город Омск |
|
22 октября 2010 г. |
Дело N А46-8537/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7918/2010) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 10.08.2010
по делу N А46-8537/2010 (судья Глазков О.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Соколова Павла Алексеевича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области,
об исправлении с 27.12.2008 технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Авериной А.Д. (паспорт, по доверенности N 147 от 05.07.2010 сроком действия по 31.12.2010);
от индивидуального предпринимателя Соколова П.А. - Камнева А.А. (паспорт, по доверенности 77 N 8071956 от 10.06.2010 сроком действия 3 года);
от Правительства Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 10.08.2010 по делу N А46-8537/2010 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требование индивидуального предпринимателя Соколова Павла Алексеевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, Управление) об исправлении с 27.12.2008 технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:91, обязав Управление привести в соответствие сведения государственного кадастра недвижимости со сведениями, содержащимися в пункте 76433 Таблицы "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году" к постановлению Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п, заменив сведения о кадастровой стоимости земельного участка с "261 205 733 руб." на "37 377 258 руб. 35 коп.".
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на то, что сведения содержащиеся в кадастре соответствуют сведениям содержащимся в отчете N 05-09/02 Омского филиала ФГУП "ФКЦ Земля", а поскольку материалы дела не содержат доказательств обратного нет оснований для вывода о наличии кадастровой ошибки.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса судебное заседание проведено в отсутствие Правительства Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу, который в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласился.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 10.08.2010 по делу N А46-8537/2010 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель индивидуального предпринимателя Соколова Павла Алексеевича поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы установил следующие обстоятельства.
Индивидуальному предпринимателю Соколову Павлу Алексеевичу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 02:91, площадью 195 100 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено в северо-восточной части кадастрового квартала 55:36:14 010 2.
Право собственности предпринимателя на указанный земельный участок возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 25.01.2007 N 233-247 и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ N 414629, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 21.02.2007.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 09.06.2010 N 5536/217/10-1607 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:91 составляет 261 205 733 руб.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" утверждена кадастровая стоимость указанного выше земельного участка в размере 37 377 258 руб. 35 коп.
Полагая, что сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, являются технической ошибкой, предприниматель Соколов П.А. обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктами 3.2.6, 3.3.1 Положения об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 30.12.2004 N П/119, к функциям Управления Роснедвижимости по Омской области относится организация ведения государственного земельного кадастра, проведение государственной кадастровой оценки земель.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Пункт 10 названных Правил указывает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
При этом, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов установлен Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39.
Согласно пункту 1.4. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется путем: формирования перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов, сформированных по состоянию на 1 января года проведения работ; расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с п. 1.3 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по Государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 Технических рекомендаций исходный перечень земельных участков формируется на основе кадастровых планов территории по состоянию на 1 января года проведения работ по Государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Из пунктов 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, пунктов 6.2, 9.9 11.5 и приложения N 1 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 следует, что кадастровая стоимость устанавливается для каждого земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка, а сведения о кадастровой стоимости земельных участков есть результат государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. При этом экономические характеристики земельных участков могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости только при условии выполнения всех требований по определению кадастровой стоимости земельных участков, установленных действующим законодательством.
В соответствии с пунктами 9.9, 11.1, 11.2, 11.3, 11.4, 11.5, 11.6 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент) Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным с Роснедвижимостью (пункт 9.9).
Сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту РФ (пункт 11.1).
Таким образом, из изложенного следует, что результаты государственной кадастровой оценки земель подлежат утверждению исполнительным органом власти субъекта РФ, а сведения о кадастровой стоимости участков вносятся в государственный земельный кадастр только после их утверждения в установленном порядке уполномоченным органом и по результатам проверки Управлением Роснедвижимости на соответствие утвержденных исполнительным органом субъекта РФ сведений результатам государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" к полномочиям Правительства Омской области относится утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, а также утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Омским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" по состоянию на 01.01.2007 были проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель муниципального образования "город Омск". По результатам государственной кадастровой оценки Омским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" был составлен Отчет N 05-09/02.
Правительством Омской области 19.12.2007 принято Постановление N 174-п, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, а именно средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования, которые используются для исчисления кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи (приказ Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка").
Постановлением от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" была утверждена кадастровая стоимость конкретных земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:91, вошедших в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированный на 01.01.2007.
Таким образом, именно на основании Постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" с внесенными Постановлением от 26.11.2008 N 193-п изменениями должны быть внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно таблице "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:91 утверждена в размере 37 377 258 руб. 35 коп. (пункт 76433).
Однако в кадастровом паспорте земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 09.06.2010 N 5536/217/10-1607 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:91 составляет 261 205 733 руб.
Суд первой инстанции, принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:91, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (261 205 733 руб.), не соответствуют сведениям, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (кадастровая стоимость названного земельного участка утверждена в размере 37 377 258 руб. 35 коп.), в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:91, обоснованно указал на наличие в государственном кадастре недвижимости технической ошибки.
Судом первой инстанции также правомерно отмечено, что на момент внесения в государственный кадастр недвижимости указанных сведений, в ходе проведения проверки, Управлением Роснедвижимости по Омской области в порядке, определенном Административным регламентом не было установлено несоответствие результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение.
В связи с чем отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что сведения содержащиеся в кадастре соответствуют сведениям содержащимся в отчете N 05-09/02 Омского филиала ФГУП "ФКЦ Земля", а поскольку материалы дела не содержат доказательств обратного нет оснований для вывода о наличии кадастровой ошибки, так как сведения вносятся на основании документа утверждающего оценку, в случае наличия несоответствия информации содержащейся в данном документе, информации полученной в ходе непосредственно самой оценки, орган имел возможность устранить данные несоответствия.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка общества является технической ошибкой.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибкой в государственном реестре недвижимости является техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 10.08.2010 по делу N А46-8537/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8537/2010
Истец: Индивидуальный предприниматель Соколов Павел Алексеевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: Правительство Омской области
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7918/2010