г. Томск |
Дело N 07АП- 9707/10 |
23 ноября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Павлюк Т. В., Музыкантовой М. Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Механошиной А. А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Свистунова Ю. Н. по доверенности от 10.06.2010 года (сроком на 1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича, г. Барнаул
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 09 сентября 2010 года
по делу N А03-9792/2010 (судья Русских Е. В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича, г. Барнаул
к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края, г. Барнаул
о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Бадажков Павел Евгеньевич (далее по тексту - предприниматель, заявитель, ИП Бадажков П. Е.) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлениями к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее по тексту - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по заявлению от 18.05.2009 года N 3421 о выборе земельного участка, расположенного в г. Барнауле по пер. Зайчанский, для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта, признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по заявлению от 18.05.2009 года N 3418 о выборе земельного участка, расположенного в г. Барнауле по ул. Мамонтова, 62, для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта, и обязании в течение месяца со дня вынесения решения суда принять по указанным заявлениям решения в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Дела, возбужденные по указанным заявлениям (N А03-9792/2010 и N А03-9794/2010), объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен номер А03-9792/2010.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 09.09.2010 года в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Бадажков П. Е. обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.09.2010 года отменить и принять новый судебный акт о полном удовлетворении заявленных требований, так как действующим законодательством на Управление возложена обязанность не только направить обращение в орган местного самоуправления для подготовки соответствующих документов, но и предусмотрена обязанность уполномоченного органа принять одно из решений в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ. Таким образом, обжалуемое бездействие заинтересованного лица не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению, так как решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть принято уполномоченным органом только после представления органом местного самоуправления акта о выборе земельного участка и иных необходимых документов.
Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.
ИП Бадажков П. Е., участвующий в деле, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившееся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.09.2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Бадажков П. Е. обратился в Управление с заявлением от 18.05.2009 года N 3421 о выборе земельного участка примерной площадью 0,07 га, расположенного в г. Барнауле, пер. Зайчанский, для строительства апарт-отеля и предварительном согласовании места размещения объекта и с заявлением от 18.05.2009 года N 3418 о выборе земельного участка примерной площадью 0,07 га, расположенного в г. Барнауле, ул. Мамонтова, 62, для строительства апарт-отеля и предварительном согласовании места размещения объекта.
Полагая, что с момента обращения с указанными заявлениями разумные сроки для проведения всех подготовительных и согласовательных процедур и принятия соответствующих решений истекли, предприниматель обратился в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
В силу положений п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции
Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предусмотрены два способа предоставления земель для строительства: без предварительного согласования и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, копия которого выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Статьей 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 года N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае", Положением о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 02.02.2006 года N 32, предусмотрено, что Управление является уполномоченным органом по рассмотрению вопроса о выборе земельного участка.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, в соответствии с пунктом 2.3 Временных правил застройки г. Барнаула, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2006 года N 440 обращаются в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 года N 48 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена" (далее по тексту - Порядок, Порядок предоставления земельных участков) в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 2.2).
Пунктом 2.6 Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган в семидневный срок направляет обращение в администрацию города Барнаула: для оформления в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акта о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованного в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, иными заинтересованными лицами; для обеспечения подготовки и утверждения схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора и в случае предполагаемого размещения объекта на застроенной территории, на которой расположены многоквартирные жилые дома, подготовки и утверждения в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекта межевания территории; для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и об их обеспечении объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; для информирования землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2.7 Порядка решение о предварительном согласовании места размещения объекта принимается после поступления в уполномоченный орган следующих документов: акта о выборе земельного участка для строительства и документов, указанных в примечании к этому акту; постановления администрации города Барнаула об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением указанной схемы; действующих технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения; санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным правилам; утвержденного в установленном законом порядке проекта межевания территории (в случае предполагаемого размещения объекта на застроенной территории, на которой расположены многоквартирные жилые дома); документа, подтверждающего соответствие назначения объекта разрешенному виду использования земельного участка; документа, подтверждающего информирование органами местного самоуправления населения о возможном либо предстоящем строительстве в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта (решение об отказе в размещении объекта) в течение одного месяца со дня получения всех документов, указанных в настоящем пункте.
Таким образом, принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения об отказе в размещении объекта предшествует выполнение Администрацией города Барнаула обязанности по представлению в Главное управление имущественных отношений Алтайского края акта выбора земельного участка для строительства с приложением пакета документов по формированию земельного участка.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что поданные предпринимателем заявления Управлением направлены в Администрацию города Барнаула в соответствии с письмами от 16.09.2009 года N АН-10179 и от 20.11.2009 года N ЛЛ-12302 для обеспечения выбора испрашиваемых земельных участков.
Письмами от 16.02.2010 года N Б-139-ж и от 16.02.2010 года N Б-138-ж за подписью председателя Комитета по архитектуре и развитию города предпринимателю сообщено, что по результатам рассмотрения заявлений Управления комитетом подготовлен ответ о невозможности строительства объектов на испрашиваемых земельных участках, так как предполагаемое место размещения объекта по пер. Зайчанский расположено в месте защитного озеленения и перспективной дороги, предполагаемое место размещения объекта по ул. Мамонтова расположено в зоне перспективного строительства транспортной развязки и за красными линиями квартала в профиле ул. Мамонтова и ул. Правый берег пруда.
ИП Бадажков П. Е. обратился в арбитражный суд с заявлениями к Комитету по архитектуре и развитию города Барнаула о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении выбора испрашиваемых земельных участков, и обязании обеспечить выбор земельных участков в соответствии с заявлениями, поданными им в Главное управление имущественных отношений Алтайского края.
Решениями Арбитражного суда Алтайского края от 04.06.2010 года по делу N А03-4238/2010 и от 21.07.2010 года по делу N А03-4975/2010 заявленные предпринимателем требования удовлетворены. Суд обязал комитет обеспечить предпринимателю выбор вышеуказанных земельных участков для строительства.
Проанализировав в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обязанность по направлению обращения, предусмотренного пунктом 2.6 Порядка, Управлением в данном случае была исполнена.
Доказательств обратного заявителем в нарушении ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела представлено не было.
При этом, поскольку в соответствии с указанными нормами земельного законодательства уполномоченный орган принимает решение или об утверждении акта выбора земельного участка при наличии такого акта и других документов, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и Порядком предоставления земельных участков, или об отказе в размещении объекта, то отсутствие акта и необходимых документов правильно расценено арбитражным судом как основание, исключающее возложение на заинтересованное лицо принятия решения, утверждающего акт выбора земельного участка.
Между тем, Администрацией обязанность по представления документов, указанных в пункте 2.7 Порядка, не была исполнена.
При таких обстоятельствах, вывод арбитражного суда о том, что возможность для принятия по заявлениям предпринимателя соответствующих решений у Управления отсутствует, является правомерным и соответствует материалам дела. Доказательства того, что во исполнение решений арбитражного суда по делам N А03-4238/2010 и N А03-4975/2010 получены исполнительные листы, и они переданы для принудительного исполнения, заявитель в материалы дела не представил.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 09 сентября 2010 года по делу N А03-9792/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л.И. |
Судьи |
Павлюк Т.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-9792/2010
Истец: Бадажков Павел Евгеньевич
Ответчик: Главное управление имущественных отношений Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9707/10