город Омск |
|
21 октября 2010 г. |
Дело N А46-6075/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Лотов А.Н., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7206/2010) открытого акционерного общества "Мельница"
на решение Арбитражного суда Омской области от 07.07.2010
по делу N А46-6075/2010 (судья Захарцева С.Г.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Мельница" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска
о признании незаконным решения от 15.03.2010 N 2704,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Мельница" - Мещеряков Е.В. по доверенности от 14.01.2010 сроком действия до 31.12.2010 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска - Голушкова Д.А. по доверенности от 11.01.2010 сроком действия до 31.12.2010 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Мельница" (далее - ОАО "Мельница", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 15.03.2010 N 2704.
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.07.2010 по делу N А46-6075/2010 в удовлетворении требований ОАО "Мельница" отказано.
Налогоплательщик, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ОАО "Мельница" на праве бессрочного пользования принадлежит земельный участок площадью 72100 кв.м. с кадастровым номером 55:36:09:190302:0004, расположенный по адресу г. Омск, ул. Сибирская, 47.
Налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации, по результатам которой установлено, что произведенный обществом расчет налога неверен, поскольку для расчета налогоплательщиком не использованы данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:190302:0004, установленные Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - Постановление Правительства Омской области N 193-П от 26.11.2008).
Решением вышестоящего налогового органа от 13.04.2010 N 16-17/04918 по апелляционной жалобе общества решение ИФНС России по Кировскому административному округу г.Омска N 2704 от 15.03.2010 было оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Общество, полагая, что решение инспекции не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, согласился с выводом налогового органа о том, что общество должно было исчислить авансовый платеж по земельному налогу за 3 квартал 2009 года на основании Постановления Правительства Омской области N 193-П от 26.11.2008. Суд указал, что по состоянию на 01.01.2009 в Государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержались сведения о кадастровой стоимости земельного участка общества с кадастровым номером 55:36:09:190302:0004 в размере 293056218 руб., утвержденной Постановлением Правительства N 193-П, несмотря на исключение 07.12.2009 из ГКН с 28.12.2007 этой же кадастровой стоимости, внесенной в ГКН на основании Постановления Правительства N 174-П, в связи с чем общество должно было исчислить земельный налог за 3 квартал 2009 года, исходя из имеющейся на 01.01.2009 в ГКН кадастровой стоимости в указанном выше размере.
В апелляционной жалобе ОАО "Мельница" просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Налогоплательщик в апелляционной жалобе указал, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 17.06.2009 по делу N А46-11230/2009 признаны незаконными действия Управления Роснедвижимости, совершенные 28.12.2007 по внесению в государственный земельный кадастр экономических характеристик - кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:09:190302:0004 в размере 293056218 руб. Этим же решением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:09:190302:0004 в размере 293056218 руб. была исключена из ГКН. Таким образом, применение названной кадастровой стоимости для определения налоговых обязательств общества является незаконным.
Кроме того, податель апелляционной жалобы отмечает, что является ошибочным вывод суда первой инстанции относительно наличия по состоянию на 01.01.2009 в ГКН кадастровой стоимости земельного участка общества в размере 293056218 руб., утвержденной Постановлением Правительства Омской области N 193-П, так как данным нормативным актом внесены изменения в Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - Постановление Правительства Омской области N 174-П от 19.12.2007), но не утверждается размер кадастровой стоимости земельного участка.
ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей общества и инспекции, поддержавших свои доводы и возражения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с указанной нормой Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 утверждены Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, которые предусматривают, что результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9 Правил). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее по тексту - Закон о государственном земельном кадастре N 28-ФЗ), утратившего силу с 17.05.2008 в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 17.05.2008), государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
Пунктом 4 статьи 17 Закона о государственном земельном кадастре N 28-ФЗ предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 Административного регламента предусмотрено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
- разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 9.4, 9.5 Административного регламента предусмотрено, что проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью. Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задании.
В соответствии с пунктом 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 10 Административного регламента).
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 11 Административного регламента).
Согласно пункту 11.2 Административного регламента перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 настоящего Регламента.
Таким образом, основанием для внесения Управлением Роснедвижимости в ГКН сведений о земельных участках является отчет и акт органа исполнительной власти субъекта, утверждающий данный отчет.
Результаты государственной кадастровой оценки земель изложены в Отчете N 05-09/02 от 27.11.2007, подготовленном Омским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля".
Таким образом, кадастровая оценка земель проведена, ее результаты не оспорены.
Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году, в том числе кадастровая стоимость земельного участка общества с кадастровым номером 55:36:190302:4 в размере 293056218 руб.
Порядок вступления в силу Постановления N 193-П определен Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 N 74 "О порядке опубликования и вступления в законную силу правовых актов Губернатора Омской области. Постановлений Правительства Омской области, Приказов органов исполнительной власти Омской области". В соответствии с пунктом 7 Указа Постановления Правительства Омской области вступают в силу со дня первого официального опубликования их полного текста, если указанными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Постановление N 193-П опубликовано 30.11.2008 года в газете "Омский вестник" N141 и, поскольку иной порядок в рассматриваемом Постановлении не установлен, вступило в законную силу с указанной даты, то есть с 30.11.2008.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 221-ФЗ), вступившего в силу с 1 марта 2008 года, орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В силу данных норм, суд апелляционной инстанции исходит из того, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные Постановлением N 193-П, подлежали включению в ГКН в течение пяти рабочих дней после вступления в законную силу Постановления N 193-П (после 30.11.2008).
При этом, сведения о кадастровой стоимости земельного участка общества в указанном размере 293056218 руб., утвержденном Постановлением N 193-П уже, были внесены в ГКН ранее, на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Порядка внесения в ГКН записи о кадастровой стоимости земельных участков согласно вновь возникшему основанию (принятие нового нормативного акта, утверждающего отчет об оценке), при условии соответствия кадастровой стоимости ранее утвержденной, законодательство не предусмотрено.
Таким образом, сведения о кадастровой стоимости земельного участка общества в размере 293056218 руб., утвержденные Постановлением N 193-П, уже находились в ГКН на основании постановления N 174-П, изменилось лишь основание для их внесения в ГКН в части нормативного акта органа исполнительной власти субъекта, утверждающий отчет о кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговый период по земельному налогу в силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации составляет календарный год.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего обществу, в размере 293056218 руб., утвержденная Постановлением N 193-П, вступившим в силу с 30.11.2008, и подлежащая внесению в ГКН в течение пяти рабочих дней с момента вступления этого постановления в законную силу, по состоянию на 01.01.2009 является утвержденной, внесенной в ГКН, и подлежащей применению при исчислении земельного налога.
Не влияет на изложенный вывод и то обстоятельство, что решением Арбитражного суда Омской области от 17.06.2009 по делу N А46-11230/2009 удовлетворены требования общества о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости, совершенных 28.12.2007, по внесению в Государственный земельный кадастр, в том числе, кадастровой стоимости в размере 293056218 руб. земельного участка с кадастровым номером 55:36:190302:4 на Управление Роснедвижимости возложена обязанность по исключению указанных экономических характеристик (кадастровой стоимости) из ГКН.
В ходе судебного разбирательства по делу N А46-11230/2009 было установлено, что действия по внесению в Государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка были совершены без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка субъектом Российской Федерации, а именно: Постановлением Правительства Омской области N 174-п не были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:190302:4, а утверждены лишь усредненные удельные показатели кадастровой стоимости кварталов, и тем самым нарушен порядок, установленный действующим законодательством. В силу чего, действия Управления Роснедвижимости были признаны незаконными.
Таким образом, решением суда по указанному делу действия Управления Роснедвижимости признаны незаконными, в связи с нарушением порядка внесения сведений в ГКН, но не в связи с незаконностью самой кадастровой стоимости земельного участка общества.
В соответствии с письмом территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости от 18.01.2010 N 07-07/106 на основании вышеназванного решения Арбитражного суда Омской области из ГКН 07.12.2009 были исключены сведения о кадастровой стоимости земельного участка Общества. Этим же решением в ГКН были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:190302:4 в размере 293056218 руб. согласно Постановлению Правительства N 193-П.
Однако, поскольку, как указано выше, по состоянию на 01.01.2009 сведения о кадастровой стоимости земельного участка общества в сумме 293056218 руб. находились в ГКН на основании Постановления N 193-П, то исключение 07.12.2009 этих сведений из ГКН с 28.12.2007 влечет вывод об отсутствии кадастровой стоимости земельного участка Общества в период с 28.12.2007 и по дату их внесения в ГКН на основании Постановления N 193-П, которая наступила не позднее 01.01.2009.
Соответственно, внесение в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:190302:4 в размере 293056218 руб. согласно Постановлению Правительства N 193-П, свидетельствует лишь о приведении имеющихся в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка общества в соответствии с действующим законодательством, но не о том, что до 07.12.2009 эта кадастровая стоимость на основании Постановления N 193-П в ГКН отсутствовала.
При таких обстоятельствах, при наличии в ГКН по состоянию на 01.01.2009 сведений о кадастровой стоимости земельного участка общества с кадастровым номером 55:36:190302:4 в размере 293056218 руб., утвержденной Постановлением Правительства N 193-П, несмотря на исключение 07.12.2009 из ГКН с 28.12.2007 этой же кадастровой стоимости, внесенной в ГКН на основании Постановления Правительства N 174-П, Общество должно было исчислить земельный налог за 3 квартал 2009 года исходя из имеющейся на 01.01.2009 в ГКН кадастровой стоимости в размере 293056218 руб.
Изложенное свидетельствует о правомерности доначисления инспекцией обществу земельного налога за 3 квартал 2009 года в сумме 640 083 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:190302:0004 согласно Постановления N 193-П в размере 293056218 руб.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на ОАО "Мельница".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 07.07.2010 по делу N А46-6075/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мельница" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6075/2010
Истец: Открытое акционерное общество "Мельница"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска