г. Москва |
|
09 декабря 2010 года |
Дело N А41-21999/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Александрова Д.Д., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Ивановой А.М.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): не явились, надлежаще извещены,
от ответчика: Селютин А.Н., доверенность от 25.11.2010 N 432/11,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское Городское жилищное предприятие"
на решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2010 года
по делу N А41-21999/10,
принятое судьей Зеньковой Е.Л., по иску (заявлению) ООО "Орехово-Зуевское ГЖП"
к территориальному отделу N 14 территориального управления N 2 Главного государственного административно-технического надзора Московской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское Городское жилищное предприятие" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений) об оспаривании постановления территориального отдела N 14 территориального управления N 2 Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области (далее - Госадмтехнадзор, административный орган) по делу об административном правонарушении от 05.05.2010 N 14/851/53, согласно которому общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" (далее - Закон N 161/2004-ОЗ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.07.2010 обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный акт, как вынесенный с нарушением норм материального права и при неполном выяснении обстоятельств дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке, в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В заседании апелляционного суда представитель административного органа возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить в силе решение суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителя Госадмтехнадзора, апелляционный суд не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 26.04.2010 уполномоченным сотрудником административного органа произведен осмотр территории, прилегающей к жилому многоквартирному дому N 2 по улице Северной города Орехово-Зуево Московской области.
В ходе осмотра установлено, что около подъездов жилого дома отсутствуют урны для мусора.
Во время проведения осмотра осуществлялась фотосъемка, составлена фототаблица.
По результатам осмотра составлен акт осмотра территории (объекта) от 26.04.2010 N 14/851/53.
Административным органом 27.04.2010 в отношении общества составлен протокол N 14/851/53 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 22 Закона N 161/2004-ОЗ, выраженном в отсутствии урн для мусора около подъездов многоквартирного жилого дома, что является нарушением требований статей 3, 9, 14 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" (далее - Закон N 249/2005-ОЗ) и Правил по содержанию, организации уборки и благоустройству территории города Орехово-Зуево.
Протокол об административном правонарушении составлен при участии представителя общества - Тарасовой О.М., действующей по доверенности от 27.04.2010, которая в объяснениях указала, что с правонарушением не согласна.
В этот же день обществу административным органом выдано предписание N 14/851/53, которым предписано в срок до 04.05.2010 устранить выявленные нарушения.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 05.05.2010 Госадмтехнадзором вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении N 14/851/53, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 22 Закона N 161/2004-ОЗ, и ему с учетом отягчающих ответственность обстоятельств (повторное совершение однородного правонарушения) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановление по делу об административном правонарушении также вынесено при участии представителя общества - Тарасовой О.М.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд, полагая, что у него отсутствовала обязанность по установке урн.
Суд первой инстанции не согласился с доводами общества и, сочтя доказанным событие правонарушения и вину общества в его совершении, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Статьями 1.1, 1.3, 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что субъекты Российской Федерации принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов РФ.
Согласно Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закону Московской области от 13.06.1996 N 27/96-ОЗ "О местном самоуправлении в Московской области" в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, отнесены вопросы благоустройства, содержания объектов на территориях муниципальных образований.
Статьей 2 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ установлено, что основными целями осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области являются обеспечение чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области, надлежащего состояния и содержания земельных участков, мест производства земляных, ремонтных, строительных и иных видов работ, строений, нежилых зданий и сооружений, а также предупреждение административных правонарушений в этой сфере.
Закон N 161/2004-ОЗ определяет порядок осуществления государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
Частью 2 статьи 22 Закона N 161/2004-ОЗ предусмотрена административная ответственность за несвоевременную очистку или отсутствие в установленных местах урн, мусорных контейнеров, наличие навалов мусора вокруг урн, контейнеров, бункеров- накопителей, на контейнерной площадке или вокруг нее, отсутствие графика вывоза отходов производства и потребления в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 и пунктом 2 статьи 5 Закона N 249/2005-ОЗ обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий хозяйствующих субъектов и прилегающей территории на расстоянии не менее 5 метров возложены на хозяйствующий субъект, в собственности, владении или пользовании которого находится указанная территория.
Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающей к границам территории на расстоянии 5 метров, если иное не установлено федеральным законодательством, законодательством Московской области и муниципальными правовыми актами.
Пунктом 14 статьи 6 Закона N 249/2005-ОЗ установлено, что на вокзалах, пристанях, рынках, в аэропортах, парках, садах, зонах отдыха, учреждениях образования, здравоохранения и других местах массового посещения населения, на улицах, у каждого подъезда жилых домов, на остановках общественного пассажирского транспорта, с внешней стороны входа в объекты торговли и сферы услуг должны быть установлены урны. Урны на рынках, вокзалах и в других местах массового посещения населения, на улицах, во дворах, парках, садах и на других территориях устанавливают на расстоянии, не превышающем 100 м одна от другой.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В рассматриваемом случае между собственниками помещений многоквартирного дома N 2 (собственники), расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово- Зуево, ул. Северная, и обществом (обслуживающая организация) заключен договор от 26.10.2007, в соответствии с пунктами 2.1 и 3.1.1 которого обслуживающая организация обязуется предоставлять собственникам услуги и выполнять работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома с надлежащим качеством и с соблюдением установленных норм и стандартов и условий договора.
Таким образом, общество является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений жилого дома по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Северная, д. 2, в том числе за содержание контейнерных площадок, расположенных около указанных домов.
В силу пункта 3.7.17 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 на территории каждого домовладения должны быть установлены урны, соответствующие утвержденному местным органом самоуправления образцу.
Урны следует очищать от отходов в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать (пункт 3.7.18 Правил).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил).
Таким образом, общество, являясь лицом, ответственным за управление жилым многоквартирным домом N 2 расположенном по адресу: Московская область, г. Орехово- Зуево, ул. Северная, а также лицом, ответственным за содержание, проведение текущего и капитального ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома, в соответствии с указанными нормами закона является лицом, ответственным за содержание и уборку территории, прилегающей к указанному жилому многоквартирному дому, и, следовательно, должно обеспечить установку урн около подъездов указанного жилого дома.
Доводы общества о том, что в его обязанности входит лишь сбор и вывоз мусора, но не установка урн, апелляционный суд находит несостоятельными. По мнению суда, процесс сбора мусора в современных условиях должен осуществляться, в том числе, при помощи специальных несложных приспособлений, в числе которых упомянутые урны, которые обеспечивают сбор и временное хранение мелких бытовых отходов до их вывоза.
В силу ч. 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Обязательным условием привлечения лица к административной ответственности, в силу статьи 1.5 КоАП РФ, является установление его вины.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия каких-либо объективных причин, препятствующих обществу надлежащим образом исполнить свои обязанности, не представлено.
Наличие события административного правонарушения административным органом доказано и подтверждается материалами административного дела, в том числе актом осмотра указанной территории и фототаблицей. Наличие вины также доказано.
Процедурных нарушений при привлечении общества к ответственности административным органом не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и мотивированным, а оснований для его отмены, в т.ч. безусловных, не имеется. Доводы общества (по существу повторяемые в апелляционной жалобе) отвергнуты правомерно, нормы материального и процессуального права применены правильно, с учетом фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.07.2010 по делу N А41-21999/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21999/2010
Заявитель: ООО "Орехово-Зуевское Городское жилищное предприятие"
Заинтересованное лицо: Территориальный отдел N 14 ТУ N 2 Главного государственного административно-технического надзора Московской области
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2010 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6063/2010