества в Новоуренгойском отделении Западно-Сибирского банка Сбербанка РФ были выставлены инкассовые поручения на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации от 11.12.2009 N 110966 на сумму 3 214 387 руб., от 25.12.2009 N 111685 на сумму 264 284 руб., от 25.12.2009 N 11686 на сумму 140 441 руб. 89 коп.
Письмом от 01.02.2010 N 030-17 731 Новоуренгойское отделение N 8369 Сбербанка РФ сообщило налоговому органу о постановке указанных инкассовых поручений в картотеку.
После этого налоговым органом в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации было вынесено решение от 08.02.2010 N 11902 о взыскании налогов, сборов пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика на сумму 3 549 039 руб. 89 коп. Одновременно Инспекцией вынесено постановление от 08.02.2010 N 10499 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика и направлено для исполнения в УФССП по Тюменской области.
ЗАО "Сибирский Строительный Центр", полагая, что упомянутые выше решение и постановление нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании перечисленных актов недействительными.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Таким образом, из положений статей 23 и 45 Налогового кодекса Российской Федерации вытекает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, а также владеть информацией о том, какие суммы налогов уплачены им своевременно, а какие налоговые обязательства не исполнены или исполнены несвоевременно.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога в судебном порядке производится с организации и индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
Если отсутствуют основания для взыскания налога в судебном порядке, поименованные в подпунктах 1 - 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, недоимка взыскивается в порядке, предусмотренном статьями 46 - 47 Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в том случае, если налог в установленный срок не уплачен, а налогоплательщик не исполнил требование об уплате налога, налоговый орган выносит решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
При этом налоговый орган должен располагать сведениями о состоянии всех счетов налогоплательщика в банках, чтобы иметь возможность своевременно выставить к ним инкассовые поручения, а при наличии недостаточности остатка денежных средств для взыскания возникших задолженностей принять соответствующие меры для обращения взыскания налогов за счет имущества организации - налогоплательщика или предпринимателя с учетом сумм, взыскиваемых в соответствии со статьей 46 Кодекса, и сумм, добровольно уплаченных налогоплательщиком в погашение этой возникшей задолженности.
Поскольку взыскание налога за счет иного имущества является дополнительным способом взыскания недоимки, то налоговый орган при обжаловании его решения о взыскании недоимки за счет имущества на основании пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан предоставить в обоснование вынесенного решения доказательства правомерности применения им того или иного порядка взыскания образовавшейся задолженности (то есть обязанность доказывания невозможности взыскания налоговой недоимки за счет денежных средств, обоснованность принятия решения о взыскании задолженности именно путем принятия решения в порядке статьи 47 Кодекса, а не в порядке пункта 2 статьи 45 Кодекса, лежит на налоговых органах).
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что основанием для вынесения решения Инспекции о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика от 08.02.2010 N 11902 явились неисполненные инкассовые поручения, выставленные на один расчетный счет налогоплательщика в Новоуренгойском отделении N 8369 Сбербанка РФ.
Однако согласно справке ИФНС России по г. Тюмени N 4 (л.д. 130), налогоплательщик, помимо расчетного счета в период осуществления процедуры принудительного взыскания, имел еще 4 расчетных счета в Западно-Сибирском банке Сбербанка РФ в г. Тюмени.
Инспекцией не представлено в материалы дела доказательств того обстоятельства, что денежных средств, имеющихся на указанных расчетных счетах в г. Тюмени, по которым налогоплательщиком активно велись банковские расчеты (л.д. 132-144), было недостаточно для погашения задолженности по налогам.
Не представлены такие доказательства и при рассмотрении настоящего спора в порядке апелляционного производства.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что местом нахождения (государственной регистрации) ЗАО "Сибирский Строительный Центр" является г. Тюмень.
Инспекцией не представлено доказательств принятия ею необходимых и достаточных мер, направленных на установление всех открытых счетов налогоплательщика в банках, с учетом того обстоятельства, что местом нахождения ЗАО "Сибирский Строительный Центр" является г. Тюмень.
Материалы дела не содержат доказательств того, что заинтересованным лицом был исследован вопрос о действительном количестве расчетных счетов ЗАО "Сибирский Строительный Центр" в г. Тюмени.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что инкассовые поручения были выставлены не на все расчетные счета Общества и при вынесении решения от 08.02.2010 N 11902 налоговый орган обязан был истребовать из налогового органа по месту постановки данного юридического лица по месту учета сведения о наличии расчетных счетов налогоплательщика во всех банках, а также проверить наличие (отсутствие) достаточных денежных средств на этих счетах.
Следовательно, Инспекция не доказала обоснованность и законность вынесения решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика от 08.02.2010 N 11902.
Поскольку решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика от 08.02.2010 N 11902 вынесено с нарушением положений Налогового кодекса Российской Федерации, то постановление от 08.02.2010 N 10499 также является незаконным.
Суд апелляционной инстанции также полагает возможным отметить, что требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 118408, N 124887 по состоянию на 23.10.2009, а также по состоянию на 23.11.2009 выставлены в адрес филиала ЗАО "Сибирский Строительный Центр" в г. Новый Уренгой, тогда как в соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.06.2010 по делу N А81-1551/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1551/2010
Истец: закрытое акционерное общество "Сибирский Строительный Центр"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6456/2010