город Омск |
|
27 октября 2010 г. |
Дело N А81-2245/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-7828/2010)
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.07.2010
по делу N А81-2245/2010 (судья Кустов А.В.),
принятое по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Аксарка-Фармация" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации юридического лица,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу - не явился, извещен;
от Муниципального унитарного предприятия "Аксарка-Фармация" - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Аксарка-Фармация" (далее по тексту - Предприятие, МУП "Аксарка-Фармация", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности МУП "Аксарка-Фармация", обязании Инспекции произвести государственную регистрацию прекращения деятельности МУП "Аксарка-Фармация", в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.07.2010 по делу N А81-2245/2010 (с учетом дополнительного решения от 19.08.2010 по делу N А81-2245/2010) заявленные Предприятием требования удовлетворены. Суд первой инстанции решение Инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица от 14.04.2010 признал незаконным и отменил его в полном объеме, а также обязал Инспекцию произвести государственную регистрацию прекращения деятельности МУП "Аксарка-Фармация".
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что является несостоятельным вывод налогового органа о том, что представленный Предприятием ликвидационный баланс не отражает сумм фактической задолженности МУП "Аксарка-Фармация" по налогам, сборам, пеням и штрафам в размере 588 274 руб. 40 коп., в связи с чем, ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, следовательно является не представленным в налоговый орган. Как указал суд первой инстанции, налоговым органом в суд не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии задолженности МУП "Аксарка-Фармация" по налогам, сборам, пеням и штрафам в размере 588 274 руб. 40 коп., подтверждающие момент образования указанной задолженности и за какой период возникла задолженность. Учитывая указанное, а также то, что Предприятием для государственной регистрации были представлены все необходимые документы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом незаконно было отказано в государственной регистрации прекращения деятельности МУП "Аксарка-Фармация" по причине непредставления необходимых документов.
Не согласившись с указанным судебным актом, налоговый орган обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.07.2010 по делу N А81-2245/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Предприятием.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указал, что судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства дела и выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В частности, Инспекция указал в жалобе, что в деле имеются документы, подтверждающие факт наличия у Предприятия задолженности в сумме 588 274 руб. 40 коп.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу МУП "Аксарка-Фармация" указало, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению. Предприятие считает, что налоговый орган не представил документы, подтверждающие наличие у МУП "Аксарка-Фармация" задолженности в сумме 588 274 руб. 40 коп.
Налоговый орган и Предприятие, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ходатайства об отложении судебного заседания не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 02.12.2009 в печатном издании "Вестник государственной регистрации N 47 (252) ликвидационной комиссией МУП "Аксарка-Фармация" осуществлена публикация информации о ликвидации МУП "Аксарка-Фармация" с указанием адреса (626380, Россия, Тюменкская область, Исетский р-н, с. Исетское, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 52, кв. 6) и телефона (89044920204), по которому требования кредитора могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования данного сообщения.
После окончания двухмесячного срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационной комиссией МУП "Аксарка-Фармация" был составлен и представлен в территориальный налоговый орган промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный Постановлением и.о. Главы администрации муниципального образования Приуральского района N 54 от 03.02.2010, в связи с чем, 04.03.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестра юридических лиц, согласно которому, внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
01.04.2010 Предприятием в адрес Инспекции были представлены документы, перечень которых установлен статьями 9, 21 Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2010 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации прекращения деятельности МУП "Аксарка-Фармация".
Полагая, что указанное решение Инспекции является незаконным, МУП "Аксарка-Фармация" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим заявлением.
Как было указано выше, суд первой инстанции требования Предприятия признал обоснованными и удовлетворил.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Предприятия являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
Оставляя без изменений решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из того, что нормы Федерального закона от 08.08.2010 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами.
В статье 23 Федерального закона от 08.08.2010 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которым одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в статье 21 Федерального закона от 08.08.2010 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которой для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаям; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Порядок ликвидации юридического лица регламентирован статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Предприятием в налоговый орган были представлены все необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица документы, предусмотренные частью 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2010 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В данном случае налоговый орган указывает на то, что представленный Предприятием ликвидационный баланс не отражает сумм фактической задолженности МУП "Аксарка-Фармация" по налогам, сборам, пеням и штрафам в размере 588 274 руб. 40 коп., в связи с чем, ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, следовательно является не представленным в налоговый орган.
Между тем, довод налогового органа о содержании недостоверных сведений в ликвидационном балансе и наличии у Предприятия непогашенной задолженности в сумме 588 274 руб. 40 коп. подлежит отклонению на основании следующего.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что налоговым органом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии у МУП "Аксарка-Фармация" задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в размере 588 274 руб. 40 коп.
Согласно ликвидационному балансу на 19.03.2010 МУП "Аксарка-Фармация" представленному в налоговый орган, задолженность у Предприятия отсутствует (л.д. 19-20).
При этом, акты сверки, на которые налоговый орган ссылается, как на подтверждение наличия у Предприятия спорной задолженности, не являются теми документами, которые могут рассматриваться как однозначное опровержение вывода об отсутствии у Предприятия указанной задолженности, при отсутствии в деле иных доказательств наличия у предприятии спорной задолженности. Кроме того, указанные акты сверки расчетов представителем Предприятия не подписаны.
Учитывая указанное апелляционный суд пришел к выводу о том, что налоговым органом в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнут вывод суда о соблюдении Предприятием процедуры ликвидации, а также не представлено доказательств того, что им (налоговым органом) приняты меры, направленные на взыскание задолженности Предприятия перед бюджетом в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке, а также заявлены требования в установленный двухмесячный срок, указанный в объявлении о ликвидации Предприятия.
Налоговым органом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как налоговый орган от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.07.2010 по делу N А81-2245/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2245/2010
Истец: Муниципальное унитарное предприятие "Аксарка-Фармация", Муниципальное унитарное предприятие "Аксарка-Фармация"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Ямало-Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7828/2010