город Омск |
|
02 ноября 2010 г. |
Дело N А46-6630/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8108/2010) Администрации Омского муниципального района Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 18.08.2010
по делу N А46-6630/2010 (судья Ярковой С.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТОТО инвест"
к Администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и обязании выполнить действие,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Омского муниципального района Омской области - Трухина Н.А., предъявлен паспорт, по доверенности N 2 от 10.08.2010 сроком действия до 31.12.2011;
от общества с ограниченной ответственностью "ТОТО инвест" - Журавлев А.В., предъявлен паспорт, по доверенности от 07.05.2010 сроком действия 3 года; Балашова Е.Ю., предъявлен паспорт, по доверенности от 07.05.2010 сроком действия 3 года;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТОТО инвест" (далее по тексту - ООО "ТОТО инвест", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее по тексту - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером 55:20:191001:0019, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для строительства и эксплуатации склада хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, с местоположением: Омская область, Омский муниципальный район, Пушкинское сельское поселение, определено относительно ГУП ОПХ "Омское", и земельного участка площадью 33 657 кв.м, с кадастровым номером 55:20:191001:0020, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для строительства и эксплуатации склада хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, с местоположением: Омская область, Омский муниципальный район, Пушкинское сельское поселение, определено относительно ГУП ОПХ "Омское", по рыночной стоимости согласно отчета N 23Л-12/09 от 03.12.2009, подготовленного Лабораторией оценки А.В. Зайцева (810 000 и 270 000 руб. соответственно). Кроме того, заявитель просил суд обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области принять решение по заявлению ООО "ТОТО инвест" от 25.12.2009 о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 100 000 кв.м, с кадастровым номером 55:20:191991:0019, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использование - для строительства и эксплуатации склада хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, с местоположением: Омская область, Омский муниципальный район, Пушкинское сельское поселение, определено относительно ГУП ОПХ "Омское", и земельного участка площадью 33 657 кв.м, с кадастровым номером 55:20:191001:0020, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для строительства и эксплуатации склада хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, с местоположением: Омская область, Омский муниципальный район, Пушкинское сельское поселение, определено относительно ГУП ОПХ "Омское", по рыночной стоимости согласно отчету N 23Л-12/09 от 03.12.2009, подготовленного Лабораторией оценки А.В. Зайцева (810 000 и 270 000 рублей соответственно); а также обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в тридцатидневный срок с момента вынесения решения подготовить и направить в адрес ООО "ТОТО инвест" проект соответствующего договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.08.2010 по делу N А46-6630/2010 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что обжалуемым бездействием Администрации нарушаются требования законодательства, а также права и законные интересы заявителя. При этом, суд первой инстанции не признал состоявшимся перевод спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, так как в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не была внесена запись об изменении назначения объекта (изменении категории земельных участков).
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 18.08.2010 по делу N А46-6630/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указала, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, а также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела выводы, изложенные в решении. В частности, податель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции необоснованно признал спорные земельные участки относящимися к землям сельскохозяйственного назначения. При этом, Администрация ссылается на распоряжение Правительства Омской области от 10.03.2009 N 32-рп "О переводе земельных участков из одной категории в другую", в соответствии с которым спорные земельные участки были переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства производственно-торгового-складского комплекса. Кроме того, по мнению подателя жалобы, судом первой инстанции было допущено нарушение процессуальных норм права, выразившееся в рассмотрении настоящего заявления Общества, поданного в Арбитражный суд Омской области за пределами трехмесячного срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции считает незаконным и подлежащим отмене.
Представители ООО "ТОТО инвест" в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "ТОТО инвест" владеет на праве аренды 2-мя земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для строительства и эксплуатации склада хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, местоположение: Омская область, Омский MP, Пушкинское сельское поселение, определено относительно ГУП ОПХ "Омское":
- с кадастровым номером 55:20:191001:0019, площадью 100 000 кв.м, на основании Договора N АЗ-20-149/2006 аренды земельного участка от 20.10.2006, зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 08.11.2006 (номер регистрации 55-55-24/014/2006-387);
- с кадастровым номером 55:20:191001:0020, площадью 33 657 кв.м, на основании Договора N АЗ-20-150/2006 аренды земельного участка от 20.10.2006, зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 08.11.2006 (номер регистрации 55-55-24/014/2006-399).
Полагая, что бездействие Администрации, выраженное в непринятии по истечении установленного законом срока решения о предоставлении земельных участков в собственность является незаконным, ООО "ТОТО инвест" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Как было указано выше, судом первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования заявителя являются обоснованными, в связи с чем, решение суда первой инстанции признано апелляционным судом законным, обоснованным и не подлежащим отмене. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как было указано выше, Общество обжалует бездействие Администрации, выразившееся в непринятии по истечении установленного законом срока решения о предоставлении спорных земельных участков в собственность.
Администрация, утверждая о невозможности предоставления земельных участков в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" в собственность ООО "ТОТО инвест", указывает на смену категории земельного участка с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Между тем, позиция Администрации является необоснованной на основании следующего.
Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Земельным Кодексом Российской Федерации, Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Особенности аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения определены в статье 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 названного Закона переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Компетенция органов местного самоуправления в области земельных отношений регулируется статьями 11, 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Согласно статье 29 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 6 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" полномочиями органов местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений являются в том числе: управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; принятие решения о предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; осуществление в соответствии с федеральным законодательством распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена расположенными на территории муниципальных районов Омской области, за исключением земельных участков, предоставляемых для размещения автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая общий принцип недопустимости отказа в выкупе земельных участков.
Пунктами 1, 2 статьи 15 Земельного Кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (статья 28 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам для осуществления сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (статья 82 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции правильно установлено, что доказательства того, что испрашиваемые заявителем в собственность и находящиеся у него в аренде земельные участки сельскохозяйственного назначения изъяты из гражданского оборота либо ограничены в обороте, Администрацией суду не предоставлено.
В данном случае Общество использует спорные земельные участки на основании договоров аренды земельных участков N АЗ-20-149/2006 и NАЗ-20-150/2006 от 20.10.2006.
Как следует из условий договоров аренды земельных участков N АЗ-20-149/2006 и NАЗ-20-150/2006 от 20.10.2006 (пункты 1.1 договоров), арендодатель (Омский муниципальный район в лице Главы омского муниципального района) сдает, а арендатор (ООО "ТОТО инвест") принимает в аренду земельные участки с правом выкупа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Рыночная стоимость определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и Администрацией не оспаривается то, что ООО "ТОТО инвест" выполнило все требования, предъявляемые к покупателю, а именно - надлежаще использовало земельные участки более трех лет; своевременно и в полном объеме вносило арендную плату; подало заявления в письменной форме в соответствующий орган о намерении выкупить земельные участки; представило отчет N 23Л-12/09 от 03.12.2009 о рыночной стоимости земельных участков.
Администрация указывает, что земельный участок имеет категорию - земли промышленности, категория земельного участка была изменена в соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 10.03.2009 N 32-рп "О переводе земельных участков из одной категории в другую".
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с пунктом 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998N 219, в отношении спорных земельных участков запись об изменении назначения объекта (изменения категории земельного участка) не вносилась в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Следовательно, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что нельзя считать состоявшимися перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал обжалуемое бездействие Администрации нарушающим требования законодательства, а также права и законные интересы заявителя и удовлетворил заявленные Обществом требования.
Апелляционный суд считает, что Администрацией не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Также, по мнению апелляционного суда, не может быть принят в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции довод Администрации о том, что Общество в данном случае обратилось в Арбитражный суд Омской области за пределами срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как было указано выше, Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровым номером 55:20:191001:0019 и кадастровым номером 55:20:191001:0020, местоположение: Омская область, Омский MP, Пушкинское сельское поселение, определено относительно ГУП ОПХ "Омское", по цене выкупа, указанной в рыночном отчете N 23Л-12/09 от 03.12.2009, подготовленном Лабораторией оценки А.В.Зайцева (по рыночной стоимости 810 000 и 270 000 руб. соответственно) 29.12.2009.
Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято Администрацией в течение тридцати дней со дня подачи Обществом указанного заявления.
Таким образом, соответствующее решение Администрация должна была принять в срок до 29.01.2010.
Однако, Администрацией заявление Общества было оставлено без внимания, что и послужило основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Следовательно, о нарушении своих прав и законных интересов ООО "ТОТО инвест" узнало 29.01.2010.
С заявлением, являющимся предметом рассмотрения по настоящему спору, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области 17.05.2010, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Арбитражного суда Омской области, имеющемся на заявлении.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, в данном случае Общество действительно обратилось в Арбитражный суд Омской области за пределами срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает, что необходимо в данном случае принять во внимание следующее.
Так, в Определении от 18.11.2004 N 367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1998 "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
На основании вышеизложенного, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 18.11.2004 N 367-О, а также позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, принимая во внимание тот факт, что срок для подачи заявления об оспаривании бездействия государственного органа не является пресекательным, а также то, что фактически оспариваемое бездействие является незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявление Общества по существу.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как Администрация, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 18.08.2010 по делу N А46-6630/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6630/2010
Истец: общество с ограниченной ответственностью "ТОТО инвест", общество с ограниченной ответственностью "ТОТО инвест", общество с ограниченной ответственностью "ТОТО инвест"
Ответчик: Администрация Омского муниципального района Омской области
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8108/2010