г. Томск |
N 07АП-9412/10 |
22 ноября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.,
судей: Бородулиной И.И., Усанина Н.А.
при ведении протокола судебного заседания пом.судьи Аникушиной Ю.Н.
при участии: Градович С.А., доверенность от 04.08.2010 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.08.2010г.
по делу N А27-9983/2010 (судья Титаева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фона"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области,
Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля"
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области; признании незаконным действия Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области, выразившегося в формировании в Государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка, принадлежащего ООО "Фона"; обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из Государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Фона" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:984 общей площадью 16246 кв.м. в размере 98 998 412,66 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 6 093,71 руб./кв.м.), проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области (правопредшественника Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области); признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости), выразившегося в формировании в Государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:984, площадью 16246 кв.м., принадлежащего ООО "Фона", определенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в размере 98 998 412,66 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости в сумме 6 093,71 руб.; обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из Государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами 42:24:0101015:984, площадью 16246 кв.м. в размере 98 998 412,66 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6 093,71 руб., занимаемого ООО "Фона", по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Красноармейская, 3а.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 31.08.2010г. заявление ООО "Фона" удовлетворено.
Решением суда первой инстанции признан недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:984 площадью 16246 кв.м., в размере 98998412,66 руб., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 6093,71 руб.
Признаны незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:984 площадью 16246 кв.м. в размере 98998412,66 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 6093,71 руб.
Суд первой инстанции обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:984 площадью 16246 кв.м. в размере 98998412,66 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 6093,71 руб.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.08.2010 по делу N А27-9983/2010 отменить и принять по делу новый судебный акт по следующим обстоятельствам.
Действия, связанные с расчетом кадастровой стоимости земельных участков, которые осуществлялись непосредственно исполнителем работ - ФГУП "ФКЦ "Земля" были произведены в соответствии с Методическими указаниями N 39.
Процедура внесения Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами 42:24:0101015:984 нарушена не была, а соответственно сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, являются достоверными.
Отчет N N1/ГКР/140-025д соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и использован ФГУП "ФКЦ "Земля" при составлении Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков. Представлены сведения об источниках рыночной информации, рыночная информация, использованная при построении статистической модели, так же статистический анализ рыночной информации, используемый ФГУП "ФКЦ "Земля" при расчете кадастровой стоимости земельных участков.
Конечный результат (кадастровая стоимость)зафиксирован не в действиях (решениях Управления или Росреестра, а в Постановлении Коллегии Администрации Кемеровской области N 520 от 27.11.2008 г. о результатах кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Судебное решение принято о правах Росреестра, не привлеченного к участию в деле.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя высказал возражения против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.08.2010г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 42:24:0101015:984, площадью 16246 кв.м., от 15.03.2010г., его кадастровая стоимость составляет 98998412,66 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 6093,71 руб.
Из письма Управления N 07/12 от 05.03.2010 о разъяснении порядка определения кадастровой стоимости земельного участка заявителя, внесенной в государственный кадастр недвижимости, следует, что кадастровая стоимость определена в соответствии с "Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, исполнителем работ выступило ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании Государственного контракта N140 от 29.06.2007г.
Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101015:984, площадью 16246 кв.м., является ранее учтенным, оценен по 9-му виду разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного, сбыта и заготовок" на основании "Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39.
Результат кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:984, площадью 16246 кв.м., в числе иных земель населенных пунктов Кемеровской области, утвержден постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в размере 98 998 412,66 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости - 6093,71 руб./кв.м.).
Между тем, согласно отчета N 223-06/2010 об определении рыночной стоимости указанного земельного участка, подготовленного ООО "Недвижимость и оценка", рыночная стоимость составляет 30 807 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен и является недостоверной, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия достаточных доказательств использования рыночной информации при расчете кадастровой стоимости, а также неосуществления надлежащего контроля со стороны Управления Росреестра.
Поддерживая выводы арбитражного суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Частями 1, 5 статьи 65 и частью 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных нормами Земельного кодекса РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В целях установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают, в том числе, средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями) (далее - Правила), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно пункту 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу положений пункта 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Как указано в пункте 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Так, приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28.06.2007 N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Пунктами 8.1 и 9.5 Административного регламента предусмотрено, что контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации (далее - формы оперативной отчетности).
Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (далее - предварительная проверка).
Отчеты, составленные по результатам работ, выполненных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, проверяются на соответствие его состава условиям технического задания, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации на проведение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, выполняемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации".
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Роснедвижимость производит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется Актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим указаниям, Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления Акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с Актом проверки.
После получения указанных сведений и Акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта Акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель, результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.
После чего, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с требованиями пункте 11.1 Административного регламента сведения о кадастровой стоимости земельных участков вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии оспариваемых действий Управления Росреестра по Кемеровской области статьям 6, 66 Земельного кодекса РФ.
Так, судом первой инстанции правильно установлено, что в нарушение пункта 10 ФСО N 3 в тексте отчета отсутствуют ссылки на достоверные источники информации, использованные в отчете, позволяющие установить достоверность соответствующей информации.
Отсутствие документального подтверждения в материалах отчета сведений о первичной исходной информации об анализе рыночных цен о земельных участках в размере фактора их стоимости является нарушением пункта 13 Федерального стандарта оценки.
В свою очередь, отраженная в отчете последовательность действий по определению стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю и других участков, не позволяет пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком действий для установления стоимости объекта оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (в представленном виде) не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:984, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента и пункту 15 Федерального стандарта.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39.
В соответствии с пунктом 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Однако, доказательств, свидетельствующих о том, что указанный в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний порядок построения статистической модели соблюден, в том числе, определен состав факторов стоимости, проведен сбор сведений о значении этих факторов, проведен сбор рыночной информации, а также расчет кадастровой стоимости с учетом перечисленных элементов, суду не представлено.
Как следует из пункта 3.2.2. Отчета, в качестве источников информации об объектах аналогах были использованы источники, приведенные в Таблице 2 Приложения N 7 к Отчету.
Исходя из содержания Приложения N 7 (таблица N 7) к Отчету, в качестве источников информации об объектах-аналогах были использованы: сайт www.SibEstate.ru, вторым источником является Отчет об оценке гипотетических участков ООО "Группа комплексных решений" N 1/ГКР/140-025д.
При этом, из текста Отчета и приложений к нему, невозможно установить какие именно земельные участки были использованы в качестве объектов-аналогов, использование в качестве объектов-аналогов гипотетических земельных участков не допустимо, указание источников информации, не позволяет сделать вывод о достоверности и достаточности информации о рынке земельных участков и возможности построения на основе такой информации какой-либо статистической модели, что свидетельствует о несоответствии Отчета требованиям пунктов 2.2.2., 2.2.4., 2.2.5. Методических указаний, а так же требованию пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000).
Также в материалах дела не имеется данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен, как того требует пункт 5 Правил.
Из положений абзаца 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункта 10 Правил следует, что правомочия по утверждению результатов среднего уровня государственной кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента, в обязанность Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства без определения состава факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении этих факторов, проведения сбора рыночной информации, а также расчета кадастровой стоимости без учета перечисленных элементов.
Расчет удельного показателя стоимости земельного участка должен производиться с учетом сведений о рыночной стоимости земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Между тем, доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Управлением не в полном объеме и не с надлежащим качеством осуществлена обязанность по проведению проверки отчета.
Согласно пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 отчет исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель должен содержать: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Кроме того, пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 254 (далее - Федеральный стандарт) установлено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:
в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности);
информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности);
содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности);
состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).
Однако, из представленных Управлением документов, не представляется возможным сделать вывод о том, какие показатели рыночной стоимости, каким образом учтены при определении удельного показателя, а соответственно и государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015/984.
В нарушение пункта 13 Федерального стандарта, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержится описания последовательности определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:984 и других участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:984, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 и пункту 15 Федерального стандарта.
Таким образом, суду не представлено достаточных сведений об используемых исходных данных, которые позволяли бы, как оценить их достоверность и объективность, так и сделать вывод о наличии оснований для расчета удельного показателя кадастровой стоимости в размере 6093,71 руб., так и государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:984 в размере 98998412,66 руб.
Соответственно, Управлением Росреестра не доказано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:984 в размере 98998412,66 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 6093,71 руб., внесенные Управлением в государственный кадастр недвижимости, определены на основе статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, то есть с соблюдением требований пункта 5 Правил.
Кроме того, согласно пункту 9.8. Регламента в срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки.
В Акте проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 2, в строке сведения о должностных лицах, проводящих проверку отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков" указано, что проверку проводил начальник управления оценки ФГУП ФКЦ "Земля" Д.В. Ковалев.
Таким образом, отчет о кадастровой стоимости проверен лицом его составившим - ФГУП ФКЦ "Земля". Данный акт утвержден должностным лицом Роснедвижимости -Волчковой, однако, доказательств, проведения Роснедвижимостью проверки отчета не представлено.
Как указано выше в отчете об определении кадастровой стоимости отсутствует точное описание объекта оценки с приведением ссылок на документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе физические свойства объекта оценки, количественные и качественные характеристики элементов, балансовая стоимость, что так же нарушает требования пункта 8 ФСО N 3 (Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 N 254); отчет не содержит оснований для проведения оценщиком оценки объекта; в отчете отсутствуют указания на примененные стандарты оценки, что так же нарушает требования пункта 8д ФСО N 3; в отчете отсутствует дата его утверждения руководителем организации исполнителя, как того требует форма отчета; проверка отчета осуществлена лицом его составившим.
Перечисленные выше нарушения, не были выявлены Управлением Росреестра при проведении контроля за ходом кадастровой оценки, что свидетельствует о нарушении Управлением Росреестра требований Административного регламента.
Между тем, в материалах дела имеется отчет N 223-06/2010 об определении рыночной стоимости указанного земельного участка, подготовленный ООО "Недвижимость и оценка", согласно которому рыночная стоимость составляет 30 807 000 руб., то есть, государственная кадастровая стоимость, определенная в размере 98 998 412,66 руб., значительно превышает рыночную стоимость, которая определена согласно отчету.
При этом, величина рыночной стоимости заинтересованными лицами не оспорена.
С учетом изложенного выше, исходя из отсутствия достаточных доказательств использования рыночной информации при расчете кадастровой стоимости, а также осуществления надлежащего контроля суд приходит к выводу о наличии оснований для признания не законными действий Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствующими требованиям статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215.
Внесение Управлением Росреестра в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной с нарушением требований действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса РФ, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости каждого земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Соответственно, определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:984 площадью 16246 кв.м., в размере 98998412,66 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6093,71 руб. и внесение данный сведений в кадастр нарушают права заявителя.
При таких обстоятельствах, требования общества удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Иные доводы апелляционной жалобы по обстоятельствам дела, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и сводятся лишь к иному, чем у суда, неверному толкованию норм действующего законодательства и переоценке обстоятельств дела, в силу чего не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Кемеровской области решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, п.1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.08.2010г. по делу N А27-9983/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9983/2010
Истец: ООО "Фона"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
Заинтересованное лицо: ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9983/10
23.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-261/11
09.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-9983/2010
15.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9412/10
31.08.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9983/10