город Омск |
|
11 октября 2010 г. |
Дело N А46-5829/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Глухих А.Н., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кокориной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7067/2010) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 08 июля 2010 года,
принятое по делу N А46-5829/2010 (судья Целько Т.В.)
по иску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, при участии в качестве третьих лиц - федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок", Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Омской области, Управления Федерального казначейства по Омской области,
о взыскании 43 720 522 руб. 86 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Аверина А.Д., доверенность N 147 от 05.07.2010, сроком действия до 31.12.2010;
от Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области - Лясман Е.В., доверенность N МСЖК-6554 от 10.11.2009, сроком действия до 31.12.2010; Герасимова О.А., доверенность от 10.11.2009, сроком действия до 31.12.2010;
от Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок" - Барзун Г.Л., доверенность N 2062 от 06.07.2010, сроком действия один год;
от Министерства финансов Омской области - Гоголь О.Ю., доверенность N 10-1-07/524 от 11.02.2010, сроком действия один год;
от Министерства финансов Российской Федерации - не явился, извещено;
от Управления Федерального казначейства по Омской области - не явился, извещено;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Минстрой Омской области) о взыскании 43 720 522 руб. 86 коп. в счет оплаты выполненных в 2008 году в соответствии с государственным контрактом от 23.11.2007 N 1-110-07 работ.
Определением суда от 27.04.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок" (далее - ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ).
Определением суда от 19.05.2010 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена истца - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).
Определением суда от 02.06.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Омской области, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08 июля 2010 года по делу N А46-5829/2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Омской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права. Податель жалобы считает вывод суда о правомерности прекращения обязательств по финансированию в связи с подписанием 25.07.2008 дополнительного соглашения к соглашению от 06.08.2007 и решением о заключении УФАКОН дополнительного соглашения с ВИСХАГИ об объемах сдаваемой продукции, выполненных в рамках выделенного лимита бюджетного финансирования на 2007-2008 годы, противоречащим нормам законодательства. По мнению истца, оснований считать, что выполненные работы подлежат финансированию за счет средств федерального бюджета, у суда первой инстанции не имелось. Работы по государственному контракту от 23.11.2007 N 1-110-07 выполнялись исходя из нужд и интересов субъекта Российской Федерации в порядке исполнения целевой программы "Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области на 2005-2008 годы".
В письменных отзывах на апелляционную жалобу Минстрой Омской области и Министерство финансов Омской области указывают на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны.
В заседание суда апелляционной инстанции Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Омской области, своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ.
На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель Управления Росреестра по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представители Минстроя Омской области и Министерства финансов Омской области возражали против доводов апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ оставил вопрос об обоснованности апелляционной жалобы на усмотрение суда, пояснил, что выполненные работы оплачены в полном объеме, финансовых претензий не имеется.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзывы на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2001 N 745 утверждена Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)".
Целью программы определено создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, обеспечивающей эффективное использование земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан, государственным заказчиком-координатором - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, государственным заказчиком - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 560 утверждена подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" и соответствующие изменения в Федеральную целевую программу.
Целями и задачами подпрограммы определены создание условий обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество; создание полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости; совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления; создание единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости информационное наполнение государственного кадастра недвижимости; развитие института налоговой оценки объектов недвижимости, проведение кадастровой оценки объектов недвижимости; сокращение временных издержек при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости; создание механизма доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости и развитие сервисных услуг на основе Интернет - и Интранет-технологий, государственным заказчиком-координатором подпрограммы - Министерством экономического развития Российской Федерации, государственным заказчиком и основным разработчиком подпрограммы - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Сроки и этапы реализации подпрограммы определены с 2006 по 2012 годы (три этапа), источники финансирования подпрограммы - средства федерального бюджета, средства Международного банка реконструкции и развития, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В части IV "Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы" указано, что подпрограмма будет реализована за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств Международного банка реконструкции и развития, предусмотренных программой государственных внешних заимствований на соответствующий год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Инвестиции (капитальные вложения) за счет средств федерального бюджета планируется использовать для приобретения средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения, а также средств защиты информации от несанкционированного доступа. Указанные программно-технические средства на всех уровнях управления интегрируются в абонентскую компьютерную сеть, полностью охватывающую территорию Российской Федерации. Инвестиции (капитальные вложения) также планируется направить на приобретение специально оборудованных транспортных средств и средств геодезических измерений.
За счет инвестиций (капитальных вложений) планируется осуществлять приобретение дополнительных площадей, строительство, реконструкцию и техническую модернизацию объектов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, включая здания центрального аппарата, территориальных органов указанной Службы и подведомственных ей организаций, строительство в подведомственных учреждениях Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации модульных конструкций для организации приема граждан и оказания услуг населению на уровне муниципальных образований.
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов при реализации подпрограммы, выделяемые по статье "Прочие нужды", предполагается направить на финансирование работ по кадастровой оценке недвижимости, установлению границ и межеванию территорий муниципальных образований, а также по созданию и обновлению цифровой картографической основы государственного кадастра недвижимости.
Указанные средства направляются на приобретение и освоение современных технологий, специализированного высокотехнологического оборудования, обеспечивающих ведение государственного кадастрового учета, создание его картографической основы, определение кадастровой стоимости, создание систем спутникового глобального позиционирования, а также на обучение российских специалистов новым технологиям, применяемым в странах с развитой рыночной экономикой.
В части V "Механизм реализации подпрограммы" предусмотрено, что мероприятия подпрограммы, финансирование которых осуществляется в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, выполняются посредством реализации соответствующих региональных программ, разрабатываемых и утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Законом Омской области от 06.06.2005 N 637-ОЗ утверждена целевая программа Омской области "Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области" на 2005 - 2008 годы.
Законом Омской области от 08.02.2006 N 733-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О целевой программе Омской области "Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области" на 2005 - 2008 годы" в главе III "Управление объектами собственности Омской области" строка 14 дополнена строкой 14.1 "Выполнение работ по изготовлению (корректировке) планово-картографического материала в границах городов, поселков и крупных сел (с численностью населения более 3 тыс. человек) на территории Омской области.
В части IV подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" указано, что участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы и финансировании мероприятий за счет средств их бюджетов определяется соглашениями между государственным заказчиком подпрограммы и соответствующими субъектами Российской Федерации.
В обязательства Федерального агентства кадастра объектов недвижимости вменено осуществление руководства и реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой и направленных на создание системы кадастра недвижимости на территории Омской области непосредственно через Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (правопредшественник истца) за счет средств, выделяемых из федерального бюджета (пункт 3.1 соглашения), в обязанности Правительства Омской области - разработка и утверждение по согласованию с Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости региональной целевой программы "Создание системы кадастра недвижимости в Омской области (2006-2011 годы)", в которой должно быть предусмотрено софинансирование за счет средств, выделяемых из бюджета Омской области, мероприятий, в том числе создание и обновление цифровой (картографической) основы государственного кадастра недвижимости (пункт 3.2 соглашения).
В пункте 3.3 соглашения стороны последнего договорились о том, что Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области является уполномоченным органом по координации реализации мероприятий Региональной программы с мероприятиями подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 560.
В соответствии с Законом Омской области от 26.06.2007 N 930-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О целевой программе Омской области "Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области" на 2005 -2008 годы" строка 14.1 целевой программы Омской области "Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области" на 2005 - 2008 годы изложена в следующей редакции: оказание содействия по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы государственного кадастра недвижимости в границах городских и сельских поселений Омской области. Объем финансирования Законом Омской области от 26.06.2007 N 930-ОЗ установлен в сумме 156 млн. руб., исполнителем программы в соответствующей части определены Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (по согласованию).
В пункте 3.1.2 соглашения указано, что Минстрой Омской области осуществляет финансирование работ по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы государственного кадастра недвижимости в границах городских и сельских поселений Омской области в порядке, установленном разделом 4 соглашения. Пунктом 3.2 соглашения предусмотрено, что Управление Роснедвижимости по Омской области размещает заказ на выполнение работ по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы государственного кадастра недвижимости в границах городских и сельских поселений Омской области (подпункт 3.2.1), включает в состав конкурсной комиссии и комиссии по приемке выполненных работ представителей Минстроя, указанных Минстроем письменно (подпункт 3.2.2).
Порядок финансирования определен в пункте 4 соглашения и предусматривает финансирование Минстроем Омской области работ по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы государственного кадастра недвижимости в границах городских и сельских поселений Омской области в размере 93 000 000 руб., в том числе лимит 2007 года - 3 000 000 руб. (подпункт 4.1 соглашения).
Финансирование предполагалось осуществлять в рамках реализации пункта 14.1 перечня мероприятий целевой программы Омской области "Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области" на 2005-2008 годы" с учетом денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год (пункт 4.2 соглашения).
Расчеты предполагалось осуществлять Минстроем Омской области в рублях на внебюджетный счет в органах Федерального казначейства, открытый Управлением Роснедвижимости по Омской области (пункт 4.3 соглашения).
Вся сумма подлежала выплате Минстроем Омской области Управлению Роснедвижимости по Омской области в течение 10 рабочих дней после согласования Минстроем актов выполненных работ (пункт 4.4 соглашения).
В пункте 4.5 соглашения указано, что Минстрой вправе изменять размер лимита на текущий год в зависимости от объема бюджетного финансирования в текущем финансовом году, предусмотренного Законом Омской области об областном бюджете на соответствующий год.
В части V подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" указано, что выполнение мероприятий подпрограммы осуществляется посредством заключения государственных контрактов между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии или ее территориальными органами и исполнителями мероприятий подпрограммы. Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются государственным заказчиком подпрограммы на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью V подпрограммы по итогам конкурса Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (заказчик) и ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ (исполнитель) 23.11.2007 заключили государственный контракт N 1-110-07 "Проведение работ по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы государственного кадастра объектов недвижимости в границах городских и сельских поселений Омской области", в соответствии с пунктом 1.1 которого третье лицо приняло на себя обязательства по выполнению работ по теме "Создание и обновление цифровой планово-картографической основы государственного кадастра недвижимости в границах городских и сельских поселений Омской области" путем сдачи результата выполненных работ, а истец принял на себя обязательства по оплате работ.
На основании пункта 2.3 контракта источник финансирования работ - бюджет Омской области.
Контракт являлся предметом исследования Арбитражного суда Омской области, рассмотревшего дела N А46-10007/2009 и А46-23558/2009, не установившего несоответствия условий контракта нормам действующего законодательства, установившего факт надлежащего исполнения ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ обязательств по контракту и взыскавшего с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области в пользу ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ 14 819 477 руб. 72 коп. основного долга решением от 08.06.2009 по делу N А46-10007/2009 и 43 720 522 руб. 86 коп. основного долга решением от 16.02.2010 по делу N А46-23558/2009.
Переоценка фактических обстоятельств, которые в установленном законом порядке уже получили оценку суда, в силу принципа обязательности судебных актов недопустима (статья 16 АПК РФ).
Работы, выполненные третьим лицом, к моменту рассмотрения настоящего спора по существу, оплачены полностью из средств федерального бюджета.
Истец обратился в суд с настоящим иском, требуя взыскать с ответчика 43 720 522 руб. 86 коп. во исполнение условий соглашения об оказании содействия в выполнении работ по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы в границах городских и сельских поселений Омской области от 06.08.2007.
Статья 71 (пункт "е") Конституции Российской Федерации предусматривает федеральные программы как одну из форм регулирования отношений в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594 утвержден Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 7 Порядка государственный заказчик целевой программы в пределах своих полномочий заключает до утверждения целевой программы соглашения о намерениях с основными участниками целевой программы с указанием возможных сроков выполнения мероприятий, объемов и источников ресурсного обеспечения. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, а также привлекаемых для выполнения этих целевых программ средств внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 23 Порядка).
Реализация целевой программы осуществляется на основе государственных (муниципальных) контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также на основе иных гражданско-правовых договоров (пункт 32 Порядка).
В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
По смыслу разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 15 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в силу статей 161, 162, 225, 250 БК РФ учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками продукции (работ, услуг) договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов.
При рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы бюджетного законодательства, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов.
При недостаточности у учреждения денежных средств для исполнения указанных обязательств собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по данным обязательствам.
Общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также бюджетным законодательством.
Отношения между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации при исполнении государственного контракта, в первую очередь, регулируются бюджетным законодательством.
Судом первой инстанции установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в соответствии с условиями государственного контракта N 1-110-07 ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ выполнило работы на общую сумму 91 662 200 руб. 58 коп.
Выполненные по государственному контракту работы полностью оплачены из средств федерального бюджета через счет истца.
Из материалов дела усматривается, что государственный контракт от 23.11.2007 N 1-110-07 заключен на сумму 93 000 руб. - в пределах средств, первоначально установленных на соответствующие цели целевой программой Омской области "Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области" на 2005 - 2008 годы, утвержденной Законом Омской области от 06.06.2005 N 637-ОЗ в редакции Закона Омской области от 26.06.2007 N 930-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О целевой программе Омской области "Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области" на 2005 - 2008 годы", действовавшей на момент заключения контракта. В соответствии с программой установлен объем финансирования оказания содействия по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы государственного кадастра недвижимости в границах городских и сельских поселений Омской области: 5 млн. руб. на 2007 год, 88 млн. руб. на 2008 год, т.е. всего 93 000 руб.
Вместе с тем, Законами Омской области от 18.07.2008 N 1065-ОЗ и от 12.01.2009 N 1128-ОЗ внесены изменения в приложение N 1 "Целевая программа Омской области "Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области" на 2005 - 2008 годы" к Закону Омской области от 6 июня 2005 года N 637-ОЗ "О целевой программе Омской области "Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области" на 2005 - 2008 годы". В результате которых измена графа "Объем финансирования" строки 14.1, в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего спора в суде, объем финансирования определен всего в сумме 111,122 млн. руб., на 2006 год - в сумме 63,00 млн. руб., на 2007 год - в сумме 5,00 млн. руб., на 2008 год - в сумме 43,122 млн. руб.
Дополнительным соглашением от 25.07.2008 к соглашению от 06.08.2007 об оказании содействия в выполнении работ по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы в границах городских и сельских поселений Омской области в связи с утвержденным лимитом финансирования на 2008 год (Закон от 21.11.2007 N 973-ОЗ Омской области "Об областном бюджете на 2008 год") пункт 4.1 соглашения от 06.08.2007 между Минстроем Омской области и Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области изложен в следующей редакции: "Минстрой Омской области осуществляет финансирование работ по созданию и обновлению цифровой планово-катрографической основы государственного кадастра недвижимости в границах городских и сельских поселений Омской области. Размер финансирования в рамках целевой программы Омской области "Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области на 2005-2008 годы" от 06.06.2005 N 637-ОЗ составляет на 2007 год - 5 000 000 руб., на 2008 год - в пределах утвержденных лимитов - 43 122 200 руб.
Следовательно, путем подписания соглашения от 06.08.2007 в редакции дополнительного соглашения от 25.07.2008 Минстрой Омской области принял на себя обязательства по финансированию работ по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы государственного кадастра недвижимости в границах городских и сельских поселений Омской области в меньшем размере - 48 122 000 руб.
Дополнительное соглашение от 25.07.2008 подписано сторонами соглашения без замечаний.
Путем подписания дополнительного соглашения от 25.07.2008 уполномоченный Российской Федерацией орган (территориальный орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости) согласился на уменьшение первоначально согласованной суммы.
То обстоятельство, что в пункте 4.2 соглашения от 06.08.2007 предусмотрено, что финансирование работ по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы государственного кадастра недвижимости в границах городских и сельских поселений Омской области осуществляется в рамках реализации пункта 14.1 Перечня мероприятий целевой программы Омской области "Формирование объектов недвижимости и управления ими в Омской области на 2005-2008 годы", а иных источников финансирования не предусмотрено, как ошибочно полагает податель жалобы, не означает полного финансирования целевой программы за счет средств областного бюджета и не исключает изменение размера финансирования с учетом денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Условия пунктов 4.1, 4.2 соглашения от 06.08.2007 при его заключении прямо не предусматривали возложения на Омскую область финансирования мероприятий целевой программы в полном объеме.
При заключении соглашения пункт 4.1 соглашения устанавливал размер финансирования мероприятий целевой программы за счет средств областного бюджета в общей сумме 93 000 000 руб.
При этом, пунктами 4.2, 4.5 соглашения от 06.08.2007 прямо предусмотрена возможность Минстроя Омской области изменять размер лимита на текущий год в зависимости от объема бюджетного финансирования в текущем финансовом году, предусмотренного Законом Омской области об областном бюджете на соответствующий год.
О возложении на Омскую область расходных обязательств по реализации целевой программы в соответствии с размером денежных средств, предусмотренных для этих целей в областном бюджете на соответствующий финансовый год, свидетельствуют и положения пункта 4.4 соглашения о порядке перечисления денежных средств в оплату работ: денежные средства подлежат перечислению Минстроем Омской области исходя из суммы лимита, предусмотренного пунктом 4.1 соглашения.
В полном соответствии с условиями соглашения от 06.08.2007 в связи с утвержденным лимитом финансирования на 2008 года (Закон от 21.11.2007 N 973-ОЗ Омской области "Об областном бюджете на 2008 год") дополнительным соглашением от 25.07.2008 в пункт 4.1 соглашения внесены изменения, в результате которых размер финансирования в рамках целевой программы составил 48 122 000 руб.
Изложенное позволяет суду апелляционной инстанции согласиться с выводом суда первой инстанции, что размер финансирования в рамках реализации пункта 14.1 Перечня мероприятий целевой программы Омской области "Формирование объектов недвижимости и управления ими в Омской области на 2005-2008 годы" составил на 2007 год - 5 000 000 руб., на 2008 год - в пределах утвержденных лимитов - 43 122 200 руб.
Тот факт, что на момент подписания дополнительного соглашения от 25.07.2008 предусмотренные государственным контрактом от 23.11.2007 N 1-110-07 работы были выполнены, как ошибочно полагает податель жалобы, не влияет на юридическую действительность названного дополнительного соглашения.
Действительно, в силу пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 31 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594, при сокращении объемов бюджетного финансирования мероприятий целевой программы по сравнению с предусмотренными утвержденной целевой программой государственный заказчик целевой программы разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий целевой программы в установленные сроки. В противном случае рассматривается вопрос о целесообразности дальнейшей реализации отдельных мероприятий целевой программы.
В свою очередь, пункт 33 Порядка предусматривает, что государственный заказчик целевой программы ежегодно с учетом выделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации корректировку целевой программы для последующего внесения на утверждение в Правительство Российской Федерации.
Следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, у государственного заказчика федеральной целевой программы, таким образом, имелись обширные полномочия для координации действий участников программы, а неиспользование этих полномочий не может являться основанием для отнесения соответствующих расходов на субъект Российской Федерации.
При этом, материалами дела подтверждаются факты неоднократного информирования субъектом Российской Федерацией Омской областью уполномоченных федеральных органов о сокращении финансирования мероприятий программы.
Тем более, что дополнительное соглашение от 25.07.2008 к соглашению от 06.08.2007 об оказании содействия в выполнении работ по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы в границах городских и сельских поселений Омской области в связи с утвержденным лимитом финансирования на 2008 год, которым уменьшен размер областного финансирования, истец подписал.
Стороны не оспаривают, что в рамках исполнения возложенных на него бюджетных обязательств ответчик перечислил истцу 5 000 000 руб. (объем финансирования за 2007 год) и 43 122 000 руб. (объем финансирования за 2008 год).
Обязательства по соглашению от 06.08.2007 в редакции дополнительного соглашения от 25.07.2008 Омская область выполнила.
Дополнительных обязательств по финансированию мероприятий целевой программы Омская область в лице Минстроя Омской области не принимала.
В связи с чем оснований для взыскания с ответчика суммы, превышающей установленную в соглашении от 06.08.2007 в редакции дополнительного соглашения от 25.07.2008, не имеется.
Стороной контракта от 23.11.2007 N 1-110-07 субъект Российской Федерации в лице уполномоченного органа не является, поэтому правовых последствий для ответчика пункт 2.3 контракта (о том, что источником финансирования работ является бюджет Омской области) не влечет (часть 3 статьи 308 ГК РФ).
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, заинтересованность субъекта Российской Федерации - Омской области в проведении и получении результата работ по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы государственного кадастра недвижимости в границах городских и сельских поседений Омской области достаточным основанием для того, чтобы считать выполненные работы осуществленными для государственных нужд субъекта Российской Федерации и, как следствие, являющимися расходным обязательством последнего, не является.
Как правильно указал суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", в качестве критериев отнесения потребностей к федеральным государственным нуждам можно считать цель поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг) и источники финансирования.
Следовательно, выполнение работ в целях реализации федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, следует считать осуществленным для федеральных государственных нужд.
Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2001 N 745 в целях создания государственной системы единого учета объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 15.03.2001 N 369-р и направлена на содействие создания государственного кадастра недвижимости как одной из основополагающих инфраструктур государства в области проведения государственной политики, направленной на обеспечение эффективного и рационального использования земли и иной недвижимости как важнейших составляющих национального богатства Российской Федерации в интересах сохранения общественной стабильности и укрепления национальной экономики.
Принадлежащим Российской Федерации исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии распоряжаются от имени Российской Федерации в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственными заказчиками по государственным контрактам на разработку, изготовление и поставку геодезической, картографической и топографической продукции для федеральных государственных нужд, в порядке, определенном актами Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с использованием результатов научно-технической деятельности и других объектов интеллектуальной собственности, и другими актами законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности (Постановление Правительства РФ от 02.12.2004 N 726 "О порядке распоряжения исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии").
В связи с чем, судом первой инстанции правильно установлено, что работы по государственному контракту N 1-110-07 выполнены в целях удовлетворения федеральных нужд.
Ссылаясь на то, что исключительные права на результаты выполненных по государственному контракту N 1-110-07 работ были переданы Омской области в лице Минстроя Омской области, что, по мнению истца, исключает выполнение работ для федеральных государственных нужд, в подтверждение указанного довода допустимых доказательств податель жалобы не представил.
Акт приема-передачи или иные документы о передаче ответчику результата работ в материалах дела отсутствуют.
Как пояснил в заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика и не опроверг представитель истца, цифровая планово-картографическая основа государственного кадастра недвижимости в границах городских и сельских поселений Омской области (результат работ по контракту N 1-110-07), передана в распоряжение Управления Росреестра по Омской области и используется последним.
Информация из указанного кадастра предоставляется ответчику Управлением Росреестра по Омской области по запросам посредством выписок из реестра.
С учетом изложенного, то обстоятельство, что проверкой организации исполнения целевой программы "Формирование объектов недвижимости и управления ими в Омской области на 2005-2008 годы" за 2007 год и первое полугодие 2008 года установлено, Минстроем Омской области неправомерно осуществлена передача полномочий по проведению конкурса и заключению государственного контракта для выполнения работ по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы государственного кадастра недвижимости в границах городских и сельских поселений Омской области, предусмотренных пунктом 14.1 Программы, Управлению Росреестра по Омской области, не является достаточным основанием для вывода о его заключении для нужд субъекта Российской Федерации.
Сам факт несения федеральным бюджетом расходов, первоначально предполагавшихся отнесению на счет бюджета субъекта Российской Федерации, как верно указал суд первой инстанции, также не может являться единственным и достаточным основанием к удовлетворению иска.
Поскольку правовой механизм привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации федеральных целевых программ на законодательном уровне не разработан, при разрешении настоящего спора суд первой инстанции обоснованно руководствовался принципами, сформулированными в пунктах 18, 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Так, в пункте 18 Постановления разъяснено, что положения БК РФ о совместном финансировании расходов не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с Законом Омской области от 06.06.2005 N 637-ОЗ "О целевой программе Омской области "Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области на 2005 - 2008 годы" финансирование мероприятий Программы осуществляется из областного бюджета путем предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с законодательством.
В силу статьи 135 Бюджетного Кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
На основании статьи 138.1 БК РФ под субсидиями федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами. Цели и условия предоставления и расходования субсидий федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, заключаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 138.1 БК Ф).
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Указанные требования распространяются также на указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
Поэтому объемы предоставления софинансирования Омской областью проведения работ по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы государственного кадастра объектов недвижимости в границах городских и сельских поселений Омской области должны определяться в соответствии с условиями соглашения от 06.08.2007 в редакции дополнительного соглашения к нему от 25.07.2008, и, поскольку соответствующие работы полностью оплачены из федерального бюджета, оснований для одновременного отнесения указанных расходов на Омскую область не имеется.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Частью 1 статьи 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ предусмотрено, что расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять расходы на решение вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В случаях, установленных федеральными законами, из бюджета субъекта Российской Федерации федеральному бюджету могут предоставляться субсидии для софинансирования расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
В силу статьи 85 БК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Федеральным законом соответствующая обязанность на субъект Российской Федерации Омскую область не возложена.
Подписав дополнительное соглашение от 25.07.2008, истец как уполномоченный территориальный орган государственного заказчика соответствующих работ согласился на уменьшение доли средств субъекта Российской Федерации Омской области.
Работы, выполненные третьим лицом, полностью оплачены из федерального бюджета.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения иска истца, требующего взыскать уплаченные суммы в свою пользу, не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 08 июля 2010 года по делу N А46-5829/2010 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба Управления Росреестра по Омской области оставлена без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Управление Росреестра по Омской области в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 08 июля 2010 года по делу N А46-5829/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5829/2010
Истец: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управление Роснедвижимости по Омской области)
Ответчик: Министерство строительства и жилищно - коммунального комплекса Омской области
Третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие. основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок", Федеральное государственное унитарное предприятие. основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок", Министерство финансов Омской области, Управление Федерального Казначейства по Омской области, Министерсво финансов Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской (Управление Росреестра по Омской области)
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7067/2010