город Омск |
|
26 октября 2010 г. |
Дело N А81-2147/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-7287/2010)
Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.07.2010
по делу N А81-2147/2010 (судья Кустов А.В.),
принятое по заявлению Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу
о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: "Водоснабжение п. Аксарка", находящийся по адресу: ЯНАО, Приуральский район, с. Аксарка, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 12.02.2010 N 01/002/2009-168/1141 и об обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества "Водоснабжение п. Аксарка", находящийся по адресу: ЯНАО, Приуральский район, с. Аксарка,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район (далее - заявитель, Управление муниципального имущества) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра по ЯНАО, регистрирующий орган, ответчик) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: "Водоснабжение п. Аксарка", расположенного по адресу: ЯНАО, Приуральский район, с. Аксарка, и обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.07.2010 по делу N А81-2147/2010 в удовлетворении требований Управления муниципального имущества отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что заявителем при обращении с заявлением в регистрирующий орган не были представлены необходимые для государственной регистрации права собственности документы.
В апелляционной жалобе Управление муниципального имущества, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
По мнению подателя жалобы, государственная регистрация права на недвижимое имущество допускается на основании актов органов местного самоуправления, а также иных документов, которые содержат описание объекта недвижимости и всю иную необходимую информацию для государственной регистрации прав.
Управление муниципального имущества считает, что им были представлены все необходимые документы, позволяющие осуществить государственную регистрацию права собственности, при этом представленные копия постановления Главы муниципального образования Приуральский район от 28.04.2005 N 150 "Об утверждении акта комиссии по приемке законченного строительством объекта: "Водоснабжение п. Аксарка (кольцевой водопровод) 1 очередь строительства" совместно с другими документами, в отсутствие акта комиссии по приемке законченного строительством объекта, не исключают возможность регистрации права собственности на испрашиваемый объект недвижимости.
До начала судебного заседания от Управления Росреестра по ЯНАО поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу. Указанный отзыв не приобщен к материалам дела, ввиду отсутствия доказательств его направления или вручения заявителю. Указанный отзыв остается в материалах дела, однако правовой оценке не подлежит.
Управление муниципального имущества, Управление Росреестра по ЯНАО, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств о его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В качестве правоустанавливающего документа заявителем было представлено Постановление Главы муниципального образования Приуральский район N 150 от 28.04.2005. "Об утверждении акта комиссии по приемке законченного строительством объекта: "Водоснабжение п. Аксарка (кольцевой водопровод) 1 очередь строительства".
Сообщением Управления Росреестра по ЯНАО от 12.02.2010 N 01/002/2009-168/1141 заявитель был поставлен в известность об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный объект на основании абз. 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку для государственной регистрации не представлен Акт комиссии по приемке законченного строительством объекта: "Водоснабжение п.Аксарка (кольцевой водопровод) 1 очередь строительства", утвержденный Постановлением Главы МО Приуральский район.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Управления муниципального имущества, последнее обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав).
Пунктом 2 статьи 16, пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно пункту 7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113, документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается, в том числе, на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (подпункт 1 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В связи с этим уполномоченному органу рекомендовано при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на созданный объект недвижимого имущества, проверить наличие прав заявителя на земельный участок. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке.
На основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, заявителем в качестве правоустанавливающего документа на спорный объект недвижимости было представлено Постановление Главы муниципального образования Приуральский район N 150 от 28.04.2005 "Об утверждении акта комиссии по приемке законченного строительством объекта: "Водоснабжение п. Аксарка (кольцевой водопровод) 1 очередь строительства", однако указанное постановление не является достаточным доказательством, подтверждающим факт создания спорного объекта недвижимости в соответствии с градостроительными, строительными, санитарно-эпидемиологическими, противопожарными, экологическими и другими нормами и правилами, установленными законодательством.
Указанное Постановление Главы муниципального образования Приуральский район N 150 от 28.04.2005 также не свидетельствует о возникновении у заявителя права пользования созданным объектом недвижимости определенного целевого назначения, и правомерно не признано Управлением Росреестра по ЯНАО в качестве правоустанавливающего документа, поскольку оно не отвечает требованиям и положениям статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, а лишь утверждает Акт, который и является в том числе, правоустанавливающим документом для регистрации права собственности.
Поскольку акт комиссии по приемке законченного строительством объекта: "Водоснабжение п. Аксарка (кольцевой водопровод) 1 очередь строительства в составе заявления о государственной регистрации права собственности на спорный объект заявителем представлен не был, действия регистрирующего органа по отказу в регистрации объекта недвижимости не противоречат пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Управлением муниципального имущества требований.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление муниципального имущества от уплаты государственной пошлины освобождено, в связи с чем судебные расходы по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.07.2010 по делу N А81-2147/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2147/2010
Истец: Управление муниципального образования Приуральского района
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7287/2010