г. Томск |
Дело N 07АП-8868/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: М. Ю. Кайгородовой
Е. Г. Шатохиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О. А. Кисель,
при участии:
от заявителя: Мещеряков Е. Е. - по доверенности от 15.10.2010 г., удостоверение адвоката N 777,
от заинтересованного лица: без участия (извещен),
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" - без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, заявление открытого акционерного общества "Завод Универсал" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Завод Универсал" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра по Кемеровской области, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка под кадастровым номером 42:30:0104056:0008, расположенного по адресу: Кемеровская область, город Новокузнецк, шоссе Кузнецкое, 20, площадью 291 172 кв. м. в размере 1 168 339 296,88 рублей, проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области, а также удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 4 012,54 рублей за кв. м.
Решением арбитражного суда от 09.08.2010 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что обстоятельства настоящего дела являлись предметом исследования судом общей юрисдикции по делу N 3-129/09, решение по которому вступило в законную силу; нарушений процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценке земельных участков не допущено.
Определением от 27.10.2010 Седьмой арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А27-5321/2010 по правилам первой инстанции, так как было установлено, что судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, выразившегося в принятии решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, которое в соответствии с подпунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ является безусловным основанием к отмене судебного акта.
В соответствии с частями 1,3 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда, о чем судом выносится определение.
Суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля".
При рассмотрении дела по правилам, установленным для рассмотрения в суде первой инстанции Управление Росреестра по Кемеровской области и ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили. Ходатайство третьего лица об отложении дела судом апелляционной инстанции отклонено.
В соответствии с частью 1 статьи 266, частью 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд рассматривает дело в отсутствии не явившихся лиц.
Заслушав пояснения заявителя, изучив доводы заявления и апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ОАО "Завод Универсал" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104056:0008, общей площадью 291 172 кв. м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, шоссе Кузнецкое, 20, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.03.2003 г. сделана запись о регистрации за N 42-01/06-0/2003-134.
Земельный участок с кадастровым номером 42:30:0104056:0008 является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 14.09.2005 г. с видом разрешенного использования "под промышленные предприятия".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104056:0008 определена в размере 1 168 339 296,88 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 4 012,54 рублей за кв. м.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104056:0008 площадью 291 172 кв. м., определена ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен, и является недостоверной, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 65 и пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пункту 9 Правил кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктом 11 Правил установлено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28.06.2007 г. N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации (Отчет) Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель, результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.
После чего, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации (пункт 11.1 Административного регламента).
Изучив документы, представленные в материалы дела, в том числе Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 г. (отчет Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области представлен в материалы дела в виде отдельных таблиц, приложений, расчетов, пояснений, актов, справочных и информационных материалов), подготовленный в соответствии Государственным контрактом на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области от 29.06.2007 г. N 140 (в редакции дополнений и соглашений, с учетом Технического задания, утвержденного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области), заключенным Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области с ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", суд приходит к выводу о том, что в ходе исполнения возложенной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель", Управлением Росреестра по Кемеровской области в полном объеме исполнены административные процедуры, предусмотренные Правилами, Административным регламентом.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с доводом Общества о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104056:0008 площадью 291 172 кв. м, проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Росреестра по Кемеровской области в размере 1 168 339 296,88 рублей, удельного показателя кадастровой стоимости, определенного в размере 4 012,54 рублей за кв. м., исходя из следующего.
Согласно пункту 5 Правил государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
Так, согласно пункту 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Такой расчет кадастровой стоимости производился ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" во исполнение государственного контракта N 140 от 29.06.2007 г.
Отчет, по результатам выполнения работ через Управление Росреестра по Кемеровской области передан в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, письмом которого от 24.11.2008 г. сообщено, что отчетные материалы соответствуют Методическим указаниям.
Доказательств, свидетельствующих о том, что указанный в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний порядок построения статистической модели соблюден, в том числе, определен состав факторов стоимости, проведен сбор сведений о значении этих факторов, проведен сбор рыночной информации, а также расчет кадастровой стоимости с учетом перечисленных элементов, суду не представлено.
Согласно пункту 9.2 Административного регламента отчет исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель должен содержать: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Расчет кадастровой стоимости на основе статистической модели согласно 2.2.7 Методических указаний осуществляется с учетом следующего.
Если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:
- определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
Между тем, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, какая статистическая модель была применена в расчетах: выражающая зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости или выражающая зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости.
Суду также не представлено данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен, как того требует пункт 5 Правил.
Таким образом, у суда не имеется возможности проверить правильность порядка расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104056:0008 в размере 1 168 339 296,88 рублей, удельного показателя кадастровой стоимости определенного в размере 4 012,54 рублей за кв. м. на предмет их достоверности, соответствия предъявляемым требованиям, в том числе с учетом статистического анализа рыночных цен.
В нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ Управлением Росреестра по Кемеровской области не представлено доказательств того, что результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104056:0008, площадью 291 172 кв. м., проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Росреестра по Кемеровской области, в виде стоимости земельного участка в размере 1 168 339 296,88 рублей, удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 012,54 рублей за кв. м., является достоверным.
Ссылка Управления Росреестра по Кемеровской области на то, что обстоятельства настоящего дела являлись предметом исследования судом общей юрисдикции по делу N 3-129/09, решение по которому вступило в законную силу, апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Из апелляционной жалобы следует, что Управление Росреестра по Кемеровской области ссылается на преюдициальность правовой оценки суда общей юрисдикции, данной обстоятельствам дела.
Из содержания части 1 статьи 55 ГПК РФ и части 1 статьи 64 АПК РФ следует, что обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, устанавливаются судом на основании доказательств по делу, содержащих сведения о фактах.
В связи с этим правовая оценка судом общей юрисдикции действий Управления Росреестра по Кемеровской области, на которой основан вывод об отсутствии правонарушений законодательства, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего другое дело.
При таких обстоятельствах заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
В связи с допущенными судом первой инстанции существенными процессуальными нарушениями, которые в силу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда Кемеровской области от 09.08.2010 года по делу N А27-5321/2010, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции и принимает новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей статьями 156, 167-170, частью 1 статьи 266, частью 6.1 статьи 268, частью 4 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 09.08.2010 года по делу N А27-5321/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования открытого акционерного общества "Завод Универсал" удовлетворить.
Признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка под кадастровым номером 42:30:0104056:0008, расположенного по адресу: Кемеровская область, город Новокузнецк, шоссе Кузнецкое, 20, площадью 291 172 кв. м. в размере 1 168 339 296,88 рублей и удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4 012,54 рублей за кв. м, проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области.
Признать незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28 июня 2007 года N 215, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка под кадастровым номером 42:30:0104056:0008, расположенного по адресу: Кемеровская область, город Новокузнецк, шоссе Кузнецкое, 20, площадью 291 172 кв. м. в размере 1 168 339 296,88 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 4 012,54 рублей за кв. м.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области устранить нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества "Завод Универсал", исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка под кадастровым номером 42:30:0104056:0008, расположенного по адресу: Кемеровская область, город Новокузнецк, шоссе Кузнецкое, 20, площадью 291 172 кв. м. в размере 1 168 339 296,88 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости 4 012,54 рублей за кв. м.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово в пользу открытого акционерного общества "Завод Универсал" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.
После вступления постановления в законную силу арбитражному суда Кемеровской области выдать открытому акционерному обществу "Завод Универсал" исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
М. Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5321/2010
Истец: ОАО "Завод Универсал"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-5321/2010
26.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8868/10
27.10.2010 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8868/10
09.08.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5321/10
09.08.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5321/10